2.3 Анализ развития кадрового потенциала
НА ПРИМЕРЕ ОРСКОЙ ТАМОЖНИ
Орская таможня подчиняется Уральскому Таможенному Управлению. В состав Орской таможни входят пять таможенных постов:
Адамовский
Домбаровский
Медногорский
Новотроийкий
Светлинский.
В Орской таможне 27 подразделений, условно объединяемые в пять крупных блоков, каждый из которых курирует отдельный заместитель начальника таможни.
Одной из основных функций таможенных органов является фискальная, ежегодно каждое таможенное управление получает от Государственного таможенного комитета плановые суммы, которые необходимо внести в бюджетный фонд и в фонд развития таможенной службы. Каждое управление распределяет эту сумму по своим таможням. Рассмотрим показатели по выполнению плана Орской таможней в 1995 - 1998 гг. (табл. 2).
Годы | Бюджетный фонд, (%) | Фонд развития таможенной службы, (%) |
1995 | 106,1 | 107,5 |
1996 | 102,5 | 64,7 |
1997 | 103,4 | 96,8 |
1998 | 100,1 | 78,4 |
Табл. 2 - Динамика выполнения плана по внесению денежных средств в бюджетный фонд и в фонд развития таможенной службы Орской таможней за 1995 - 1998 гг.
Показатель выполнения плана, особенно по внесению средств в бюджетный фонд, очень важен для любого таможенного управления и любой таможни. Он в определенной степени формирует "лицо" управления или таможни. От него зависит финансирование таможни, ее место в таможенной системе, отношение к ней вышестоящих таможенных органов. Как видно из табл. 2.1, Орская таможня в 1995 — 1998 годах успешно справилась с внесением плановых сумм в бюджетный фонд, наблюдается даже небольшое перевыполнение плана. Выполнение плана по внесению сумм в фонд развития таможенной службы, или иначе он еще называется внебюджетным фондом, представляет определенные трудности: в период всеобщих неплатежей невозможно взыскать штрафы; сложно реализовать конфискованный товар и так далее.
Сравним данные по пополнению кадров Орской таможни в 1997 и 1998 годах и проанализируем их (см. табл. 3).
№ п/п | Показатели | Количество принятых | |||||
1997 г. | 1998 г. | ||||||
Чел. | В % от общего кол-ва приня-тых в этом году | Чел. | В % от общего кол-ва приня-тых в этом году | ||||
Всего | 95 |
| 41 |
| |||
1 | Образование: а) высшее б) среднее специальное в) среднее общее |
62 15 18 |
62,5 15,8 19,0 |
36 3 2 |
87,8 7,3 4,9 | ||
2 | Возраст: а) до 30 лет б) от 30 до 40 лет в) старше 40 лет |
50 38 7 |
52,6 40,0 7,4 |
30 11 0 |
73,2 26,8 - | ||
3 | Специфика образования: а) экономист б) юрист |
15 5 |
15,8 5,3 |
5 2 |
12,2 4,8 |
Табл. 3 - Динамика пополнения кадров Орской таможни в 1997 -1998 гг.
Анализируя данные табл. 3, можно сказать, что в 1998 году производился более тщательный отбор кандидатов - с высшим образованием принято на 22,6 % больше, чем в 1996 году. В 1998 году у руководства таможни и кадровых служб было для этого больше времени, и была возможность выбирать. В 1995 - 97 гг. приходилось укомплектовывать кадрами стремительно развивающуюся структуру таможни в короткие сроки. Кроме того, можно отметить значительное омоложение персонала таможни: количество вновь принятых сотрудников в возрасте до 30 лет увеличилось на 20,6%, а в возрасте от 30 до 40 лет - сократилось на 13,2%; что же касается сотрудников в возрасте старше 40 лет, то в 1998 году их в таможню не принимали.
Данные по принятым экономистам и юристам оставляют желать лучшего. В 1998 году количество принятых с экономическим и юридическим образованием даже снизилось: по принятым экономистам - на 3,6 пункта, по принятым юристам - на 0,5 пункта. Проблема, связанная с принятием на службу в таможню лиц с экономическим и юридическим образованием, будет рассмотрена в третьей главе дипломной работы при анализе причин текучести и неукомплектованности кадров в Орской таможне.
