logo
Вопросы совершенствования механизма таможенных платежей

1.1 Понятие и сущность таможенных платежей

Несмотря на значимость таможенных платежей для государственного бюджета, одним из самых важных недостатков действующего законодательства следует отнести отсутствие их понятия. В Таможенном кодексе РФ 1993 г.См.: Таможенный кодекс Российской Федерации от 18.06.1993 г. (с последующими изменениями и дополнениями) // Российская газета, №138, 21.07.1993 г. (утратил силу). определение таможенных платежей представляло собой только их перечисление: таможенная пошлина, налоги, сборы и т.д. Хотя и законодатель не закрепил данное понятие, вопрос об определении термина «таможенные платежи» получил широкую разработку и продолжает исследоваться в правовой литературе. Так, С.В. Халипов, определял таможенные платежи как «налоги и сборы, обязанность взимания которых возложена на таможенные органы Российской Федерации».См.: Халипов С.В. Таможенное право: учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2009. С. 112. О.Ю. Бакаева дает следующее определения таможенных платежей: «Это обязательные платежи, являющиеся налоговыми и неналоговыми доходами федерального бюджета, взимаемые таможенными органами в процессе финансовой деятельности и уплачиваемые в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации».См.: Бакаева О.Ю. Правовое регулирование финансовой деятельности таможенных органов в Российской Федерации// Общество: политика, экономика, право. - 2014. - № 2. - С. 192.

Прежде, чем обозначить современное понятие таможенных платежей, необходимо рассмотреть признаки, раскрывающие их сущность, что особенно важно, в связи с созданием Таможенного союза.

1. Таможенные платежи выступают источником пополнения федерального бюджета, за которым они закреплены на постоянной основе и зачисляются в него в полном объеме. Совместно с другими обязательными платежами они служат экономической основой деятельности государства, и так как таможенные платежи являются фискальными доходами федерального бюджета, они не могут быть израсходованы на какие-либо иные цели. В рамках Таможенного союза ввозные таможенные пошлины, налоги, независимо от того, на территории какого государства-члена они уплачиваются, подлежат зачислению на единый счет уполномоченного органа того государства, где они были уплачены. Полученные средства подлежат перечислению и распределению между другими странами-участницами. Все меры, принимаемые в пределах Таможенного союза, направлены на обеспечение своевременного и полного поступления средств от уплаты таможенных платежей в бюджеты стран.

2. Обязательный характер таможенных платежей. Ст. 3 НК РФ указывает на то, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (в том числе и таможенные платежи), однако в рамках законодательства Таможенного союза необходимо отметить тот факт, что его субъекты, перемещающие товар внутри стран Таможенного союза, освобождаются от уплаты таможенных пошлин. Важно отметить то, что это не означает нарушение принципа, так как данное правило об освобождении от уплаты распространяется только на определенный вид таможенных платежей, а именно на таможенные пошлины и реализуется исключительно в рамках стран-участниц Таможенного союза. Данное правило можно рассматривать как следствие реализации суверенного права государства на установление и прекращение взимания налогов и иных обязательных платежей.

3. Использование норм как таможенного, так и налогового законодательства. Оно заключается не только в закреплении определенного перечня таможенных платежей, но и в определении всех существенных элементов налогового права: плательщика, объекта обложения, базы, ставки, порядка и сроков исчисления и уплаты. Перечень таможенных платежей содержится в ст. 70 ТК ТС. Налоговые ставки НДС и акцизов регламентированы нормами налогового законодательства, в котором содержится перечень подакцизных товаров и др. Включение в таможенное законодательство института таможенных платежей как совокупности норм, устанавливающих виды, порядок расчета и условия взимания обязательных платежей, не бесспорно, так как платежи государству в целом определяют предмет регулирования налогового права.См.: Налоговое право России: учебник / отв. ред. Ю.А. Крохина. 3-е изд., испр. М., 2010. С. 76; Цинделиани И.А., Кирилина В.Е., Кострикова Е.Г., Мамилова Е.Г., Шарандина Н.Л. Налоговое право России: учебник. М., 2009. С. 43. Комплексность отрасли таможенного законодательства проецируется и на институт таможенных платежей, который урегулирован нормами как таможенного, так и налогового законодательства.

