3.2 Основные направления совершенствования таможенного контроля за исчислением и уплатой таможенных платежей
таможенный платеж транзит
Совершенствование таможенного контроля невозможно без учета таможенных платежей. Арсенал инструментов и методических подходов к контролю таможенных платежей постоянно совершенствуется.
С развитием бюджетного законодательства в таможенных органах вводится оперативный и бюджетный учет таможенных платежей.
Перечисление таможенными органами таможенных платежей в федеральный бюджет осуществляется в соответствии с кодами бюджетной классификации (КБК).
38
Необходимость устранения правовых пробелов, выявленных в результате мониторинга применения положений Таможенного кодекса, устранения некоторых противоречий с Налоговым кодексом, а также сокращение доходной части федерального бюджета за счет внешнеэкономической деятельности в условиях мирового финансового кризиса обусловили необходимость совершенствования администрирования таможенных платежей.
В Таможенный кодекс Таможенного союза предусмотрен ряд изменений. Рассмотрим суть этих изменений.
При взыскании таможенных пошлин, налогов исчисление подлежащих уплате сумм таможенных пошлин, налогов производится таможенным органом государства-члена таможенного союза, в котором подлежат уплате таможенные пошлины, налоги.
Исчисление сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате, осуществляется в валюте государства-члена таможенного союза, таможенному органу которого подана таможенная декларация, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами государств-членов таможенного союза.
Сумма таможенных пошлин, подлежащих уплате и (или) взысканию, определяется путем применения базы для исчисления таможенных пошлин и соответствующего вида ставки таможенных пошлин.
Сумма налогов, подлежащих уплате и (или) взысканию, определяется в соответствии с законодательством государства-члена таможенного союза, на территории которого товары помещаются под таможенную процедуру, либо на территории которого выявлен факт незаконного перемещения товаров через таможенную границу.
39
Общая сумма ввозных таможенных пошлин, налогов в отношении иностранных товаров не может превышать сумму таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате, в случае если бы иностранные товары были выпущены для внутреннего потребления, без учета льгот по уплате таможенных платежей, пеней и процентов, за исключением случаев, когда сумма таможенных пошлин, налогов увеличивается вследствие изменения ставок таможенных пошлин, налогов, когда к иностранным товарам применяются ставки таможенных пошлин, налогов, действующие на день принятия таможенной декларации таможенным органом при заявлении иной таможенной процедуры, в отношении этих иностранных товаров.
Обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов прекращается в следующих случаях:
1) уплаты или взыскания таможенных пошлин, налогов в размерах, установленных Таможенным кодексом Таможенного союза;
2) помещения товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления с предоставлением льгот по уплате таможенных пошлин, налогов, не сопряженных с ограничениями по пользованию и (или) распоряжению этими товарами;
3) уничтожения (безвозвратной утраты) иностранных товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения;
4) если размер неуплаченной суммы таможенных пошлин, налогов не превышает сумму, эквивалентную 2 евро по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства-члена таможенного союза, на территории которого возникла обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, действующему на момент возникновения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов;
40
5) помещения товаров под таможенную процедуру отказа в пользу государства, если обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникла до регистрации таможенной декларации на помещение товаров под эту таможенную процедуру;
6) обращения товаров в собственность государства-члена таможенного союза в соответствии с законодательством этого государства-члена таможенного союза;
7) обращения взыскания на товары, в том числе за счет стоимости товаров, в соответствии с законодательством государства-члена таможенного союза;
8) отказа в выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой, в отношении обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, возникшей при регистрации таможенной декларации на помещение товаров под эту таможенную процедуру;
9) при признании ее безнадежной к взысканию и списании в порядке, определяемом законодательством государств-членов таможенного союза;
10) возникновения обстоятельств, с которыми Таможенный кодекс Таможенного союза связывает прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.
