logo
Таможенные пошлины и расчеты упп

4.3. Оценка на основе вычитания стоимости

В тех случаях, когда оказывается невозможным использо­вать имеющиеся цены сделок либо отсутствуют сделки с иден­тичными или однородными товарами, следует переходить к дру­гим альтернативным методам оценки.

При этом в отношении метода 4 ("Метод на основе вычи­тания стоимости") и метода 5 ("Метод на основе сложения сто­имости") Закон РФ "О таможенном тарифе" разрешает измене­ние последовательности их применения: после метода 3, по же­ланию декларанта, может быть использован как метод 4, так и метод 5. Это вызвано тем, что указанные методы могут представлять весьма существенные трудности при их практическом примене­нии. Данное положение соответствует и международным нор­мам, закрепленным Соглашением по применению ст. VII ГАТТ "Оценка товаров для таможенных целей".

В соответствии со ст. 22 Закона РФ "О таможенном тари­фе" таможенная оценка по методу 4 базируется на цене, по которой ввозимые (оцениваемые) или идентичные, или однородные товары были проданы наибольшей агрегирован­ной партией на территории Российской Федерации в неиз­менном состоянии, не позднее 90 дней с даты ввоза оцени­ваемых товаров, участнику сделки, не являющемуся взаи­мозависимым с продавцом лицом.

Таким образом, для использования цены продажи на внут­реннем рынке оцениваемых, идентичных или однородных товаров в качестве основы для определения таможенной стои­мости эта продажа должна отвечать следующим условиям:

а) товары должны быть проданы в России в неизменном со­стоянии, т. е. в том же состоянии, в котором они были ввезены;

б) ввозимые (оцениваемые), идентичные или однород­ные товары должны продаваться одновременно с ввозом оцени­ваемых товаров или во время, достаточно близкое ко времени ввоза оцениваемых товаров; допускается использовать данные по продажам, состоявшимся не позднее 90 дней с даты ввоза оцениваемых товаров;

в) при отсутствии случаев продажи ввозимых (оценивае­мых), идентичных или однородных товаров в таком же состоя­нии, в каком они находились на момент ввоза, покупатель может, при соблюдении установленных требований, исполь­зовать цену единицы товара, прошедшего переработку, с проведением соответствующей корректировки на стои­мость, добавленную в процессе переработки. Покупателю при этом потребуется подтвердить (обо­сновать) таможенному органу правильность произведенной им корректировки, т.к. корректировка должна основывать­ся на объективных и количественно определяемых данных. Ос­нову расчетов должны составлять принятые формулы и методы определения стоимости работ по переработке товаров в соответствующих отраслях производства;

г) покупатель не должен прямо или косвенно поставлять продавцу бесплатно или по сниженной цене товары или услуги, использованные для производства и продажи для ввоза в Рос­сию импортируемых товаров;

д) первый покупатель ввезенных товаров на внутреннем рынке не должен быть связан с продавцом (импортером оцени­ваемых, идентичных или однородных товаров).

Понятие продажи товаров в неизменном состоянии означа­ет следующее. Операции производственного характера (вклю­чая сборку), а также дальнейшая обработка товаров рассматри­ваются как операции, изменяющие состояние ввезенного това­ра. В то же время товар будет считаться не изменившим состояние в том случае, если были произведены операции по удалению иностранных упаковочных материалов, консервантов, а также простая переупаковка товаров для внутреннего рынка. Такие естественные изменения, как усушка товара, его испаре­ние (для жидкостей) также рассматривается как сохранение то­варом неизменного состояния. В том случае, если нет продаж оцениваемых, идентичных или однородных ввезенных товаров в неизменном состоянии, то возможно использование в качестве базы для расчета продажной цены за единицу этих товаров на рынке России после их дальнейшей обработки на территории Российской Федерации с учетом поправок на стоимость этой обработки.

Одним из центральных вопросов данного метода оценки яв­ляется выбор цены, по которой наибольшее агрегированное (со­вокупное) количество товара было продано после ввоза в стра­ну покупателям первого коммерческого уровня, не связанным с продавцом (импортером).

Для определения наибольшего агрегированного количества суммируются все продажи товара по данной цене. Наибольшее общее количество единиц товара, проданных по одной цене, и будет представлять наибольшее агрегированное количество единиц товара.

Статья 22 Закона (п. 4) предусматривает, что в том слу­чае, если отсутствуют случаи продажи оцениваемых, идентич­ных или однородных товаров в неизменном состоянии, то по просьбе декларанта может использоваться цена единицы това­ра, подвергшегося обработке. При этом определение единичной цены товара, подвергшегося обработке, осуществляется с уче­том требований, рассмотренных выше. Однако в данном случае, кроме исключения расходов, предусмотренных п. 3 ст. 22 Зако­на и перечисленных выше, из цены обработанных товаров необ­ходимо вычесть стоимость обработки после ввоза. Эти вычеты должны базироваться на объективных и поддающихся количест­венной оценке данных, относящихся к стоимости этой обработ­ки (включая формулы и методы расчетов, применяемые в прак­тике различных отраслей). Однако метод 4 не может быть при­меним к товарам, прошедшим обработку, в том случае, если в результате обработки после ввоза товары потеряли свои преж­ние свойства.

Не применяется метод 4 и в том случае, если ввезенный товар после обработки не потерял свои качества, но составляет весьма незначительную часть конечного продукта.

Для того, чтобы стало возможным исчисление тамо­женной стоимости на основе внутренней цены, из нее необ­ходимо выделить те элементы, которые характерны толь­ко для внутреннего рынка, т.е. те затраты, которые произведены после ввоза данных товаров на территорию Российской Федерации и не должны быть включены в таможенную стои­мость.

В соответствии с п. 3 ст. 22 Закона РФ "О таможенном та­рифе" из цены товара вычитаются следующие компоненты:

а) расходы на выплату комиссионных вознаграждений, обычные надбавки на прибыль и общие расходы в связи с про­дажей в Российской Федерации ввозимых товаров того же класса и вида;

б) суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, сборов и иных платежей, подлежащих уплате в Российской Федерации в связи с ввозом и (или) продажей товаров;

в) обычные расходы, понесенные в Российской Федерации, на транспортировку, страхование, погрузочные и разгрузочные работы;

г) стоимость, добавленную в результате сборки или даль­нейшей переработки, в случае если это необходимо.

Другими словами, в основе метода 4 лежит выбор цены, по которой ввозимые товары продаются в России. Однако использование в рам­ках метода 4 цен продажи в России только оцениваемых това­ров существенно ограничило бы рамки применения этого мето­да, поэтому как международные нормы, так и российское зако­нодательство предусматривают возможность использования в рамках данного метода цен продаж на рынке России иден­тичных или однородных товаров. Для данного метода ис­пользуются те же понятия идентичности и однородности товаров, которые даны Законом применительно к мето­дам 2 и 3.

Под взаимозависимостью сторон, в отличие от ст. 19 Зако­на, понимается взаимозависимость между импортером и поку­пателем на российском рынке, однако используются те же кри­терии взаимозависимости, которые даны в ст. 19.