4. Состав субъектов. Согласно ст. 6 ТК ТС к числу основных задач таможенных органов относится взимание таможенных платежей, а также специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин, контроль правильности их исчисления и своевременности уплаты, принятие мер по их принудительному взысканию в пределах своей компетенции. Однако в рамках Таможенного союза полномочиями по взысканию таможенных платежей наделены не только таможенные органы, но и налоговые (в данном случае речь идет о косвенных налогах).

5. Трансграничный характер таможенных платежей. Это выражается в том, что взимание таможенных платежей происходит при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза. Необходимо заметить, что в рамках ТС взимание косвенных налогов осуществляется и при перемещении внутри Таможенного союза, с территории одного государства-члена, на территорию другого. Территория ТС содержит в себе территории государств-участниц, то есть, кроме таможенной границы существуют также и государственные границы Российской Федерации, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Республики Армения, и с 01.05.2015 г. государственная граница Республики Киргизия.

6. Принудительная уплата таможенных платежей. Данный институт основан на легитимности поведения участников внешнеторговых операций. Неправомерное поведение лиц в данной сфере влечет за собой ответственность.

На основании изложенного можно привести следующее определение таможенных платежей: это система обязательных платежей, установленных Таможенным кодексом Таможенного союза, подлежащих зачислению в бюджеты стран-участниц Таможенного союза, взимаемых таможенными органами при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза и налоговыми органами в связи с перемещением товаров через государственную границу внутри единой таможенной территории.

1.2 Виды и функции таможенных платежей

Согласно ст. 70 Таможенного кодекса Таможенного союза к основным таможенным платежам относятся:

Ввозная таможенная пошлина;

Вывозная таможенная пошлина;

Налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза;

Акциз (акцизы), взимаемый (взимаемые) при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза;

Таможенные сборы.

В соответствии с п. 1. ст. 4 ТК ТС таможенная пошлина - это обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу. Она представляет собой обязательный взнос, взимаемый таможенными органами государств-членов Таможенного союза при перемещении товаров через таможенную границу.

Правовая природа таможенной пошлины является дискуссионным вопросом, что во многом вызвано неоднозначной позицией законодателя. Изначально таможенная пошлина относилась к числу федеральных налогов, но в связи с принятием Федерального закона от 29 июля 2004 г. (с последующими изменениями и дополнениями) № 95-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) в Российской Федерации о налогах и сборах»См.: Собрание законодательства РФ от 02.08.2004, № 31, ст. 3231., таможенная пошлина была исключена из перечня федеральных налогов и сборов, предусмотренных ст. 13 НК РФ.

В современной литературе выделяют три точки зрения относительно правовой природы таможенной пошлины:

Одни авторы считают, что таможенная пошлина имеет налоговую природу. В отношении этой позиции можно привести следующие доводы:

Таможенная пошлина взыскивается без встречного удовлетворения, соответственно имеет индивидуальную безвозмездность;

Таможенная пошлина обладает признаком обязательности и обеспечивается государственно-властным принуждением;

Таможенная пошлина универсальна, т.е. изымается в бюджет наравне с другими налогами. В отношении пошлины законодательно не определены направления дальнейшего использования полученных в бюджет сумм;

Односторонний порядок уплаты таможенных пошлин.

Так, например, сторонником данной точки зрения выступает А.Н. Козырин, который указывает на то, что «как основа таможенно-тарифного регулирования пошлина представляет собой косвенный налог на импортные (экспортные) товары, включаемый в продажную цену и оказывающий влияние на их рыночную конкурентоспособность».См.: Козырин А.Н. Комментарий к Закону Российской Федерации «О таможенном тарифе». М., 2011. С. 11.

Иная точка зрения заключается в сравнении таможенной пошлины и сбора. Ее сторонники ставят под сомнения аргументы, указанные ранее, а именно то, что обязательный характер таможенной пошлины и обеспечение ее уплаты мерами государственно-властного принуждения не может быть обоснованием ее налоговой природы. Конституция РФСм.: Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с изменениями и дополнениями внесенными Федеральным конституционным законом от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398. предписывает обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы, также и НК РФ указывает обязательность всех платежей, и именно из-за этого он не может рассматриваться как специфический налоговый признак. В качестве аргументов исследователи приводят тот факт, что таможенная пошлина в отличие от налога не имеет признак регулярности, так как обязанность ее уплаты для субъекта появляется только в случае необходимости вступления в таможенное правоотношение. Очевидно, что данная позиция вызывает протест со стороны ученых, придерживающихся первой точки зрения, и в подтверждение своего мнения они указывают, что в теории налогового права существует классификация налоговых платежей на регулярные и разовые. Исходя из этого, можно заключить, что признак регулярности не является обязательным характерным признаком налога. Таможенная пошлина же относится именно к разряду разовых налогов. В силу того, что признак правового регулирования отношений по уплате таможенных пошлин носит односторонний характер, исключает возможность договариваться по вопросам размера, оснований и других аспектов, так же как и признак обязательности, он присущ всем обязательным платежам, включенным в систему налогов и сборов. Именно поэтому и этот признак не подтверждает налоговой природы таможенной пошлины. К числу сторонников неналоговой природы таможенной пошлины следует отнести, к примеру, Н.И. Химичеву и О.Ю. Бакаеву.

