1. Сущность и виды таможенных платежей, ответственность за их уплату, сроки и порядок взимания
Таможенные платежи – это таможенные пошлины, налоги и таможенные сборы, взимаемые с организаций и физических лиц в форме отчуждения денежных средств в доход федерального бюджета при перемещении товаров через таможенную границу, а так же в иных случаях, определяемых таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской федерации.
Фискальная функция таможенных платежей является основной функцией формирования доходной части федерального бюджета России (в 2011 году таможенные платежи составили более половины доходной части бюджета).
В условиях рыночной экономики стабилизирующая подфункция возложена на основную часть ставок импортного тарифа, назначением которых является выравнивание условий конкуренции для импортных и отечественных товаров без создания преимуществ для одних или других.
Ввозные таможенные пошлины могут быть установлены выше разницы между национальными и мировыми ценами. В этом случае пошлины будут выполнять протекционистскую подфункцию, и ограничивать доступ импортных товаров на отечественный рынок. Протекционистская подфункция направлена на установление препятствий для ввоза отдельных товаров через реализацию государством своей протекционистской экономической политики путем введения повышенных ставок таможенных пошлин.
Наконец, ввозные таможенные пошлины могут быть установлены ниже разницы между национальными и мировыми ценами. Такие пошлины создают более широкие возможности для импорта товаров и их можно рассматривать как стимулирующие, в определенных пределах, импорт товаров.
Таким образом, с помощью таможенных пошлин государство может поощрять или ограничивать ввоз (вывоз) соответствующих товаров, ставить в равные экономические условия товары отечественных и иностранных производителей, проводить определенную экономическую политику.
Уравнительную функцию предопределяют внутренние налоги (НДС, акциз), взимаемые таможенными органами – экспорт товаров из стран дальнего зарубежья в Россию осуществляется по ценам, не учитывающим те налоги страны производителя или продавца, которые подлежат возврату при экспорте товаров.
В соответствии со ст. 70 Таможенного кодекса ТС к таможенным платежам относятся:
1) ввозная таможенная пошлина;
2) вывозная таможенная пошлина;
3) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза;
4) акциз(ы), взимаемый(е) при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза;
5) таможенные сборы.
К таможенным платежам относятся так же специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины. Указанные виды пошлин взимаются в порядке, предусмотренном ТК ТС для взимания ввозной таможенной пошлины.
Таможенные пошлины применяются при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза или вывозе товаров с этой территории по ставкам, предусмотренным таможенным тарифом. В первом случае таможенные пошлины называются ввозными, во втором – вывозными.
Таможенные сборы представляют собой обязательные платежи, взимаемые таможенными органами за совершение ими действий, связанных с таможенным контролем, таможенным сопровождением и хранением товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза.
Таможенные платежи характеризуются следующими элементами:
- объект обложения;
-база для исчисления;
-ставка;
-порядок исчисления;
-сроки и порядок уплаты;
-льготы.
Соглашением от 20.05.2010 года установлены нормативы распределения сумм ввозных таможенных пошлин в следующих размерах:
Республика Беларусь – 4,7%;
Республика Казахстан – 7,33%;
Российская Федерация – 87,97%.
В свою очередь, Договором между Российской Федерацией и Республикой Казахстан от 25.05.2010г. установлены следующие нормативы распределения сумм:
Республика Казахстан – 7,69%;
Российская Федерация – 92,31%.
При помещении товаров под таможенные процедуры, предусматривающие уплату таможенных пошлин, налогов, срок их уплаты установлен до выпуска товаров.
2-5. Таможенные сборы
Таможенными сборами являются обязательные платежи, взимаемые таможенными органами за совершение ими действий, связанных с выпуском товаров, таможенным сопровождением товаров, хранением товаров.
К таможенным сборам относятся:
1) таможенные сборы за совершение действий, связанных с выпуском товаров (далее - таможенные сборы за таможенные операции);
2) таможенные сборы за таможенное сопровождение;
3) таможенные сборы за хранение.
Уплата таможенных сборов осуществляется в порядке и в формах, которые установлены ФЗ № 311 в отношении уплаты таможенных пошлин, налогов. Уплата таможенных сборов осуществляется на счет Федерального казначейства в рублях. Уплата физическими лицами таможенных сборов в отношении товаров для личного пользования может осуществляться в кассу таможенного органа.
