3.2. Проблемы осуществления таможенными органами фискальной функции
Причин занижения количества взимаемых таможенными органами платежей достаточно много. Одной из них является сравнительно высокий уровень таможенных платежей. Для уменьшения их размера участниками внешнеэкономической деятельности предпринимаются различные попытки и методы по уменьшению стоимости декларируемого товара, либо их реального количества.
В среднем при прохождении иностранных товаров через границу таможенного союза 2/3 нарушений обусловлены именно занижением цены и уменьшением количества ввозимых товаров, что влечёт за собой значительное непоступление таможенных пошлин и налогов в бюджет страны. Статистика внешнеэкономической деятельности показывает, что наибольшие потери российского бюджета связаны с импортом товаров из таких стран, как Германия, Китай, Польша, Италия1.
Необходимо также сказать, что таможенная статистика неадекватно отражает или вовсе не отражает данные об импорте физических лиц. Этот вид импорта достигает в настоящее время беспрецедентно больших объемов. Нерегистрируемый беспошлинный импорт со стороны физических лиц представляет собой товары, которые ввозятся физическими лицами в пределах установленной беспошлинной квоты и товары, перемещаемые через таможенную границу в упрощенном (льготном) порядке. Размеры этой части импорта определяются Центральным Банком России путем соответствующего досчета, т.е. на основе сопоставления розничного товарооборота на внутреннем рынке и объемов поступления товарных ресурсов по учтенным каналам по данным Федеральной службы государственной статистики.
Ввоз товаров физическими лицами в пределах установленных беспошлинных квот - это полулегальный канал поступления товаров, который не регистрируется таможенными органами. Для физических лиц, которые используют таможенные льготы, провоз "серого " импорта превратился в доходный бизнес.
Крупными фирмами, которые организовали бизнес на беспошлинном ввозе товаров под видом физических лиц, провозятся через границу нашей страны крупные объемы товаров, которые дробятся на мелкие партии. На подставное физическое лицо оформляется определённая партия товаров по доверенности. Потребительские товары, которые импортируются по такой схеме, в зависимости от размера партии, не уплачивают при прохождении границы таможенные пошлины или облагаются пошлинами по льготным ставкам.
Исходя из разных оценок, данный вид торговли достигает 80-90% импорта потребительских товаров. Таким образом, мелкий бизнес является прикрытием "серого " импорта, с учетом которого оценка возрастают объёмы "теневого " импорта: суммируются незарегистрированный таможней импорт (превышение экспорта партнеров над импортом) и "серый " импорт физических лиц.
Кроме того, что федеральным бюджетом недополучаются доходы, негативными последствиями такой схемы ввоза импортных товаров является и нарушение условий равноправной конкуренции внутри страны, которые создают серьезные препятствия для развития внутреннего производства. "Теневой " импорт затрудняет реализацию регулирующей функции таможенной системы, сводит на нет эффективность тарифной политики государства.
Другой причиной нанесения значительного ущерба доходам федерального бюджета является неправильное администрирование таможенных платежей самими таможенными органами.
Также выявляются случаи, когда пени начисляются таможенными органами не за каждый день просрочки платежей, начиная со дня ее возникновения, а по мере оформления документов, предусмотренных для этих случаев налоговым и таможенным законодательством: требования об уплате таможенных платежей, инкассового поручения, решения таможенного органа о взыскании сумм задолженности за счет имущества должника, судебного решения и исполнительных документов1.
В результате данного явления сумма пени, которая отражается как в отчетности о задолженности по уплате таможенных платежей, так и в базе данных Федеральной таможенной службы России, бывает занижена в несколько раз.
Из-за нечеткого правового регулирования применения таможенных преференций при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации товаров в качестве вклада в уставный (складочный) капитал предприятий с иностранными инвестициями и технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, ввозимых в качестве вклада в уставные (складочные) капиталы организаций также происходит недопоступление значительных средств в федеральный бюджет страны.