Н.И. Химичева утверждает, что таможенная пошлина является своего рода платой за получение права на ввоз и вывоз товара, перемещение его через таможенную границу, чему сопутствует пользование плательщика определенными благамиСм.: Финансовое право: учебник / отв. ред. Н.И. Химичева. 2 изд., перераб. и доп. М.,2009. С. 404. Аналогичного мнения придерживается и О.Ю. Бакаева, которая указывает, что таможенная пошлина носит возмездный характер, то есть, по сути, представляет собой плату за предоставление таможенными органами возможности перемещать грузы через таможенную границу См.: Бакаева О. Ю. Таможенное право: учебное пособие / О.Ю. Бакаева. - 2-е изд., пересмотр.; отв. ред. О.Ю. Бакаева. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2012. - C. 148..

Приверженцы третьей точки зрения, утверждают, что таможенная пошлина не является налогом, ей принадлежит особое место в системе фискальных платежей. О. Ю. Бакаева говорит о том, что в системе доходов бюджетной системы таможенной пошлине отводится особая роль - она не подпадает под категорию налога. Для сложной системы характерно такое свойство, как несводимость свойств отдельных элементов к свойствам системы в целом. В связи с этим при выяснении правовой природы таможенной пошлины следует учитывать ее специфику, заключающуюся в соединении признаков и налога, и сбора.См.: Бакаева О.Ю. Правовое регулирование финансовой деятельности таможенных органов Российской Федерации // Общество: политика, экономика, право. - 2014. - № 2. - С. 192.

Таможенная пошлина занимает особое место в системе обязательных платежей, представляя собой особый таможенный платеж, она сочетает в себе признаки, как налогов, так и сборов. Однако характеристика каждого из этих видов показала и существенные различия, не позволяющие отнести ее ни к налогам, ни к сборам. В период развития рыночных отношений, вступления России в ВТО и создания Таможенного союза разработка вопроса о правовой природе таможенной пошлины не теряет своей актуальности.

Существуют различные основания классификации таможенных пошлин.

По характеру внешнеторговой операции выделяют:

А) ввозные (импортные);

Ввозные таможенные пошлины имеют большее распространение, чем вывозные. Роль ввозных пошлин заключается в защите внутреннего рынка. Они имеют существенное значение для оптимизации соотношения экспорта и импорта с учетом требований платежного и торгового баланса, а также пополняют доходную часть бюджета.

Б) вывозные (экспортные);

Цель вывозных пошлин - формирование единого перечня товаров и единых ставок вывозных таможенных пошлин.

В) транзитные.

Взимаются с товаров, провозимых через таможенную территорию страны транзитом в другие страны.

По способу взимания:

А) адвалорные;

Исчисляются в процентах от таможенной стоимости облагаемых товаров. Являются наиболее распространенным способом взимания. Их применение способствует увеличению поступлений при повышении мировых цен на продукцию с высокой степенью переработки.

Б) специфические;

Установленные в зависимости от физических характеристик в натуральном выражении (количества, массы, объема и иных характеристик). Исчисляются в установленном размере за единицу товара. Отсутствует прямая зависимость от роста или снижения цен.

В) комбинированные.

Сочетание процентов и твердой суммы.

В зависимости от страны происхождения:

А) базовые;

Это ставки, применяющиеся в отношении товаров тех стран, которые пользуются режимом наибольшего благоприятствования и составляют 100% от ставок, указанных в ТК ТССм.: Сидоров В.Н. Таможенное право: учебник для вузов. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2013. С. 293. Данный вид ставок носит договорный характер, и закрепляются в международных соглашениях. Так, например, в п. 2 ст. 3 Закона РФ «О таможенном тарифе» См.: Закон РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-I « О таможенном тарифе РФ» (с последующими изменениями и дополнениями) // Российская газета, № 107, 05.06.1993. указано, что в отношении товаров, происходящих из стран, торгово-политические отношения с которыми предусматривают режим, наиболее благоприятствующий нации, применяются ставки ввозных таможенных пошлин единого таможенного тарифа Таможенного союза.