Таможенные пошлины, налоги не уплачиваются:
1) при помещении товаров под таможенные процедуры, не предусматривающие такую уплату, при соблюдении условий соответствующей таможенной процедуры;
2) при ввозе товаров, за исключением товаров для личного пользования, в адрес одного получателя от одного отправителя по одному транспортному (перевозочному) документу, общая таможенная стоимость которых не превышает суммы, эквивалентной 200 евро по курсу валют,
41
устанавливаемому в соответствии с законодательством государства-члена таможенного союза, таможенным органом которого осуществляется выпуск таких товаров, действующему на момент возникновения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов;
3) при перемещении товаров для личного пользования в случаях, установленных международными договорами государств-членов таможенного союза;
4) если в соответствии законодательством и (или) международными договорами государств-членов таможенного союза, товары освобождаются от обложения таможенными пошлинами, налогами (не облагаются таможенными пошлинами, налогами) и при соблюдении условий, в связи с которыми предоставлено такое освобождение.
4. При установлении таможенных процедур в соответствии с пунктом 2 статьи 202 Таможенного кодекса таможенного союза обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов возникает и прекращается в соответствии с международными договорами государств-членов таможенного союза и (или) законодательством государств-членов таможенного союза.
Рассмотрев в общем виде изменения, касающиеся взимания таможенных платежей, можно сделать вывод о том, что проводимое администрирование таможенных платежей направлено на:
- ужесточение порядка уплаты, возврата, взыскания таможенных платежей (прежде всего, для плательщика);
- обеспечение оперативности поступления денежных средств в федеральный бюджет (как за счет изменения порядка уплаты таможенных платежей, так и за счет изменения порядка взыскания таможенных платежей со стороны таможенных органов);
- усиление контроля за поступлением таможенных платежей в федеральный бюджет11.
Таким образом, можно сделать вывод, что основные направления совершенствования таможенного контроля за исчислением и уплатой таможенных платежей напрямую связано с ужесточением их администрирования.
43
Заключение
Перед таможенными органами стоят масштабные и ответственные задачи по формированию доходной части федерального бюджета, защите экономического суверенитета страны, обеспечению её экономической безопасности. И определение и учет факторов, влияющих на начисление таможенных платежей играет важную роль в построении торговых взаимоотношений между странами, а также является основой экономической стабильности России.
В России фискальное значение таможенно-тарифного регулирования остается достаточно высоким, именно поэтому так важно исключить всевозможные случаи недополучения казной таможенных доходов. Такая ситуация может произойти из-за несвоевременной уплаты таможенных платежей.
Следует отметить, что действующая в России система таможенных платежей не соответствует их роли в современной экономике, что вызывает необходимость трансформации этой системы на основе исследования всего комплекса факторов, обуславливающих таможенные платежи, выявления основных способов уклонения от уплаты данных платежей и выработки рекомендаций по совершенствованию механизма их администрирования.
Наиболее эффективным способом увеличения дохода бюджета от взимания таможенных платежей является правильное определение величины налогооблагаемой базы - таможенной стоимости товаров. Она относится к числу мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности экономического характера. Именно таможенная стоимость влияет на объемы таможенных платежей, а также на уровень импортных цен на внутреннем рынке Российской Федерации, поэтому от правильности определения величины таможенной стоимости зависят поступление в федеральный
44
бюджет стопроцентных сумм таможенных платежей и действенность таможенного регулирования.
Так как Россия занимает важное положение на экономической карте мира между двумя экономическими центрами, Европой и Азией, то для сохранения престижа страны на мировой арене необходимо выполнять все обязательства именно в сфере таможенного транзита. Ведь большое количество товаров идёт из Европы в Азию, и обратно, именно по таможенной территории России, и, кроме того, это неплохие денежные вливания в бюджет за счёт таможенных платежей.
