2.1 Регулирование исчисления и порядок взимания платежей
Уплата таможенных платежей - одно из условий перемещения товаров через таможенную границу ТС. Учитывая немаловажное значение таможенных платежей, актуальным становится вопрос о законодательном закреплении основ их исчисления и уплаты.
В соответствии с подп. 22 п. 1. ст. 4 ТК ТС - объектом взимания являются товары, перемещаемые через таможенную границу. Товар в таможенном законодательстве - любое движимое имущество, перемещаемое через таможенную границу, в том числе носители информации, валюта государств-членов Таможенного союза, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая и иные виды энергии, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу (транспортные средства, морские суда и т.д.).
Суммы таможенных пошлин, налогов исчисляются в валюте государства-члена Таможенного союза, таможенному органу которого подана таможенная декларация, кроме случаев, предусмотренных международными договорами. Важно отметить то, что длительное время между странами-участниками идет обсуждение вопроса о возможности и необходимости введения единой валюты в рамках Таможенного союза, и о том, какая именно валюта должна рассматриваться в качестве таковой.
База (налоговая база) для исчисления таможенных пошлин представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. Выбор конкретной базы зависит от вида товаров и применяемых видов ставок. При расчете таможенной пошлины по специфическим и комбинированным ставкам используются физические характеристики в натуральном выражении: количество, объем, масса товара с учетом его первичной упаковки, в которой товар поставляется для розничной продажи (караты, граммы, и т.д.), и иные характеристики.
Уплата ввозных таможенных пошлин в странах-участницах ТС осуществляется на счет, определенный международным договором государств-членов Таможенного союза. В качестве такого счета выступает счет уполномоченного органа того государства-члена, на территории которого подлежат уплате ввозные таможенные пошлины. В России таковым органом является Федеральное казначейство.См.: Постановление Правительства РФ от 01 декабря 2004 г. (с последующими изменениями и дополнениями) № 703 «О федеральном казначействе» // Собрание законодательства РФ, 06.12.2004, № 49, ст. 4908.Независимо от того, на территории какого государства-члена осуществляется взимание ввозных пошлин, в обязательном порядке осуществляется процедура распределения сумм между странами ТС. Расчет суммы ввозных таможенных пошлин подлежащих перечислению с единого счета уполномоченного органа на счета других Сторон осуществляется путем умножения общей суммы на нормативы распределения, устанавливаемые в процентах. Ввозные таможенные пошлины не могут быть зачтены в счет уплаты иных платежей, в то время как иные платежи (налоги и сборы), поступившие на единый счет уполномоченного органа, могут засчитываться в счет уплаты ввозных пошлин.
Стоимостная характеристика товара - таможенная стоимость - используется при расчете таможенной пошлины по адвалорным и комбинированным ставкам. Таможенная стоимость - это стоимостный показатель товара, представляющий собой основу для исчисления таможенных платежей и выраженный в конкретном числовом показателе. Определение таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу ТС при их ввозе в РФ, осуществляется в соответствии с Соглашением стран-участниц «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза» См.: Соглашение стран-участниц от 25 января 2008 г. (с последующими изменениями и дополнениями) «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза» // Собрание Законодательства РФ, 06.08.2012, № 32, ст. 4471., а определение таможенной стоимости товаров подлежащих вывозу с таможенной территории ТС определяется в соответствии с законодательством государств-членов Таможенного союза. Так, в Российской Федерации Постановлением Правительства от 6 марта 2012 г. утверждены правила определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с территории Российской Федерации См.: Постановление Правительства РФ от 06.03.2012 (с последующими изменениями и дополнениями)№ 191 «Об утверждении Правил определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации» // Собрание Законодательства РФ, 19.03.2012 № 12, ст. 1415.. Данное определения отсутствует в ТК ТС, что можно считать пробелом законодательства.
В процессе определения таможенной стоимости товаров зачастую возникают спорные ситуации. Так, ООО «Фирма «ДАКО» на основании внешнеторгового контракта, заключенного с другой компанией, ввезло на территорию ТС фасадную плитку в таможенном отношении по декларации. При декларировании данного товара общество использовало метод определения его таможенной стоимости по стоимости сделки с ввозимыми товарами. Таможня приняла решение о корректировке таможенной стоимости в связи с тем, что ею выявлены риски недостоверного декларирования таможенной стоимости. В целях ускорения процесса выпуска товара общество согласилось с корректировкой таможенной стоимости, однако позже обратилось в суд. Суд первой инстанции отказал обществу в признании решения таможни недействительным и пришел к выводу о том, что корректировка таможенной стоимости была произведена обществом добровольно, а также им не были предоставлены дополнительные документы, из чего следует, что таможня вправе принять решение о корректировке. Судом апелляционной инстанции решение суда первой инстанции было отменено. Суд кассационной инстанции отменил постановление суда апелляционной инстанции, оставив в силе решение суда первой инстанции. Президиум Высшего Арбитражного суда РФ занял позицию апелляционного суда, указав на то, что в рассматриваемом случае таможня не доказала, что предоставленные обществом сведения не являются недостаточными или недостоверными. Также Президиум отмечает, что факт самостоятельной корректировки обществом таможенной стоимости не препятствует в реализации права на оспаривание решения таможни о такой корректировке.См.: Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 05 марта 2014 г. № 13328/12 // Справочно - правовая система «Консультант плюс».