Б) преференциальные (льготные);

Ниже, чем минимальные ставки таможенных пошлин. Данный вид ставок применяется развитыми странами в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран. Так, например, Россия в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран, применяет преференциальную ставку таможенных пошлин, которая составляет 75% от базовой ставки.

В) максимальные.

Устанавливаются на основе одностороннего волеизъявления уполномоченных органов власти. Если торгово-политические отношения не предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации, то применяются ставки ввозных таможенных пошлин единого таможенного тарифа Таможенного союза, увеличенные вдвое, то есть составляющие 200% от указанных в таможенном тарифе.

По порядку введения:

А) ординарные;

Применяются при стабильном ходе внешней торговли, являются безусловными и не ограниченными во времени.

Б) партикулярные.

Вводятся в связи с необходимостью проведения протекционистской внешнеторговой политики в целях поддержания платежного баланса государства в связи с сезонными колебаниями конъюнктуры рынка. Партикулярные пошлины устанавливаются с целью защиты экономических интересов страны.

По назначению:

А) Особые:

- специальные;

Применяются, если товары импортируются в количествах и на условиях, способных нанести ущерб отечественным производителям подобных товаров, а иногда - как ответная мера на дискриминационные действия других государств.

- антидемпинговые;

Предназначены для защиты внутреннего рынка России от импорта в нее товаров РФ осуществляются по более низким ценам, чем на внутреннем рынке страны-производителя.

- компенсационные пошлины;

Применяются к ввозимым на таможенную территорию России товарам, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались государственные субсидии. Необходимость таких пошлин обусловлена тем, что применение субсидий приводит к искусственному занижению затрат на производство товаров и, следовательно, -- к снижению цен на них при экспорте.

Б) Сезонные.

В некоторых случаях для оперативного регулирования ввоза или вывоза отдельных видов товаров Правительством РФ могут устанавливаться сезонные пошлины. При этом ставки таможенных пошлин, предусмотренные таможенным тарифом, не применяются. Срок действия таких пошлин не может превышать шести месяцев в году.

По цели взимания:

А) фискальные;

Выступают в качестве средств бюджетных доходов, их величина зависит от возможности повышения цены на товар. 

Б) протекционистские;

Служат для защиты отечественных товаропроизводителей от иностранной конкуренции, имеют высокие ставки, затрудняющие ввоз товаров.

Таможенные пошлины служат основным регулятором торговой политики государства. Данный механизм должен быть направлен на ограничение ввоза иностранных товаров, а это позволит обеспечить не только защиту, но и развитие отечественного производства, стимулировать вывоз национальных товаров за рубеж.

Говоря о налоге на добавленную стоимость (НДС) важно отметить, что в ст. 8 НК РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. НДС относится к обязательным платежам, формирующим доходную часть бюджета государства.

Н.И. Химичева указывает, что НДС является основным косвенным налогом, который играет главную роль в формировании доходов государственного бюджета, оказывает серьезное влияние на воспроизводственные процессы, в том числе способен стимулировать или сдерживать экономическое развитие, усиливать или ослаблять накопление капитала, расширять или сужать платежеспособный спрос населения.См.: Н.И. Химичева. Финансовое право: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2009. С. 311.

НДС представляет собой вид косвенного налога на товары и услуги, влияющего на процесс ценообразования и структуру потребления.

Акцизы представляют собой косвенный налог, который взимается с налогоплательщиков, производящих и реализующих подакцизную продукцию. Акциз относится к числу федеральных налогов и уплачивается при ввозе подакцизных товаров на территорию Таможенного союза. Перечень таких товаров устанавливается соглашениями государств-членов ТС, а также национальным законодательством.

