Вопрос 3 Стратегия кадровой политики таможенной службы сша
На протяжении многих лет своего существования таможня США служила источником финансирования правительства, а также развития инфраструктуры государства в ранние годы его существования. Проблемы, встающие перед таможенной службой США в начале третьего тысячелетия, её задачи и обязанности значительно изменились. по сравнению даже с прошлым десятилетием. Однако, как утверждают таможенные власти, в частности комиссар таможенной службы, одно остается неизменным: это ценности, воплощенные в людях, которые в ней работают. Именно их в каждом публичном годовом отчете комиссар таможенной службы США называет основным достоянием этой службы. Пятилетний план таможенной службы США на 2000- 2005 годы включает основные цели и определяет задачи таможенной службы, стратегии и пути их достижения. Согласно этому документу,, одной из основных задач таможни США в ближайшие пять лет наряду с такими, как упрощение процедуры законного перемещения товаров через границу и предотвращение нарушений торгового законодательства, борьба с наркобизнесом и отмыванием денег, освоение новых технологий и автоматизации и др., является «найм, обучение и сохранение квалифицированных сотрудников в условиях высокой конкуренции на рынке труда и найма». В ряду таких приоритетов, как обеспечение безопасности границ и четкое взаимодействие с воздушными и морскими службами перехвата, рост эффективности таможенных расследований, автоматизация, стоят честность и бескомпромиссность, ответственность, дисциплина, подготовка и переподготовка кадров.
В проекте стратегического плана развития таможенной службы США па 2000-2005 гг. отмечалось, что
Основными ценностями таможенной службы США являются верность традициям, беззаветное служение своей стране, сохранение профессиональной чести и достоинства. Большое значение в подготовке кадров имеет моральный аспект. Как неотъемлемые качества, которые должны быть присущи каждому сотруднику таможни и которые нужно в них воспитывать и поощрять, отмечаются:
честность и бескомпромиссность: умение четко провести грань между добром и злом и в любых обстоятельствах действовать достойно звания сотрудника таможенной службы, поднимая её авторитет;
ответственность: способность самостоятельно принимать решения и отвечать за свои поступки;
-справедливость: умение действовать корректно и беспрепятственно по отношению к любому человеку, принимать разумные решения, в любой ситуации сохраняя уравновешенность и непредубежденность;
- профессионализм: образцовое выполнение своих служебных обязанностей, компетентность, вежливость;
- достоинство: таможенник должен гордиться традициями таможенной службы, осознавать важность её миссии и не жалеть усилий для её осуществления, работая с полной самоотдачей.
Такими качествами, на взгляд американского руководства, должен обладать идеальный сотрудник таможенной службы. Для впервые поступающих на службу таможенных инспекторов и таможенных кинологов применялась новая программа найма, цель которой -повысить качество отбора персонала. На вакантные места, например, в 1999 году было подано 48 тыс. заявок претендентов, из которых в итоге выбрано 482. Это показывает высокий престиж таможенной службы и тщательность отбора кадров.
Как особое достижение можно отметить увеличение удельного веса национальных меньшинств среди персонала таможенной службы. Так, за последние три года число афроамериканских сотрудников мужского пола увеличилось на 8%, женщин - на 4%, латиноамериканцев - соответственно на 27% и 22%, представителей других меньшинств - на 21% и 28. Это отражает стремление к обеспечению равноправия и, возможно, общеамериканскую тенденцию к политкорректности: ни в коем случае не быть заподозренными в расовой неприязни.