Вновь принятые сотрудники особенно не ухудшили качественный состав персонала Орской таможни (см. табл. 4).
Если сравнить данные таблицы 2.8 за 1997 и 1998 год, то получим совсем небольшие отклонения в ту или другую сторону почти по всем показателям. Положительным является увеличение в 1998 году количества экономистов в составе персонала таможни - даже всего на 0,7%. А особенно важным является тот факт, что в 1998 году количество сотрудников со стажем от 2 до 5 лет уже составило 64,5 % от общей численности (сравним: в 1997 году их количество было равно 39,3 %). А это один из признаков формирования кадрового потенциала организации.
№ п/п | Показатели | Списочная численность | ||||||||
1997 г. | 1998 г. | |||||||||
Чел. | В % от общего кол-ва приня-тых в этом году | Чел. | В % от общего кол-ва приня-тых в этом году | |||||||
| Всего | 412 |
| 428 |
| |||||
1 | Образование: а) высшее б) среднее специальное в) среднее общее |
201 11 107 |
48,8 2,7 25,9 |
220 11 110 |
51,4 2,6 25,7 | |||||
2 | Возраст: а) до 30 лет б) от 30 до 40 лет в) старше 40 лет |
189 198 25 |
45,9 48,1 6,0 |
191 185 52 |
44,6 43,2 12,2 | |||||
3 | Специфика образования: а) экономист б) юрист |
49 22 |
11,9 5,3 |
54 21 |
12,6 4,9 | |||||
4 | Стаж работы в таможенных органах: а) до 1 года б) от 1 года до 2 лет в)от 2 до 5 лет г) свыше 5 лет |
117 133 162 0
|
28,4 32,3 39,3 - |
68 79 276 5 |
15,9 18,5 64,5 1,1 |
|
Табл. 4 - Динамика качественного состава персонала Орской таможни в 1997-1998 гг.
Если сравнить данные по должностному росту в 1995 - 98 гг. (табл. 2.9), сразу видно, что количественные показатели в 1998 году заметно снизилась.
Годы
| Назначено на должность | |||||
Всего | Началь-ник отдела | Зам. началь-ника отдела | Главный инспек-тор | Ведущий инспек-тор | Инспек-тор | |
1995 | 50 | 3 | 2 | 5 | 23 | 17 |
1996 | 36 | 5 | 2 | 3 | 14 | 12 |
1997 | 38 | 4 | 2 | 6 | 15 | 10 |
1998 | 26 | 2 | 2 | 4 | 12 | 6 |
Табл. 5 - Динамика должностного роста кадров Орской таможни за 1995-1998 гг.
Снижение статистических показателей следует оценить как положительный факт, так как на этапе развития, который начался в 1995 году, таможню интересует уже не столько количество персонала, а его качество. А это признак того, что принцип профессионализма и компетентности в работе с персоналом таможни, наконец-то, становится главным, а не одним среди многих.
Накопленные в процессе работы с сотрудниками, состоящими в резерве выдвижения, сведения сосредотачиваются в кадровой службе для последующего обобщения и принятия решения об их назначении на планируемую должность. Формирование резерва выдвижения началось в Орской таможне в конце 1995 года. Это мероприятие осуществляется на основании Инструкции об организации работы по формированию резерва кадров для выдвижения на руководящие должности в таможенных органах Российской Федерации. В таможне с учетом требований данной Инструкции разработана, утверждена и действует технологическая схема работы с резервом кадров на выдвижение. В течение 1996 года с каждым сотрудником таможни, зачисленным в резерв выдвижения, работа проводилась по индивидуальным планам их подготовки. Часть резервистов прошла обучение на курсах повышения квалификации в региональном таможенном управлении. Практиковалось командирование сотрудников таможни из резерва в другие таможенные органы России для изучения опыта организации таможенного контроля, для оказания методической помощи таможенным постам. Таблица 6 отражает данные результатов работы с резервом выдвижения в Орской таможне.
