logo
диплом

2.2. Механизм администрирования таможенных платежей в Таможенном союзе

Как нами было выяснено ранее, взимаемые таможенными органами платежи взыскиваются (уплачиваются) в том государстве-члене Таможенного союза, таможенным органом которого производится выпуск товаров, в валюте этого государства. При этом взнос денежных средств осуществляется на единый счет уполномоченного органа - "счет, открытый уполномоченному органу в национальном (центральном) банке, либо в уполномоченном органе, имеющем корреспондентский счет в национальном (центральном) банке, для зачисления и распределения поступлений между бюджетами государства - члена Таможенного союза ".

Уполномоченными органами выступают государственные органы, осуществляющие кассовое обслуживание бюджета страны: в России - Федеральное казначейство РФ, в Беларуси - Главное государственное казначейство Министерства финансов Республики Беларусь, в Казахстане - Комитет казначейства Министерства финансов Республики Казахстан, в Армении - Центральным казначейством Республики Армения.

В настоящее время в качестве единого счета в России выступает открытый Межрегиональному управлению Федерального казначейства в Центральном банке Российской Федерации на балансовом счете 40101 "Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации " счет № 40101810400000010153. Федеральная таможенная служба России стала администратором платежей, поступающих на этот счет. И в зависимости от того, куда в дальнейшем поступают эти средства, их можно разделить на три группы1 (рис. 7):

Рис. 7. Группы платежей, администрируемые таможенными органами России

К первой группе относятся таможенные платежи, которые распределяются между странами Таможенного союза на основе специально созданного для этого механизма.

Часть платежей, подлежащих перечислению другим государствам-членам Таможенного союза (Казахстан, Беларусь, Армения) с единого счета поступает на корреспондентские счета, открытые в Центральном банке Российской Федерации Национальному Банку Республики Казахстан, Национальному Банку Республики Беларусь и Центральному Банку Республики Армения по следующей схеме (рис. 8):

Рис. 8. Механизм взимания и распределения платежей, администрируемых таможенными органами России, с применением единого счета

Примечание:

  1. Уплата (возврат) платежей на единый счёт;

  2. Идентификация платежей третьей группы в качестве платежей первой или второй групп;

  3. Распределение платежей первой группы в соответствии с нормативами, предусмотренными Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.;

  4. Перечисление платежей первой группы на корреспондентские счета уполномоченных органов в Центральном банке Российской Федерации;

  5. Зачисление платежей на счета бюджетов государств-членов Таможенного союза.

Доля Российской Федерации перечисляется на балансовый счет 40105 "Средства федерального бюджета ", открытый Федеральному казначейству в Центральном банке Российской Федерации и предназначенный для учета средств федерального бюджета России.

Распределение денежных средств от уплаты таможенных платежей и сборов осуществляется согласно нормативам распределения, установленным для: Республики Беларусь в размере 4,65 %, Республики Казахстан в размере 7,25 %, Российской Федерации в размере 86,97%, Республики Армения в размере 1,13%.

Отнесение к данной группе специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин, установленных Евразийской экономической комиссией, связано с тем, что п. 3 ст. 28-1 Соглашения о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам предусмотрено, что они подлежат зачислению и распределению в бюджеты государств - членов ТС.

Ко второй группе относятся платежи, которые напрямую попадают в бюджеты соответствующего государства - члена Таможенного союза. Сюда относятся платежи, которые в полном объеме с единого счета поступают на счет 40105 "Средства федерального бюджета ". Если платежи первой группы используются в первую очередь в целях протекционистской защиты товаров ТС, то взимание второй группы платежей направлено на иные цели: их взимание, во-первых, позволяет сбалансировать налоговые режимы в отношении иностранных и российских товаров, а во-вторых, является очень важным источником доходной части федерального бюджета (в последние годы на них приходится 80-90% платежей, перечисляемых таможенными органами в федеральный бюджет России).

Третью группу составляют платежи, которые числятся на едином счете и остаются, как правило, имуществом лица, внесшего платежи, до наступления установленных в таможенном законодательстве событий (действий). С наступлением таких событий (действий) платежи распределяются между государствами - членами ТС, перечисляются в федеральный бюджет или возвращаются плательщику. В качестве таких событий (действий) может выступать распоряжение лица, внесшего платежи, решение об обращении на них взыскания таможенным органом и т.д. Так, авансовые платежи уплачиваются на единый счет и на нем числятся до1:

1. их идентификации в качестве таможенных платежей на основании распоряжения внесшего лица таможенному органу;

2. их идентификации в качестве денежного залога на основании распоряжения внесшего лица таможенному органу;

3. обращения таможенным органом взыскания на них;

4. возврата их внесшему лицу на основании заявления.

Также входящие в третью группу предварительные специальные, предварительные антидемпинговые и предварительные компенсационные пошлины, введенные Евразийской экономической комиссией, распределяются между государствами - членами Таможенного союза только в случае, если по результатам специально проведенного расследования Евразийской экономической комиссией принято решение о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер; в противном случае со счета 40101 средства возвращаются плательщику.

Следовательно, третья группа платежей потенциально- платежи первых двух групп, но их идентификация в качестве таковых происходит только при наступлении определенных таможенным законодательством событий.