В 2000 году в таможенной системе США была учреждена новая организация, которую возглавил высокопоставленный чиновник. Цель её - централизация и управление системой подготовки и переподготовки таможенников, т.е. всего, что связано с вопросами обучения, в том числе со сбором информации, имеющей отношение к обучению. С помощью этой организации должны осуществляться общие таможенные программы подготовки сотрудников и повышения их квалификации. Составители проекта полагают, что в дальнейшем потребуют решения такие проблемы:
- дальнейшее развитие информационных технологий и рост числа управленцев вспомогательного состава, что потребует дополнительных расходов в условиях ограниченного бюджета;
- найм подготовка и сохранение высокопрофессиональных, компетентных, ответственных и разносторонних кадров – довольно сложная задача в условиях высокой конкуренции на рынке найма;
- дальнейшее распространение сетевой коммерции и Интернет - технологий, что потребует подготовки высокопрофессиональных кадров соответствующего профиля;
- продолжение выработки оптимальных критериев для оценки эффективности учебных программ базового и продвинутого уровня, с наделением приоритетным значением способов оценки деятельности и измерения эффективности работы, а также методик эффективного распределения ресурсов.
Руководством американской таможни для решения задач кадровой политики предусматриваются следующие стратегии:
расширить список квалификационных требований при найме сотрудников на дополнительные рабочие места по основным специальностям;
обеспечить равноправие и разнообразие кадрового состава, используя стратегии целевого найма. Для этого предусматривается выработка долгосрочного плана по созданию равных возможностей при найме, чтобы и в будущем обеспечить разнообразие кадрового состава;
- разрабатывать и применять программы по повышению дисциплины в таможенной системе, которые способствовали бы осуществлению основной миссии таможни;
учитывать и использовать данные дисциплинарного совета в целях усовершенствования управления человеческими ресурсами;
учредить определенные правила по отслеживанию информации, касающейся сотрудников, действия которых вызывают жалобы клиентов. Необходимо одобрение этого проекта властями;
- закончить расследование случаев применения репрессалий, которое проводится для выявления факторов, повлекших за собой обвинения в дискриминации со стороны подвергшихся репрессалиям;
- максимально использовать автоматизацию и новые технологии для перехода к единой электронной информационной системе, обеспечивающей потребности в стратегической информации по кадрам;
- предоставлять льготы сотрудникам и их семьям, обеспечивать профессиональной консультативной помощью по различным вопросам;
- обеспечивать безопасные и здоровые условия труда для сотрудников таможни.
Что касается подготовки и повышения квалификации сотрудников американской таможни, то здесь авторы проекта выделяют следующие приоритетные стратегии:
- привести к единому стандарту курсы профессиональной подготовки с помощью учебного плана, учредить требования годичного профессионального образования;
обеспечить базовый тренинг по лидерским и управленческим навыкам для всех менеджеров и лиц, занимающих руководящие должности;
пересмотреть внутренние таможенные программы обучения по использованию огнестрельного оружия и тактические методы с целью повысить эффективность и безопасность всех сотрудников основных правоприменительных подразделений;
- развивать инфраструктуру дистанционного обучения, чтобы предоставить больше возможностей профессионального обучения таможенникам, находящимся в разных точках страны;
- разработать общеамериканский годичный план профессиональной подготовки с учетом связи мероприятий по подготовке и повышению квалификации сотрудников со стратегическими задачами таможни;
- приобрести и использовать новые автоматизированные системы поиска и анализа для планирования и руководства профессиональной подготовкой и повышением квалификации всех сотрудников таможни.
В области кадровой политики Таможенной службы США можно выделить следующие основные задачи и направления:
- повышение квалификации и профессиональной компетентности сотрудников (путем более тщательного подбора кадров и усиления профессиональной подготовки сотрудников);
- сохранение кадров в условиях конкуренции (реализация социальных программ, наделение льготами, обеспечение оптимальных условий деятельности);
- повышение дисциплины сотрудников (анализ нарушений, разработка программ по улучшению дисциплины и методов дисциплинарного контроля);
- обеспечение равноправия сотрудников, исключение дискриминации (разработка долгосрочною плана целевого найма, изучение фактов применения репрессалий);
- совершенствование системы профессиональной подготовки сотрудников (централизация процесса подготовки и унификация требований, разработка высококачественных программ подготовки);
- эффективное использование современных ресурсов и технологий (создание и стратегическое использование электронных баз данных по кадрам, развитие дистанционного образования, обучение сотрудников новым технологиям, внедрение автоматизации).