Годы | Зачислено в резерв
| Назначено на вышестоящую должность из резерва | |
Назначено | Назначено | ||
1997
|
81 |
39
|
48,1 |
1998 | 109 | 33 | 30,3 |
Табл. 6 - Формирование и использование резерва кадров Орской таможни в 1997-98 гг.
С принятием Закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации" предстоит переход на контрактную основу ее прохождения. Он предопределит важнейший поворот в кадровой работе, который позволит провести своеобразную "переоценку" кадров, принять меры для их укрепления, очиститься от лиц, профессионально и нравственно непригодных к службе в таможенных органах. Это позволит также перейти к замещению руководящих должностей, как правило, профессиональными таможенниками. Одна из проблем в работе с персоналом в таможне, которая приводит к нарушению логики и последовательности процесса развития персонала, является текучесть кадров и их неукомплектованность. Причины и того, и другого примерно одинаковы. Приведем статистические данные по выбытию и неукомплектованности кадров в Орской таможне в 1997 и 1998 годах (см. табл. 7 и 8) и проанализируем их.
Выбыли | 1997 г. | 1998 г. | ||
Всего (чел.) В том числе: - юристы (чел./%) - экономисты (чел./%) - в возрасте от 25 до 40 лет (чел./%) - со стажем до 1 года (чел./%) - со стажем от 1 до 2 лет (чел./%) - со стажем от 2 до 5 лет (чел./%) - переведены в другие таможенные органы (чел.) - по собственному желанию (чел./%) - не прошли испытательный срок (чел.) - по результатам аттестации (чел.) - за нарушения трудовой дисциплины (чел.) -в связи с привлечением к уголовной ответственности (чел.) -в связи со службой в рядах ВС (чел.)
| 54 1 / 1,9 17 / 31,5 49 / 90,7 1 / 1,8 11 / 22,0 42 / 76,2 0 50 / 92,6 0 2 1 0 1
| 47 1 / 2,1 11 / 23,4 47 / 100,0 0 / - 0 / - 47 / 100,0 0 45 / 95,7 0 0 1 0 1
|
Табл. 7 - Динамика выбытия кадров из Орской таможни за 1997-1998 гг.
При анализе данных табл. 7, прежде всего, заставляют задуматься четыре основных факта:
1. Очень велик процент выбытия кадров с дефицитными специальностями (экономисты, выбывшие в 1997 году, составили 31,5 %, в 1998 году - 23,4 %).
2. Почти все выбывшие в 1997 году (90,7 %) и все в 1998 году (100,0 %) имели наиболее продуктивный возраст -от 25 до 40 лет.
3. Велик процент выбывших со стажем от 2 до 5 лет, особенно если учесть, что Орская таможня была создана в конце 1993 года (в 1997 г. - 76,2 %, в 1998 г. - 100,0 %).
4. Почти все выбывшие из таможни оставили службу по собст- венному желанию (в 1997 г. - 92,6 %, в 1998 г. - 95,7 %).
Отмеченные категории лиц имели потенциальные возможности для развития карьеры - образование, возраст, стаж. Но большинство из них уволились по собственному желанию, хотя для многих карьера была уже на стабилизационном этапе.
годы
| штат
| факт на 31.12
| Некомплект кадров | |||||
Всего |
| Экон. блок
| Право-охран. блок.
| Блок тамож. оформ.
| Кадр. блок
| |||
Чел. | В % от шта-тной числ | |||||||
1997 | 439 | 432 | 7 | 1,6 | 2 | 2 | 3 | 0 |
1998
| 433
| 426
| 8
| 1,8
| 4 | 0 | 3 | 1 |
Табл. 8 - Неукомплектованность кадров и ее структура в Орской таможне за 1997 - 98 гг.
Из табл. 3.2 видно, что данные по неукомплектованности кад ров в 1998 году по сравнению с данными за 1997 год ничем особенно не отличаются. В нашем случае важно существование самого факта неукомплектованности кадров как такового. К вышепредставленным данным добавим следующие:
- сокращение численности в Орской таможне в 1998 г. уменьшилось по сравнению с 1997 г. на 2,9 пункта;
- текучесть кадров в Орской таможне в 1998 г. сократилась по сравнению с 1997 г. на 0,5 пункта.