Товары, ввозимые на таможенную территорию Таможенного союза облагаются ввозными таможенными пошлинами в соответствии с Единым таможенным тарифом Таможенного союза. Единый таможенный тариф - свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию из третьих стран, систематизированный в соответствии с Единой товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС), в соответствии с которой основной единицей измерения является килограмм, но и кроме нее существует еще и ряд иных единиц измерения (грамм, квадратный метр, штука, караты, литры, и т.д.). Несмотря на введение Единого таможенного тарифа, международным законодательством государств-членов сохранена возможность изменения ставок ввозных таможенных пошлин в одностороннем порядке. Так, применение одной из сторон более высокой ставки возможно лишь в случае, если такая мера служит необходимым условием для развития отрасли экономики, а применение более низкой ставки возможно лишь при наличии острого дефицита товара и при условии, если данная мера является необходимым средством удовлетворения социально значимых потребностей населения и производства. Ставки ввозных таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через таможенную границу Таможенного союза, видов сделок и иных обстоятельств, они определяются Решением Комиссии Таможенного союза и в отдельных случаях Правительством Российской Федерации и доводятся до сведения таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности Федеральной таможенной службой.
Ставки ввозных таможенных пошлин устанавливаются дифференцировано, в зависимости от страны происхождения товаров. В отношении товаров, происходящих из стран, которым в торгово-политических отношениях предоставляется режим наиболее благоприятствуемой нации, а также в отношении товаров российского происхождения, применяются базовые ставки ввозных таможенных пошлин, установленные Решением Комиссии Таможенного союза или Правительством Российской Федерации. В отношении товаров, происходящих из стран, которым в торгово-политических отношениях не предоставляется режим наиболее благоприятствуемой нации либо таможенным органом обнаружены признаки того, что страной происхождения товаров является иностранное государство, с которым нет взаимных договорных обязательств о предоставлении режима наиболее благоприятствуемой нации, либо в случаях отсутствия документов, подтверждающих страну происхождения товаров, либо при обнаружении признаков того, что представленные документы, подтверждающие страну происхождения ввозимых товаров, оформлены ненадлежащим образом и (или) содержат недостоверные сведения, до представления документов, подтверждающих страну происхождения товаров, или уточняющих сведений применяются ставки ввозных таможенных пошлин увеличенные в два раза. Применение ставок Единого таможенного тарифа Таможенного союза в зависимости от страны происхождения ввозимых товаров и условий их ввоза, регулируются национальным законодательством.
Для целей исчисления вывозных таможенных пошлин применяются ставки, установленные законодательством государств-членов ТС с учетом положений, которые предусмотрены международными договорами. В соответствии с п. 3 ст. 3 Закона «О таможенном тарифе» ставки вывозных таможенных пошлин, а также перечень товаров, в отношении которых они применяются, устанавливается Правительством РФ, если не установлено иное. Правительствами стран-участниц ТС было заключено Соглашение от 25 января 2008 г. «О вывозных таможенных пошлинах в отношении третьих стран». Согласно нему, каждая страна-участница формирует перечень товаров, поставляемых в государства, не являющиеся участниками Соглашения, в отношении которых применяются вывозные таможенные пошлины с указанием их ставок, после этого формируется сводный перечень таких товаров с определением ставок вывозных таможенных пошлин. Несмотря на стремление стран-участниц к формированию единого перечня товаров, существует возможность некоторых различий, так, Соглашением предусмотрена возможность разрешения ситуации, когда товар, произведенный на территории государства одной Стороны, применяющего в отношении этого товара вывозные таможенные пошлины, поставляется в третью страну с территории государства другой Стороны, не применяющего в отношении этого товара вывозные таможенные пошлины или применяющего меньшие ставки вывозных таможенных пошлин, эта другая Сторона обязана обеспечить взыскание вывозных таможенных пошлин по ставкам, действующим в государстве Стороны, на территории которого произведен товар, и указанным в сводном перечне товаров. Как отмечалось выше, по общему правилу стороны не расширяют перечень товаров в одностороннем порядке, за исключением случаев, которые могут предусматриваться отдельными соглашениями Сторон. Сумма налогов, подлежащих уплате или взысканию, определяется в соответствии с законодательством государства-члена ТС, на территории которого товар помещается под таможенную процедуру либо на территории которого выявлен факт его незаконного перемещения. Исключение составляет лишь случай, когда будет установлено, что товары, помещенные под процедуру таможенного транзита, находятся на территории другого государства-члена ТС, применяются ставки, установленные законодательством этого государства-члена ТС.