Особую значимость для исчисления таможенных платежей имеет правильное определение таможенной стоимости. Таможенная стоимость, являясь базой, к которой применяется установленная таможенным тарифом ставка таможенной пошлины, относится к числу мер государственного регулирования внешнеторговой деятельности экономического характера. Посредством таможенной стоимости реализуется фискальная функция таможенной пошлины.
Основные направления совершенствования таможенного контроля за уплатой таможенных платежей связаны с ужесточением их администрирования, а именно:
- ужесточение порядка уплаты, возврата, взыскания таможенных платежей (прежде всего, для плательщика);
- обеспечение оперативности поступления денежных средств в федеральный бюджет (как за счет изменения порядка уплаты таможенных платежей, так и за счет изменения порядка взыскания таможенных платежей со стороны таможенных органов);
- усиление контроля за поступлением таможенных платежей в федеральный бюджет.
45
Основная работа в части совершенствования таможенно-тарифной политики РФ должна быть направлена на оптимизацию таможенного тарифа, имея в виду снижение налоговой нагрузки по широкой номенклатуре товаров, не чувствительных к импорту, при одновременной селективной защите конкурентоспособных отечественных предприятий путем относительно высоких ставок тарифа.
46
Список используемых источников и литературы
Таможенный кодекс таможенного союза (ред. от 16.04.2010)
Налоговый кодекс Российской Федерации от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ
Закон РФ «О таможенном тарифе» от 21 мая 1993 г. № 5003-I
Андриашин Х., Свинухов В., Балакин. Таможенное право. – М.: 2008
Афонин П.Н., Гамидуллаев С.Н. Таможенные риски: интеллектуальный анализ и управление. Монография. СПб: Изд-во Политехн. ун-та, 2007.
Голубь О.В., Еремин В.В. Таможенное право.- М., 2009
Дюмулен И.И. Международная торговля. Тарифное и нетарифное регулирование. М.: ВАВТ, 2004
Жамишев Б. Реальные возможности Таможенного союза // Таможенное регулирование. Таможенный контроль.- 2010
Журавлев А.А. Таможенные платежи в системе экономических отношений на современном этапе. – Автореф. дисс. … канд. экон. наук. – М. – 2007
Стрижова О.В. Корректировка таможенной стоимости – спорные вопросы // «Новое Законодательство и юридическая практика». - № 1. - январь 2009 г.
Шагалов Г.П. Таможенные платежи. – М., 2006
Шапошников Н.Н. Таможенная политика России //Таможенные ведомости.-2010
www.tamognia.ru
www.customs.ru
www.vch.ru
www.economy.gov.ru – Министерство экономического развития Российской Федерации.
http://www.forbesrussia.ru - Журнал «Форбс Россия».
47
1 Шагалов Г.П. Таможенные платежи. – М., 2006. – с. 33-34.
6
2 www.economy.gov.ru – Министерство экономического развития Российской Федерации.
17
- Глава 1. Понятие и виды таможенных платежей
- Глава 2. Взимание платежей при процедуре таможенного транзита
- Глава 3. Проблемы и пути их решения в области взимания таможенных платежей
- Глава 1. Понятие и виды таможенных платежей
- 1.1 Понятие таможенных платежей
- 1.2 Общий порядок начисления таможенных платежей
- 1.3 Порядок и сроки уплаты таможенных платежей
- Глава 2. Взимание платежей при процедуре таможенного транзита
- 2.1 Понятие таможенного транзита
- 2.2 Документы необходимые для процедуры таможенный транзит
- 2.3 Обязанность по уплате таможенных пошлин и срок их уплаты в отношении товаров таможенного союза, помещаемых под таможенную процедуру таможенного транзита
- Глава 3. Проблемы и пути их решения в области взимания таможенных платежей
- 3.1 Проблемы определения величины таможенных платежей и пути их решения
- 3.2 Основные направления совершенствования таможенного контроля за исчислением и уплатой таможенных платежей
- 3 Сорокина м.Н. Актуальные проблемы определения таможенной стоимости. // «Право и экономика». - № 10. - октябрь 2009 г.