Несмотря на небольшое улучшение положения дел в 1998 г. по сравнению с 1997 г., все же и сокращение численности, и текучесть кадров имеют место в Орской таможне.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Под должностными лицами таможенных органов Российской Федерации следует понимать граждан, которые занимают должности в таможенных органах, которым в установленном порядке присвоены специальные или квалификационные разряды.
Над должностью в таможенных органах понимается юридически установленный для одного лица объем функций и правомочий по реализации компетенции соответствующего таможенного органа.
Каждая из должностей содержит точно отграниченную от других основную функцию, выполняемую сотрудником, занимающим данную должность, а её наименование представляет собой краткую и точную формулировку, отражающую ее индивидуальный характер и общность в системе функций таможенных органов.
Должности, занимаемые сотрудниками таможенных органов, и соответствующие этим должностям специальные звания подразделяются на четыре группы: младший состав, средний начальствующий состав, старший начальствующий состав и высший начальствующий состав.
Единая система таможенных органов России – это обусловленная функциональной общностью совокупность самостоятельных звеньев, характеризующуюся едиными целями и задачами, а также вертикальной подчиненностью нижестоящих звеньев вышестоящим. В ряде её звеньев: ГТК России, региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты.
Основные функции таможенных органов России (их двадцать) изложены в ст. 10 ТК РФ. Каждое из звеньев единой таможенной системы обладает перечнем функций и задач, характерных именно для неё.
Именно через деятельность, то есть выполнение определенных функций и задач, в конкретном таможенном органе должностные лица и реализуют свои полномочия.
В целях технического обеспечения деятельности таможенных органов в их штатных расписаниях предусматриваются соответствующие должности работников таможенных органов.
Полномочия должностных лиц при осуществлении деятельности в органах единой таможенной системы реализуются через их права, обязанности и правоограничения.
Права сотрудников таможенных органов – это специальные служебные права, предоставленные им для успешного осуществления служебной деятельности.
Обязанности сотрудников таможенных органов – это установленные правовыми актами для обязательного постоянного исполнения функции и правомочия по занимаемой должности.
Правоограничения сотрудников таможенных органов – это установленные законом запреты на осуществление несовместимых со статусом сотрудника таможенных органов действий или состояний.
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………………………………….1
1 ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ…………………………………………………………………………………….…2
1.2 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТРУКТУРЫ ТАМОЖЕННОГО ОРГАНА…………………………………3
1.3 САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ТАМОЖНЯ………………………………………………………………………..9
1.3.1 ИСТОРИЯ ТАМОЖНИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА………………………………………………………......10
1.3.2 ТАМОЖЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ГРУЗОВ…………………………………...….11
1.3.3 ТАМОЖЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ГРУЗОВ………………………………......12
1.3.4 РУКОВОДСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ТАМОЖНИ И ОТДЕЛЫ………………………….…….13
1.3.5 ПРАВА СОТРУДНИКОВ ТАМОЖЕННОГО ОРГАНА…………………………………………...……..15
1.3.6 ОБЯЗАННОСТИ СОТРУДНИКА ТАМОЖЕННОГО ОРГАНА……………………………………...…..16
1.4 ДОЛЖНОСТИ СОТРУДНИКОВ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ………………………………………………17
1.5 ПОДГОТОВКА КАДРОВ ДЛЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ…………………………………………..…....19
1.6 КАДРОВАЯ СЛУЖБА ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ……………………………………………………..…...20
1.7 ОПТИМАЛЬНАЯ ЧИСЛЕННОСТЬ ШТАТНОГО СОСТАВА ТАМОЖЕН………………………………...20
1.8 ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ ПЕРСОНАЛА В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ…….……..21
2 КАДРОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ………………………………………………….….23
2.1 РАЗВИТИЕ ТАМОЖЕННОЙ СИСТЕМЫ…………………………………………………………………..….29
2.2 ТАМОЖЕННАЯ СИСТЕМА СОВЕТСКОГО ПЕРИОДА…………………………………………………..…30
2.3 АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА НА ПРИМЕРЕ ОРСКОЙ ТАМОЖНИ. . . . . . . . . . . . . ... . . 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………………………………...…42
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Таможенное право. Учебник для вузов / Отв. редактор Б.Н. Габричидзе. — М.: Изд-во БЕК, 1995. — С. 106.