При прибытии товаров на таможенную территорию Таможенного союза обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов возникает у перевозчика в момент пересечения товарами таможенной границы. Обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов при прибытии товаров на таможенную территорию ТС прекращается у перевозчика: при доставке товаров в место прибытия и размещении на временное хранение или помещении под таможенную процедуру в месте прибытия, а также при убытии товаров с таможенной территории ТС, если эти товары после прибытия на таможенную территорию ТС не покидали места перемещения товаров через таможенную границу; после уплаты или взыскания таможенных пошлин, налогов в размерах установленных ТК ТС; в случае обращения товаров в собственность государства- члена ТС в соответствии с законодательством этого государства-члена ТС и в иных случаях.
При убытии иностранных товаров с таможенной территории ТС обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов возникает у перевозчика с момента выдачи таможенным органом разрешения на убытие товаров с таможенной территории ТС. Обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов при убытии иностранных товаров с таможенной территории ТС прекращается у перевозчика при фактическом пересечении товарами таможенной границы. В ст. 81 ТК ТС установлены момент возникновения и прекращения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, а также сроки их уплаты при незаконном перемещении товаров через таможенную границу государств ТС. Обязанность по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу возникает при ввозе товаров на таможенную территорию ТС. Обязанность по уплате вывозных таможенных пошлин, налогов при незаконном перемещении товаров через таможенную границу возникает при вывозе товаров с таможенной территории ТС. При незаконном перемещении товаров через таможенную границу сроком уплаты таможенных пошлин, налогов считается день пересечения товарами таможенной границы, а если этот день не установлен - день выявления факта незаконного перемещения товаров через таможенную границу.
Налог на добавленную стоимость установлен главой 21 НК РФ. Товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации, подлежат обложению налогом на добавленную стоимость в соответствии с НК РФ. Налоговая база для исчисления НДС определяется как сумма: таможенной стоимости товаров, подлежащей уплате таможенной пошлины, подлежащих уплате акцизов (по подакцизным товарам и подакцизному минеральному сырью). По общему правилу, налоговая база определяется отдельно по каждой группе товаров, ввозимых на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, с учетом наименования товара, вида и марки. В соответствии с ч. 3 ст. 160 НК РФ в случае, если в составе одной партии ввозимых на таможенную территорию РФ и иных территорий, входящих в ее юрисдикцию, товаров присутствуют как подакцизные, так и неподакцизные товары, либо в составе партии ввозимых на таможенную территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, товаров присутствуют продукты переработки товаров, ранее вывезенных с территории РФ в соответствии с таможенной процедурой переработки вне таможенной территории, то налоговая база определяется отдельно в отношении каждой группы указанных товаров, и определяется как стоимость такой переработки. Налоговая база по товарам, ввозимым на территорию Российской Федерации и в соответствии с международным договором не подлежащим налоговому контролю и оформлению, определяется как совокупность затрат на их приобретение, доставку и уплату сумм акцизов.
Налоговая ставка - величина налоговых начислений на единицу налоговой базы. В Российской Федерации налоговая ставка НДС определяется ст. 164 НК РФ. Налогообложение производится по ставке 0%, 10% и 18%. Налогообложение по ставке 0% производится при реализации товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта; товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, и т.д. Налогообложение по ставке 10% осуществляется при реализации продовольственных товаров, товаров для детей, периодических печатных изданий, книжной продукции связанной с образованием, наукой, культурой, лекарственных средств. Ставка 18% применяется при реализации товаров, не предусмотренных для ставки 0% и 10%, то есть в отношении остальных товаров. Для определения суммы НДС в составе цены, сформированной с учетом НДС, предусмотрены расчетные ставки налога, которые по сути не являются самостоятельными ставками. Расчетным методом налоговая ставка определяется как процентное отношение налоговой ставки 10% или 18% к налоговой базе, принятой за 100 % и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки.
Исчисление НДС - это определение суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, которое осуществляется на основе метода зачета по счетам. Данный метод основан на выделении в цене товара части добавленной стоимости, поступающей в бюджет в виде налога.См.: Качур О.В. Налоги и налогообложение: учебник, М.: Норма: ИНФРА-М, 2014. - С.212. При освобождении от уплаты таможенных пошлин или акцизов в налоговую базу для исчисления налога на добавленную стоимость условно начисленные суммы таможенных пошлин и акцизов не включаются. В случае освобождения от уплаты налога на добавленную стоимость, для целей учета в налоговую базу для исчисления включаются условно начисленные суммы таможенных пошлин и акцизов.
- 1.3. Таможенный режим и льготы по таможенным платежам
- 30 Таможенные платежи
- Глава 3. Роль таможенных пошлин в торговле и совершенствование таможенных платежей
- 2.2. Механизм администрирования таможенных платежей в Таможенном союзе
- 3.3. Перспективы развития системы администрирования уплаты таможенных платежей
- Тема 5. Таможенные платежи и механизм их расчета.
- Таможенные платежи
- 40. Вопросы совершенствования уплаты таможенных платежей
- 3.2 Основные направления совершенствования таможенного контроля за исчислением и уплатой таможенных платежей
- Тема 11 Таможенные платежи Вопрос 1 Таможенные платежи и их роль в экономической и финансовой политике государства.