Таможенные сборы за таможенные операции уплачиваются при декларировании товаров, в том числе, при подаче в таможенный орган неполной таможенной декларации, временной таможенной декларации, полной таможенной декларации.
Для целей исчисления сумм таможенных сборов за таможенные операции применяются ставки, действующие на день регистрации таможенной декларации таможенным органом.
Ставки таможенных сборов на ввозимые товары утверждены Постановлением Правительства РФ №863 «О ставках таможенных сборов за таможенные операции». Размер таможенных сборов за таможенные операции ограничивается примерной стоимостью услуг таможенных органов и не может превышать 100 000 рублей.
Таможенные сборы за таможенное сопровождение уплачиваются при сопровождении транспортных средств, перевозящих товары в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита.
Таможенные сборы за хранение уплачиваются при хранении товаров на складе временного хранения таможенного органа. Плательщиками таможенных сборов за хранение являются лица, поместившие товары на склад временного хранения таможенного органа.
Случаи, при которых не взимаются таможенные сборы, установлены ст. 131 Федерального закона №311.
6-12. Ввозная и вывозная таможенные пошлины
Таможенная пошлина — обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу. Функция взимания таможенных пошлин в Российской Федерации возложена на государственный орган, уполномоченный в области таможенного дела — Федеральную таможенную службу.
Ввозная таможенная пошлина - обязательный платеж, взимаемый таможенными органами государств – членов Таможенного союза в связи с ввозом (импортом) товаров на таможенную территорию Таможенного союза.
Ввозная таможенная пошлина предназначена для решения следующих задач:
-защиты национальных производителей от неблагоприятного воздействия нежелательной иностранной конкуренции, а также обеспечения условий для эффективной интеграции национальной экономики в мировую экономику;
-оптимизации соотношения между экспортом и импортом с позиции требований платежного и торгового балансов государства;
-создания условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров;
-пополнения доходной части федерального бюджета Российской федерации.
Вывозная таможенная пошлина – обязательный платеж, взимаемый таможенными органами государств – членов Таможенного союза в связи с вывозом (экспортом) товаров с таможенной территории Таможенного союза. Вывозная таможенная пошлина, так же как и ввозная, выполняет фискальную и регулирующую функции внешнеторговой деятельности.
При применении вывозной таможенной пошлины преследуются следующие цели:
-ограничение вывоза товаров, необходимых для национальной экономики, для более полного насыщения отечественного рынка, защиты экономической безопасности государства;
-сдерживание вывоза сырьевых товаров и продуктов первичной обработки и стимулирование экспорта высокотехнологичных товаров, продуктов высокой степени обработки;
-пополнение доходной части федерального бюджета государства.
Специальная пошлина – пошлина, которая применяется при введении специальной защитной меры и взимается таможенными органами государств-членов Таможенного союза независимо от взимания ввозной таможенной пошлины. Специальная защитная мера – мера по ограничению возросшего импорта на единую таможенную территорию Таможенного союза, которая применяется по решению Комиссии таможенного союза посредством введения импортной квоты или специальной пошлины, в том числе, предварительной специальной пошлины. При этом под импортной квотой понимают ограничение импорта товаров на таможенную территорию в отношении его количества и (или) стоимости.
Антидемпинговая пошлина – пошлина, которая применяется при введении антидемпинговой меры и взимается таможенными органами государств-членов Таможенного союза независимо от взимания ввозной таможенной пошлины. Антидемпинговая мера – мера по противодействию демпинговому импорту, которая применяется по решению КТС, посредством введения антидемпинговой пошлины или одобрения ценовых добровольных обязательств, принятых экспортером. Товар является предметом демпингового импорта, если экспортная цена такого товара, ниже его номинальной стоимости.
Компенсационная пошлина – пошлина, которая применяется при введении компенсационной меры и взимается таможенными органами государств-членов Таможенного союза независимо от взимания ввозной таможенной пошлины. Компенсационная мера – мера по нейтрализации воздействия специфической субсидии экспортирующего иностранного государства на отрасль экономики государств-членов Таможенного союза, применяемая по решению КТС посредством введения компенсационной пошлины, либо одобрения добровольных обязательств, принятых уполномоченным органом субсидирующего иностранного государства или экспортером.
