logo
Анализ деятельности кадровой службы в таможне

1.3 Анализ коррупционной деятельности государственной службы и кадров

Успех любого дела, как известно, зависит от кадровой составляющей.

Штатная численность Иркутской таможни составляет 471 единицу, основу которой составляют государственные служащие - 295 человек. Именно государственные служащие (инспекторы) и осуществляют таможенный контроль и оформление всего грузопотока. В штате таможни имеется и такая категория как сотрудники - 121 человек - это прежде всего руководители структурных подразделений и те, кто осуществляет правоохранительную функцию (дознание, расследование, ведет оперативно-розыскную работу и проч.). Есть в таможне и такая категория, как работники - 55 человек, это водители служебного автотранспорта, делопроизводители, рабочие.

Качественный состав должностных лиц Иркутской таможни в 2013 году по сравнению с тем же периодом 2012 года существенно не изменился. В своей основе это специалисты с большим опытом работы. Так, к примеру, со стажем работы от 10 до 15 лет работают 131 человек (33,9 %), (в 2012 году - 128 чел.(33 %. Также стабильной осталась доля должностных лиц, имеющих большой стаж и опыт работы: свыше 15 лет- 102 человека (26%) (106 человек или 27% в 2012 году).

За 2013 год практически сведено до 1 число должностных лиц со средним образованием и более чем в 3 раза уменьшилась численность должностных лиц со средним профессиональным образованием и составила 2% от фактической численности должностных лиц. Высшее образование имеют 94% должностных лиц.

Работа в таможне во все времена считалась престижной. Одной из важнейших составляющих работы ведомства была определенная стабильность, соблюдение всех трудовых гарантий, предоставленных государством: своевременная выплата заработной платы, оплата и предоставление отпусков (по графику), оплата больничных листов и т.п. Поэтому таможня никогда не испытывала "кадрового голода". В отделе кадров годами лежали заявления сотен желающих устроиться на работу, а вакансий, как правило, не было. Сейчас желающих не меньше, но заявления не залеживаются. Правда, отбор кандидатур на местном уровне очень скрупулезный, а требования, предъявляемые к кандидатам таможенными органами, очень жесткие. Отбор кандидатов на должности государственных таможенных инспекторов проводится только на конкурсной основе. Впервые за все время существования таможня стала объявлять о приеме на вакантные должности через региональные СМИ. Так, за 2013 год было объявлено 12 конкурсов по 38 должностям государственных служащих. Завершено 8 конкурсов по 29 должностям (т.е. трудоустроены), участие в которых приняли 95 человек.

В 2013 году уволилось 91 должностное лицо (50 человек в 2012 г.), а было принято за этот же промежуток времени 90 должностных лиц, 20% или каждый пятый из списочного состава таможни - вновь трудоустроенный. Т.е. коэффициент текучести кадров в 2013 году увеличился по сравнению с прошлым годом с 14,3 до 24,8.

В первую очередь это связано с Федеральным законом от 30.06.2002 №78-ФЗ в соответствии с которым срок реализации права выхода на пенсию по выслуге лет для гражданских служащих, перешедших на государственную службу, был установлен до 30 июня 2007 года. В связи с этим 59 государственных гражданских служащих были уволены для реализации права на пенсию. Из них на конкурсной основе вернулись в таможню 46 человек. Поэтому фактическая текучесть кадров составила 12,7%.

Таким образом, как сообщает пресс-служба СТУ, Иркутская таможня укомплектована по состоянию на 31декабря 2013 года на 94,6 %, что ниже показателя прошлого года (на 31.12.2012 - 98%). Сегодня имеются вакансии по различным инспекторским должностям на Ангарском, Усольском, Иркутском таможенных постах, в структурных отделах и отделениях таможни. Это специалисты по досмотру, информационно-технической службе, документационному обеспечению и т.д. Так, к примеру, в связи с выделением дополнительных ставок таможне требуются сразу 7 кинологов. Нуждается таможня и в водительском составе. Всего 38 вакансий. Одной из основных форм профилактики правонарушений являются служебные проверки, позволяющие выявить причины, мотивы и обстоятельства нарушений, определить виновных должностных лиц, выработать предупредительные меры, направленные на устранение причин и условий, способствующих совершению дисциплинарного проступка. В 1 квартале 2011 года проведено 13 служебных проверок в отношении должностных лиц таможни, совершивших нарушения служебной дисциплины. Виновные привлечены к дисциплинарной ответственности.

Кадровая служба сотрудничает со службой собственной безопасности по вопросам противодействия злоупотреблениями и нарушениями законодательства должностными лицами таможни. В течение 1 квартала 2011 года было возбуждено 2 уголовных дела в отношении должностных лиц таможни: по ч.3 ст. 159 УК РФ (по факту мошенничества хищение денежных средств с использованием должностных полномочий). Все преступления среди личного состава были выявлены отделом собственной безопасности Иркутской таможни. Также в прошлом году за противоправную деятельность был привлечен к уголовной ответственности 1 сотрудник, в настоящее время возбуждено уголовное дело еще в отношении одного лица. Говоря об итогах воспитательно-профилактической работы, следует отметить, что в 2013 году благодаря слаженной работе руководства и общественных институтов таможни, удалось значительно снизить абсолютные показатели нарушений служебной дисциплины.

В целях оценки уровня коррупции и эффективности проводимых антикоррупционных мероприятий в Иркутской таможне было проведено социально-психологическое исследование. По результатам проведенного обследования подавляющее большинство респондентов таможни (76,6%) основной причиной коррупционных проявлений в таможенных органах назвали наличие отрицательных морально-нравственных качеств у отдельных должностных лиц и лишь 4,2% участников опроса уверены, что воспитательно-профилактической работой коррупционных проявлений не устранить. Каждый третий ответивший на вопросы анкет (33,8%) считают необходимым формировать совместно со СМИ и общественными организациями у должностных лиц антикоррупционное мировоззрение.

