2.1. Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты и обеспечения таможенных платежей
Исчисление таможенных пошлин и налогов производится самостоятельно плательщиками - лицами, обязанными в соответствии с таможенным законодательством и в установленные им сроки уплачивать необходимые таможенные пошлины и налоги. Исключение составляют суммы тех таможенных пошлин, налогов, которые подлежат взысканию - их исчисление возложено государством на таможенный орган.
Исчисление таможенных пошлин и налогов производится в валюте той страны-участницы Таможенного союза, в таможенный орган которой была подана декларация товаров (кроме случаев, предусмотренных нормами международных договоров). При этом основой для исчисления таможенной пошлины является база для начисления пошлин с применением определенного вида ставки таможенной пошлины1.
При помещении товаров под таможенную процедуру или в случае выявления незаконного перемещения товаров на территории РФ законодательство РФ служит основанием для определения суммы налогов при их оплате или взыскании.
При помещении товаров под процедуру таможенного транзита таможенные платежи исчисляются, исходя из требований норм законодательства страны-участницы Таможенного союза, таможенный орган которой выпустил товары. В том случае, если эти товары находятся на территории другой страны-участницы Таможенного союза, то таможенные платежи исчисляются исходя из законодательства этого государства.
Необходимо отметить, что в отношении иностранных товаров общая сумма таможенных платежей не может превышать сумму таможенных платежей, которая уплачивалась в случае выпуска этих товаров для внутреннего пользования без учета льгот. Эта сумма может увеличиваться только в результате изменения примененной к товарам таможенной процедуры и, как следствие, изменения ставок пошлин.
Ввозные пошлины исчисляются исходя из размера ставок, которые действовали на момент регистрации декларации таможенным органом. Основанием для начисления ввозных пошлин служит Единый таможенный тариф (ЕТТ) - свод ставок пошлин, которые применяются к товарам, при ввозе их на территорию Таможенного союза из третьих стран1. Относительно Единого таможенного тарифа повышение или понижение ставок происходит исключительно на основании решения Комиссии Таможенного союза, которое он может принять по обоснованному запросу одной из стран-участниц. При необходимости развития экономики страны-участницы может быть предложено применение более высоких ставок. В свою очередь с целью устранения острого дефицита товара, при отсутствии другого способа, может быть предложено применение более низкой ставки.
Вывозные ставки исчисляются каждой страной-участницей исходя из норм собственного законодательства. При этом каждой страной с целью облегчения взыскания вывозных пошлин сформирован перечень товаров, к которым предусмотрено применение вывозных пошлин. Комиссией Таможенного союза сформирован сводный перечень таких товаров на основании применения национальных перечней.
Налоги исчисляются каждой страной-участницей на основании норм собственного законодательства. В Российской Федерации налоги могут быть начислены в следующих ситуациях: при помещении товара под таможенную процедуру или при выявлении случаев незаконного перемещения товара на территории, при выявлении транзитных товаров, которые помещены под процедуру таможенного транзита в другой стране-участнице Таможенного союза, но находятся на территории Российской Федерации незаконно.
Пересчет иностранной валюты в рубли при исчислении суммы таможенных платежей производится по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации, установленным на момент регистрации таможенной декларации1.
Обязанность по уплате таможенных платежей может возникнуть в отношении товаров, которые (рис. 3):
Рис. 3. Обязанность по уплате таможенных платежей в отношении следующих видов товаров
Случаи прекращения обязанности по уплате таможенных платежей перечислены в п.2 ст.80 ТК ТС.
Таможенные платежи не уплачиваются1:
- при помещении товара под таможенную процедуру, которая не предусматривает уплату пошлин (если соблюдаются условия этой процедуры);
- при ввозе одним отправителем на один адрес одного получателя одним транспортным средством по одному перевозочному документу товаров, общая таможенная стоимость которых не превышает сумму, эквивалентную 200 евро. Общая таможенная стоимость товаров, которые ввозятся для личного пользования и могут быть освобождены от уплаты пошлин, может превышать эту сумму;
- при перемещении товаров для личного пользования в соответствии с Соглашением от 18.06.2010 г. "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершении операций, связанных с их выпуском "2;
- при освобождении товаров от обложения пошлинами в соответствии с требованиями норм ТК ТС, законодательства РФ или международных договоров.
Также одним из основании по возникновению и прекращению обязанности по уплате таможенных платежей в отношении товара является процедура таможенного склада или специальная таможенная процедура.
Лица, которые солидарно принимали участие в незаконном перемещении товаров также обязаны уплатить таможенные платежи.
