40. Вопросы совершенствования уплаты таможенных платежей
Несмотря на то что налоги и сборы, уплачиваемые в связи с перемещением товаров через таможенную границу (таможенные платежи), обеспечивают до трети доходов федерального бюджета России, проблемы исполнения обязанностей по их уплате часто оказываются вне рамок совершенствования налоговой системы нашей страны.
Выпуск товаров
Таможенный кодекс допускает возможность выпуска товаров, даже если лицензии, сертификаты и другие необходимые документы на момент выпуска не представлены, но могут быть представлены позднее. Вообще ТК содержит большое количество либеральных, но слабо реализуемых норм, включенных в него в основном для создания видимости соответствия нашего законодательства международным требованиям, в том числе необходимым для вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО). Совершенно очевидно, что в современных российских реалиях подход, при котором непонятно, обязан или имеет право таможенный орган осуществить выпуск товаров, необходимые документы по которым будут представлены позже, для многих участников ВЭД является декларативным.
Основным изменением, касающимся таможенных режимов, представляется предложение авторов законопроекта дополнить ТК новым пунктом, в соответствии с которым устанавливается предельный уровень обязательств по таможенным платежам, когда условия избранного (более льготного) таможенного режима не исполняются.
Для ввозимых товаров предельный уровень обязательств предложено установить исходя из величины таможенных платежей, уплачиваемых при выпуске товаров для свободного обращения (таможенный режим - "выпуск для внутреннего потребления"), а для вывозимых - при таможенном режиме "экспорт".
В отличие от Налогового кодекса РФ, нормы которого в большинстве случаев позволяют четко определить налогоплательщика или плательщика сбора, Таможенный кодекс предусматривает, что плательщиком таможенных платежей помимо декларанта может быть также и иное лицо, на которого возложены обязанности по их уплате: таможенный брокер, владелец складов временного хранения и таможенных складов, перевозчик и, как ни странно, лицо, приобретшее в собственность якобы незаконно ввезенные в Россию товары, т.е. обычный покупатель. Причем правоприменительная практика складывается так, что при возникновении спорных ситуаций таможенные органы фактически "назначают" плательщиков по своему усмотрению. Например, если импортер пользовался услугами таможенного брокера, который в этом случае является ответственным за уплату таможенных платежей, таможенный орган при невозможности или незаинтересованности взыскать платежи с брокера направляет требование об их уплате участнику внешней торговли.
Авторы законопроекта считают, что, если за декларирование отвечает таможенный брокер, необходимо установить солидарную ответственность брокера и декларанта по уплате таможенных платежей. По мнению авторов проекта, это должно привести к повышению ответственности таможенного брокера. Правительство РФ не поддержало рассматриваемую инициативу в связи с ее несоответствием правовой природе отношений, возникающих по вопросу исполнения обязанности уплачивать таможенные платежи.
Вообще попытки установить солидарную ответственность не учитывают специфику таможенного налогообложения, которая в отношении рассматриваемой проблемы состоит в следующем. В некоторых случаях вина за неполную уплату таможенных платежей лежит на декларанте, который, например, не соблюдает условия предоставления льгот, что и выявляется при проведении таможенной ревизии. Почему в этом случае ответственность должен нести брокер, непонятно.
Также предложены уточнения, связанные:
- с определением объекта налогообложения и налоговой базы по таможенным платежам;
- порядком и сроками уплаты таможенных платежей, обеспечением их уплаты и принудительного взыскания;
- со льготами по уплате таможенных сборов за таможенное оформление;
- с попыткой установить процедуры, связанные с распоряжением иностранными товарами и транспортными средствами при ликвидации или банкротстве лиц, владеющих такими товарами.
Из недостаточно четкого разделения сфер налогового и таможенного законодательства вытекает и такая важная для налогоплательщиков - участников ВЭД проблема, как полномочия органов исполнительной власти по изданию подзаконных актов, разъяснению вопросов уплаты таможенных платежей, обжалования действий таможенных органов.
- Экзаменационные билеты
- 1. Сущность и виды таможенных платежей, ответственность за их уплату, сроки и порядок взимания
- 13. Преференциальная система России: сущность, особенности
- 30. Особенности уплаты таможенных платежей при предоставлении рассрочки/отсрочки их уплаты
- 31. Гарантия банка или иного кредитного учреждения как способ обеспечения уплаты таможенных платежей
- 32. Залог товаров и транспортных средств как способ обеспечения уплаты таможенных платежей
- 33. Внесение денежных средств на депозит таможенного органа как способ обеспечения уплаты таможенных платежей
- 34. Пени. Взыскание неуплаченных таможенных платежей
- 35. Возврат и зачет излишне уплаченных/взысканных сумм таможенных платежей
- 38. Особенности уплаты таможенных платежей в форме аванса
- 40. Вопросы совершенствования уплаты таможенных платежей
- 41. Контроль уплаты таможенных платежей отделом таможенных платежей