2. Габричидзе Б.Н. Современная Россия обретает таможню // Российская газета. — 1991. — 2 ноября. — С. 2.
3. Таможенное право. Учебник для вузов / Отв. редактор Б.Н. Габричидзе. — М.: Изд-во БЕК, 1995. — С. 107.
4. Круглов А.С. Таможня сегодня // Президентский контроль. — М., 1994. — № 11. — С. 58.
5. Таможенное право. Учебник для вузов / Отв. редактор Б.Н. Габричидзе. — М.: Изд-во БЕК, 1995. — С. 109.
6. Таможенное право. Учебник для вузов / Отв. редактор Б.Н. Габричидзе. — М.: Изд-во БЕК, 1995. — С. 111.
7. Таможенное право. Учебник для вузов / Отв. редактор Б.Н. Габричидзе. — М.: Изд-во БЕК, 1995. — С. 112.
8. Общее положение о региональном таможенном управлении // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1997. — № 27. — Ст. 2255.
9. Общее положение о региональном таможенном управлении Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1994. — № 27. — Ст. 2855.
10. Общее положение о региональном таможенном управлении РФ // Собрание законодательства РФ. — 1994. — № 27. — Ст. 2855.
11. Общее положение о таможне Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1994. — № 27. — Ст. 2855.
12. Общее положение о таможне Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1994. — № 27. — Ст. 2855.
13. Развитие таможенного дела в России / Научн. редактор П.В. Дзюбенко. — М.: РИО РТА, 1995. — С. 59.
14. Марков Л.И. Очерки по истории таможенной службы. — Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1987. — с. 10.
15. Габричидзе Б.Н., Зобов В.Е. Таможенная служба в РФ. — М.: Юрид. лит., 1993. — С. 20
16. Дмитриев С.С. Пограничная служба в России 1857 года в первой половине 19 века // Пограничник. — 1944. — № 7. — с. 46.
17. Габричидзе Б.Н., Зобов В.Е. Таможенная служба в Российской Фередации. — М.: Юрид. лит., 1993. — с. 24.
18. Таможенный Устав. Свод законов Российской империи. Т. 6. — СПб., 1910. — с. 6
19. Ершов А.Д. Основы управления и организации в таможенном деле. СПб., 1999.
20. Кисловский Ю.Г. История таможни государства Российского. М., 1995.
21. Шумилов М.М. История таможенного дела России (IX-XVII вв.). СПб., 2000.
22.Таможенное дело в России. Исторический экскурс. М., 1999.
23. Сайт – http://pitergrouplogistic.ru/spb.html
24. http://www.customs.ru/index.php
25. http://www.arivist.ru/tandem/benefits/2210/infolist/2288/
| Страница |
|
|
|
- 1 Таможенные органы
- 1.2 Общая характеристика структуры
- 1.3 Санкт-петербургская таможня
- 1.3.1 История таможни санкт-петербурга
- 1.3.2 Таможенное оформление автомобильных грузов
- 1.3.3 Таможенное оформление железнодорожных грузов
- 1.3.4 Руководство санкт-петербургской таможни и отделы
- 1.3.5 Права сотрудников таможенного органа
- 1.3.6 Обязанности сотрудника таможенного органа
- 1.4 Должности сотрудников таможенных органов
- 1.5 Подготовка кадров для таможенных органов
- 1.7 Оптимальная численность штатного состава таможен
- 1.8 Технологии управления развитием
- 2 Кадровый потенциал таможенных органов
- На усиление влияния кадрового потенциала на эффективность деятельности таможенных органов
- Реализация принципов кадровой политики по направлениям
- Развитием кадрового потенциала таможенных органов
- 2.1 Развитие таможенной системы
- 2.2 Таможенная система советского периода
- 2.3 Анализ развития кадрового потенциала