В связи с проводимыми антикоррупционными мероприятиями на 68% сократилось количество нарушителей служебной дисциплины (халатное отношение к служебным обязанностям), по которым наложены дисциплинарные взыскания (в 2012 году - 51, в 2013 году - 16). Удалось добиться резкого снижения процента пораженности нарушениями служебной дисциплины (4,6% в 2013 году, против 15,9% в 2012 году). В 2013 году объявлено 20 дисциплинарных взысканий, в 2012 году - 71. В то же время в 2013 году за добросовестное исполнение должностных обязанностей поощрено 328 должностных лиц таможни. Из них: 68 приказами Федеральной таможенной службы, 17 - приказами Сибирского таможенного управления, 232 - приказами начальника таможни, 11 - правами губернатора Иркутской области и мэра города Иркутска.

СПРАВКА:

Требования к претендентам на замещение вакантных должностей:

- для начальника отделения и главного государственного таможенного инспектора: высшее профессиональное образование, не менее двух лет стажа государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или не менее четырех лет стажа работы по специальности, соответствие требованиям к профессиональным знаниям и навыкам, определенным должностным регламентом;

- для государственного таможенного инспектора и старшего государственного таможенного инспектора: высшее профессиональное образование, не менее трех лет стажа работы по специальности, соответствие требованиям к профессиональным знаниям и навыкам, определенным должностным регламентом.

Информация о принимаемых мерах по противодействию коррупции в Иркутской таможне.

Нормативные документы, регламентирующие борьбу с коррупцией:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;

2. Указ Президента Российской Федерации от 13.04.2010 № 460 «О национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы» (в ред. Указа Президента РФ от 13.03.2012 N 297);

3. Указ Президента Российской Федерации от 11.04.2014 № 226 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2014-2015 годы»;

4. Федеральный закон Российской Федерации от 21.11.2011 № 329-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции».

5. Указ Президента Российской Федерации от 01.07.2010 № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов».

6. Указ Президента Российской Федерации от 23.06.2014 № 453 «О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции».

7. Приказ ФТС России от 11.06.2014 № 1089 «Об утверждении плана Федеральной таможенной службы по противодействию коррупции в таможенных органах Российской Федерации на 2014-2015 гг.».

8. Приказ ФТС России от 17.07.2014 № 1369 «Об утверждении Инструкции об организации работы «телефона доверия» ФТС России, регионального таможенного управления, таможни».

9. Приказ Иркутской таможни от 29.08.2014 № 584 «Об организации работы «телефона доверия» Иркутской таможни».

10. Приказ Иркутской таможни от 30.06.2014 № 478 «Об утверждении Перспективного плана по совершенствованию предупредительно-профилактической и индивидуально-воспитательной работы в борьбе с коррупционными проявлениями в Иркутской таможне на период 2014-2015 гг.».

11. Приказ Иркутской таможни от 26.12.2014 № 889 «О комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулировании конфликта интересов в Иркутской таможне» (в ред. приказа Иркутской таможни от 22.10.2015 № 714).Порядок работы комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов, включая порядок подачи заявлений для рассмотрения на комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов.

Порядок работы комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов, включая порядок подачи заявлений для рассмотрению на комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов регламентирован Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. N 821 "О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов", приказом Иркутской таможни от 07.08.2013 № 583 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов».В целях формирования у должностных лиц таможни антикоррупционного правосознания, создания атмосферы нетерпимости коррупции в Иркутской таможне, выработки средств, форм и методов эффективного противодействия должностным преступлениям, а также воспитания патриотических чувств и сознательного отношения каждого к исполнению своих должностных обязанностей по защите экономических интересов Российской Федерации, во исполнение Национального плана противодействия коррупции на 2014-2015 годы, плана Федеральной таможенной службы по противодействию коррупции в таможенных органах Российской Федерации на период 2014-2015 гг. (приказ ФТС России от 11.06.2014 № 1089), в Иркутской таможне издан приказ от 30.06.2014 № 458 «Об организации работы по борьбе с коррупционными проявлениями и должностными злоупотреблениями в Иркутской таможне и мерах, направленных на выполнение требований федерального законодательства по противодействию коррупции на 2014-2015 годы».Октябрьским районным судом г.Иркутска 17 июня 2014 г. вынесен приговор о признании виновным бывшего сотрудника Иркутской таможни Д.А. Балобешкина (уволен из таможенных органов Российской Федерации 20.03.2014) в совершении преступления, предусмотренного частью 3 статьи 159 Уголовного Кодекса Российской Федерации (мошенничество). При вынесении приговора судом были учтены смягчающие обстоятельства - признание вины, раскаяние в содеянном и назначено наказание в виде 1 года 6 месяцев лишения свободы без штрафа и без ограничения свободы, наказание считать условным с испытательным сроком в 1 год. Несмотря на проведенную работу по предотвращению коррупционных проявлений по материалам отдела по противодействию коррупции в марте 2015 года возбуждено уголовное дело в отношении двух должностных лиц отдела таможенного оформления и таможенного контроля № 3 (далее - ОТО и ТК №3) Нижнеудинского таможенного поста по признакам преступления, предусмотренного пунктом «а» ч. 5 ст. 290 УК РФ - получение взятки должностным лицом в виде денег за совершение действий в пользу взяткодателя, группой лиц по предварительному сговору.