При установлении сроков уплаты могут действовать:
- нормы законодательства РФ;
- нормы Таможенного кодекса Таможенного союза;
- нормы международных договоров.
Сроки уплаты таможенных платежей в соответствии с нормами Таможенного кодекса Таможенного союза устанавливаются в следующих случаях (рис. 4):
Рис. 4. Случаи установления сроков уплаты таможенных платежей в соответствии с нормами Таможенного кодекса Таможенного союза
При установлении сроков уплаты международных договоров вступают в силу в следующих случаях1:
- при помещении товаров под таможенную процедуру свободной таможенной зоны;
- при помещении товаров под таможенную процедуру свободного склада.
В отношении товаров, помещенных под специальную таможенную процедуру, законодательством Российской Федерации установлены сроки уплаты таможенных платежей.
Изменение сроков уплаты таможенных платежей по законодательству Таможенного союза может предоставляться в форме отсрочки или рассрочки относительно товаров, помещённых под таможенную процедуру ввоза для внутреннего пользования. Изменение сроков уплаты таможенных платежей может предоставляться на всю сумму таможенных платежей, либо на их часть. На территории нашей страны определение об изменении сроков уплаты принимается в течение 15 дней со дня подачи плательщиком письменного заявления Федеральной таможенной службой Российской Федерации. Данное решение предоставляется заявителю в письменной форме.
Соглашением от 21.05.2010 г. "Об основаниях, условиях и порядке изменения сроков уплаты таможенных пошлин" изменение сроков уплаты регламентируется более детально. Ст. 6 этого соглашения содержится перечень факторов, которые могут быть основанием для предоставления изменения сроков уплаты1.
Максимально возможный срок изменения уплаты - 6 мес., но по отдельным группам товаров этот срок не может превышать 2 мес. (подп. 3, п.1, ст. 6 Соглашения).
За предоставленное изменение сроков уплаты в соответствии с нормами Таможенного кодекса Таможенного союза государство имеет право взимать проценты.
Таможенные платежи уплачиваются в той стране, таможенный орган которой произвел выпуск товара, кроме платежей за товары, которые находятся под таможенной процедурой таможенного транзита и за товары, незаконно перемещенные через границу Таможенного союза.
В тоже время для отказа в предоставлении изменения сроков уплаты может послужить наличие следующих факторов1 (рис. 5):
Рис. 5. Причины отказа в предоставлении изменения сроков уплаты таможенных пошлин
Законодательством Российской Федерации также регулируются дата и формы уплаты таможенных платежей, которые производится на счет Федерального казначейства (ФК) РФ в рублях. Пошлины или налоги на товары физических лиц, которые ввозятся для личного пользования, могут уплачиваться в кассу таможенного органа. Для упрощения уплаты таможенных платежей законодательство РФ предусматривает централизованный порядок уплаты пошлин, при которой суммы таможенных платежей за товары, предполагаемые к ввозу или вывозу на протяжении определенного периода, вносятся на счет Федерального казначейства, при этом не имеет значения, в какой таможенный орган, будет подана декларация товаров.
Для осуществления централизованной оплаты плательщик обязан заключить соглашение о применении централизованного порядка уплаты таможенных платежей с Федеральной таможенной службой Российской Федерации или иным таможенным органом. Перечень таких органов также определяется Федеральной таможенной службой. Перечень требований, которым должен соответствовать плательщик, определяется пунктами 10 и 11, ст.116 ФЗ от 27.11.2010 г. №311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации "1, при этом требования к плательщику, заключающему соглашение с ФТС, и требования к плательщику, заключающему соглашение с иным таможенным органом, отличаются. Соглашение о применении централизованного порядка уплаты таможенных платежей заключается на текущий календарный год.
Оплаты таможенных платежей осуществляется, как правило с помощью банкоматов, электронных или платежных терминалов.
В качестве исполнения обязанностей по уплате пошлин законодательством Таможенного союза предусматривается обеспечение уплаты таможенных платежей при следующих обстоятельствах (рис. 6):
Рис. 6. Обстоятельства по обеспечению уплаты таможенных платежей
В том случае, если сумма таможенных платежей и процентов не превышает сумму, эквивалентную 500 евро (или иных случаях, предусмотренных законодательством ТС, РФ или международными договорами), обеспечение уплаты не требуется.
Уплата обеспечивается плательщиком, а при процедуре таможенного транзита и иным лицом, которое имеет право владения, распоряжения или пользования товаром.