Сезонные пошлины применяются для оперативного регулирования ввоза и вывоза товаров, носящих сезонный характер (как правило, сельскохозяйственная продукция). Сезонные пошлины могут действовать в течение того или иного товара не более шести месяцев суммарно за год. Одним из основных принципов, в соответствии с которыми устанавливаются сезонные пошлины, является необходимость способствовать сбыту сезонной продукции на внутреннем рынке отечественными производителями. При этом ставка сезонной пошлины устанавливается более высокой на период сбора урожая и его реализации.
В соответствии со ст. 71 ТК ТС ставки таможенных пошлин подразделяются на следующие виды:
1) адвалорные – установленные в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;
2) специфические – установленные в зависимости от физических характеристик в натуральном выражении (количества, массы, объема или иных характеристик);
3) комбинированные – сочетающие адвалорные и специфические.
Адвалорная ставка пошлины является наиболее распространенной. Ее сильной стороной является то, что она может поддерживать пропорциональный уровень тарифной защиты при колебаниях цен на данный товар. В то же время, эффективность применения данного вида ставок зависит от уровня достоверности сведений о стоимости товаров.
Специфическая ставка пошлины проще в администрировании и легче контролируется, поскольку расчет величины пошлины производится на основе количества товаров – характеристики, поддающейся активному измерению в отличие от стоимости. Кроме того, отсутствует проблема определения таможенной стоимости и соответствующий риск правонарушений.
Комбинированная ставка сочетает адвалорную и специфическую ставки и позволяет в определенной степени преодолевать недостатки этих ставок. При экономическом спаде и снижения цен работает фиксированная величина специфической составляющей ставки пошлины. Если же динамика цен будет положительной, то заработает адвалорная составляющая, которая позволит увеличить сумму взимаемой пошлины и обеспечить пропорциональную защиту рынка.
Величина таможенной пошлины при применении комбинированной ставки может рассчитываться двумя способами: путем сравнения или путем сложения. В первом случае, величина пошлины выбирается большей, во втором – пошлина рассчитывается на основании адвалорной составляющей, которая суммируется с пошлиной, рассчитанной на основании специфической составляющей.
Вид и величина ставки ввозной таможенной пошлины на товары, ввозимые на единую таможенную территорию ТС, устанавливаются единым Таможенным тарифом Таможенного союза (ЕТТ ТС). Вид и величина ставки вывозной таможенной пошлины на товары, вывозимые с территории Российской Федерации, утверждаются Постановлениями Правительства Российской Федерации.
Освобождение от уплаты ввозной таможенной пошлины является тарифной льготой, то есть, применяется к товарам независимо от страны производителя.
Тарифная льгота и перечень товаров, в отношении которых она применяется, устанавливается Соглашением о едином Таможенно - тарифном регулировании от 25.01.2008 года, Решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 №18 и Решением КТС от 27.11.2009 №13. Порядок применения тарифных льгот к ввозимым товарам утвержден Решением КТС от 15.07.2011 № 728. Перечень товаров, которые освобождаются от вывозной таможенной пошлины, установлен Законом РФ от 21 мая 1993 года № 5003-1 «О таможенном тарифе».
- Экзаменационные билеты
- 1. Сущность и виды таможенных платежей, ответственность за их уплату, сроки и порядок взимания
- 13. Преференциальная система России: сущность, особенности
- 30. Особенности уплаты таможенных платежей при предоставлении рассрочки/отсрочки их уплаты
- 31. Гарантия банка или иного кредитного учреждения как способ обеспечения уплаты таможенных платежей
- 32. Залог товаров и транспортных средств как способ обеспечения уплаты таможенных платежей
- 33. Внесение денежных средств на депозит таможенного органа как способ обеспечения уплаты таможенных платежей
- 34. Пени. Взыскание неуплаченных таможенных платежей
- 35. Возврат и зачет излишне уплаченных/взысканных сумм таможенных платежей
- 38. Особенности уплаты таможенных платежей в форме аванса
- 40. Вопросы совершенствования уплаты таможенных платежей
- 41. Контроль уплаты таможенных платежей отделом таможенных платежей