В современной литературе существует классификация в связи с которой акцизы подразделяют на внутренние и внешние. Внешний акциз взимается с операций по ввозу подакцизных товаров на таможенную территорию ТС, а внутренний акциз взимается со всех иных операций по производству и реализации подакцизных товаров. В обоих случаях акциз по своей экономической сущности приближается к НДС, так как представляет собой изъятие в бюджет части стоимости товара. Однако отличие состоит в том, что при внутреннем акцизе процесс производства и первичного оборота подакцизных товаров происходит внутри государства. В связи с этим уместным было бы выделить ряд общих признаков, определяющих сходство акциза и НДС:

1. НДС и акцизы - федеральные налоги;

2. НДС и акцизы - косвенные налоги;

3. Функциональное назначение. В системе таможенных платежей они выполняют функции по регулированию внешней торговли, что способствует созданию равных условий для конкуренции отечественных и импортных товаров на внутреннем рынке и пополнению федерального бюджета;

4. Взимание осуществляют как налоговые, так и таможенные органы; Как уже отмечалось, взимание косвенных налогов осуществляют таможенные органы при перемещении товаров через таможенную границу ТС. В случае, когда товар перемещается внутри территории ТС, то есть с территории одного государства- члена на территорию другого, то речь идет о пересечении государственной границы и взимание косвенных налогов в данном случае является компетенцией налоговых органов;

5. Уплата НДС и акцизов осуществляется при импорте товаров через таможенную границу, соответственно, их уплата является условием такого перемещения;

6. В рамках Таможенного союза при экспорте товаров применяется нулевая ставка НДС, и (или) освобождение от уплаты (возмещение уплаченной суммы) акцизов;

7. Правовое регулирование осуществляется как таможенным, так и налоговым законодательством.

Также существует ряд отличительных признаков:

1. Акцизы обладают строго индивидуализированным характером, то есть, привязаны к конкретному кругу товаров;

2. НДС уплачивается на всех стадиях производства и обращения товаров, акцизы же действуют в сфере производства и первичной реализации;

3. НДС выполняет основную нагрузку по осуществлению фискальной функции косвенных налогов в отличие от «индивидуального» акциза, в функциональном предназначении которого превалирует регулирующее начало.

В ст. 72 ТК ТС указано, что таможенными сборами являются обязательные платежи, взимаемые таможенными органами за совершение ими действий, связанных с выпуском товаров, их таможенным сопровождением, а также за совершение иных действий, установленных ТК ТС и (или) законодательством государств-членов Таможенного союза. В ст. 8 НК РФ под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Соотношение общего определения термина «сбор», который приводится НК РФ, и отраслевого термина «таможенный сбор» позволяет сделать вывод о видовой принадлежности таможенных сборов к неналоговой составляющей системы обязательных платежей Российской Федерации. Из определения становится понятно, что в отличие от налогов сборы имеют возмездный характер, и их взимание всегда связано с оказанием каких-либо из перечисленных услуг. Таким образом, главной чертой, отличающей сбор от налога, является его индивидуально возмездный характер.

ТК РФ предусматривает три вида таможенных сборов: таможенные сборы за таможенное оформление, таможенные сборы за таможенное сопровождение и таможенные сборы за хранение.

Виды и ставки таможенных сборов определяются законодательством государств-членов ТС. Что касается размера таможенного сбора, то в ТК ТС указывается, что размер таможенных сборов не может превышать примерной стоимости затрат таможенных органов за совершение действий, в связи с которыми установлен таможенный сбор. Исчисление сумм производится в валюте Российской Федерации, т. е. в рублях.

Активное использование института таможенных платежей значительно повышает их значимость для государства, особенно ярко проявляющуюся при рассмотрении функций, которые выполняют таможенные платежи. Необходимо выделить две основные функции - фискальную и регулирующую.

Выполняя фискальную функцию, таможенные платежи служат одним из основных источников пополнения бюджета государства. Регулирующая функция таможенных платежей складывается из экономических, политических, а также правовых мер, направленных на защиту внутреннего производителя от иностранных конкурентов, привлечение в страну товаров, пользующихся спросом, и др. Данная функция включает широкий спектр мер от протекционистской защиты внутреннего производителя до либерализации внешнеторговых отношений с целью наполнения внутреннего рынка товарами и услугами, пользующимися спросом.

Использование института таможенных платежей, а также реализация указанных функций позволяет не только формировать бюджет государства, но и поощрять ввоз или вывоз определенных товаров или ограничивать их, ставить в равные экономические условия товары отечественного производителя и товары иностранных конкурентов, проводить определенную экономическую, валютно-финансовую и иную политику в области ВЭД, ориентировать деятельность субъектов внешней торговли на соблюдение национальных интересов России.