Обеспечение уплаты таможенных платежей предоставляется в1:
- таможенный орган, выпускающий товар;
- таможенный орган отправления или назначения при процедуре таможенного транзита;
- иной таможенный орган, имеющий право на принятие генерального обеспечения уплаты в случае использования такого вида обеспечения.
При этом таможенным органом выдаётся сертификат обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.
В случае проведения одним лицом на территории РФ нескольких таможенных операций на протяжении определенного срока применяется генеральное обеспечение (может предоставляться на срок не менее 1 года деньгами, в виде поручительства или банковской гарантии), при этом таможенным органом выдаётся подтверждение о его предоставлении и ведётся контроль за ним. Письменное заявление плательщика является основанием для его выдачи.
Уплата таможенных платежей может обеспечиваться за счёт денег, банковской гарантии, поручительства или залога имущества.
В том случае, когда обязательства по уплате были исполнены или не возникли в силу каких-то обстоятельств лицо, предоставившее обеспечение, имеет право на его возврат.
Кредитные или банковские организации, включенные в Реестр организаций, обладающих правом выдачи банковских гарантий уплаты таможенных пошлин, налогов, который ведёт Федеральная таможенная служба Российской Федерации имеют право обеспечивать банковскую гарантию на территории РФ.
Определение её суммы производится на основании сумм таможенных платежей, подлежащих уплате согласно требованиям законодательства Российской Федерации при помещении товара под таможенную процедуру экспорта или выпуска для внутреннего пользования. При этом тарифные преференции и льготы не учитываются. Суммы гарантий для товаров, находящихся под процедурой таможенного транзита должны быть не менее сумм, которые могут быть начислены согласно требованиям норм законодательств других стран - участниц ТС1.
При невозможности определения точной суммы обеспечения такая сумма рассчитывается по максимальным ставкам таможенных платежей стоимости и физическим характеристикам. Отдельные группы товаров могут иметь фиксированные суммы обеспечения уплаты.
При выпуске товаров до окончания дополнительной таможенной проверки (в случае проведения таковой) суммы гарантий уплаты рассчитываются с учетом всех сумм таможенных платежей которые могут быть дополнительно начислены в результате проверки.
Таможенным кодексом Таможенного союза предусматривается также возможность предоставления льгот при уплате таможенных платежей, к которым относятся: тарифные преференции и льготы (льготы по уплате пошлин), льготы по уплате налогов и таможенных сборов.
- Оглавление
- Глава 1. Система таможенных платежей в Российской Федерации как элемент формирования бюджета страны..........................................6
- Глава 2. Анализ практики реализации фискальной функции таможенными органами Российской Федерации..........................24
- Глава 3. Актуальные вопросы повышения роли таможенных органов в решении фискальных задач...............................................................45
- Введение
- Глава 1. Система таможенных платежей в Российской Федерации как элемент формирования бюджета страны
- 1.1. Понятие, экономическая сущность и характеристика таможенных платежей
- 1.2. Классификация таможенных платежей
- 1.3. Правовые основы взимания и начисления таможенных платежей
- Глава 2. Анализ практики реализации фискальной функции таможенными органами Российской Федерации
- 2.1. Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты и обеспечения таможенных платежей
- 2.2. Механизм администрирования таможенных платежей в Таможенном союзе
- 2.3. Анализ динамики и структуры доходов федерального бюджета, обеспечиваемых таможенными органами Российской Федерации
- Наиболее крупные торговые партнёры России в 2013-2014 гг.
- Сумма доходов федерального бюджета, администрируемых таможенными органами
- Льготы по уплате таможенных платежей в 2014 году
- Глава 3. Актуальные вопросы повышения роли таможенных органов в решении фискальных задач
- 3.1. Анализ деятельности органов федеральной таможенной службы по обеспечению уплаты таможенных платежей и контроля за их поступлением в бюджет
- 3.2. Проблемы осуществления таможенными органами фискальной функции
- 3.3. Перспективы развития системы администрирования уплаты таможенных платежей
- Заключение
- Список литературы
- Классификатор видов налогов, сборов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы Российской Федерации
- Динамика перечислений таможенных и иных платежей, администрируемых фтс России, в доход федерального бюджета в 2010 - 2014 годах
- Динамика перечислений таможенных пошлин, налогов при импорте в доход федерального бюджета в 2010 - 2014 годах
- Динамика перечислений вывозных таможенных пошлин в доход федерального бюджета в 2010 - 2014 годах
- Динамика состояния задолженности по уплате таможенных платежей и пеней в 2010 - 2014 годах