Законодательством не определено содержание понятий "основные производственные фонды " и "технологическое оборудование ", что создает возможность произвольного отнесения таможенными органами товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации, к основным производственным фондам и технологическому оборудованию, чем пользуются отдельные предприятия. Установлено, что не только небольшие организации, но также целые оффшорные финансовые и финансово-производственные сети, используя недочёты налогового и таможенного законодательства, зачастую путем противоправной деятельности, минимизируют налогообложение, что впоследствии нарушает условия применения таможенных процедур, стимулирует отток капитала, снижает доходный потенциал бюджетной системы Российской Федерации.
В ряде случаев выявляются нарушения при применении таможенной процедуры переработки на таможенной территории. Вместо российских компаний, участвующих в переработке, основную часть прибыли получали иностранные офшорные компании-собственники ввозимого из-за рубежа на переработку сырья и вывозимого впоследствии за пределы страны продукта переработки за счет значительной разницы между высокой ценой реализации продуктов переработки на внешнем рынке и относительно низкой стоимостью услуг российских предприятий по переработке продукта.
Данная проблема возникает в связи с невозможностью в большинстве случаев идентификации таможенными органами сырьевых товаров в продуктах переработки, что, в свою очередь, используется отдельными участниками внешнеэкономической деятельности для уклонения от уплаты таможенных платежей при вывозе сырьевых товаров и ввозе других товаров под видом продуктов их переработки. При этом основная номенклатура вывозимых на переработку товаров состоит из товаров, переработка которых возможна на предприятиях Российской Федерации1.
Например, обработанные лесоматериалы, вывозимые за границу с применением минимальных или нулевых ставок таможенных пошлин, используются в основном в странах-импортерах как сырье для дальнейшей глубокой переработки и выпуска готовой продукции.
Ещё одним примером является экспорт угольной продукции, при котором на разные производные из угля устанавливаются различные ставки вывозной таможенной пошлины. Ввиду того, что товары, произведённые из угля, визуально могут иметь одинаковый вид и быть схожими по физико-химическим характеристикам, а также по причине отсутствия возможности проведения экспертных исследований и методик, которые бы позволили лабораторными методами идентифицировать предъявляемый к таможенному оформлению товар, такое положение дел также приводит к недопоступлению таможенных платежей в доход федерального бюджета.
Отдельным блоком хотелось бы выделить проблемы системы совместного взимания ввозных таможенных пошлин и иных платежей, которые распределяются между государствами-членами Таможенного союза2.
На сегодняшний день, после нескольких лет опыта функционирования Таможенного союза назрела необходимость в изменении нормативов, рассчитанных по статистическим показателям "Комтрейд ООН ", которые не отражают в полной мере современные пропорции импортных поставок в Таможенном союзе. Данная проблема имеет место при любой фиксации пропорций на основе динамичных макроэкономических показателей на сколь-нибудь продолжительное время.
Во-вторых, при расширении Таможенного союза за счёт вступления в него новых членов (ожидается вступление до конца 2015 г. Киргизии на ближайшую перспективу - вступление Таджикистана) необходим будет пересмотр пропорций распределения ввозных пошлин, что влечёт за собой ведение непростых переговоров. И как показывает имеющийся у Таможенного союза опыт, такая дележка в конечном счете превращается в довольно непростой предмет политического торга.
Также стоит отметить другую проблему, не связанную напрямую с функционированием рассматриваемого механизма, однако очень важную с точки зрения его объективной оценки и совершенствования. Это проблема недостаточности публикуемой статистической информации для проведения полноценного научного анализа взимания и распределения ввозных таможенных пошлин и иных платежей первой группы.
Несмотря на периодический сбор и обобщение такой информации "уполномоченными органами ", в свободном доступе её практически нет. Реальная же оценка эффективности действующего механизма и его влияния на результаты интеграционных мероприятий в рамках единого таможенного пространства может быть получена только при наличии такой информации.
Таким образом, в настоящее время назрела необходимость в совершенствовании системы учета поступающих таможенных платежей таможенными органами - проведение системной работы, направленной на легализацию доходов от экономической деятельности и наведение порядка в системе учета и взимания налогов, таможенных и других платежей, поступающих от субъектов экономической деятельности.
- Оглавление
- Глава 1. Система таможенных платежей в Российской Федерации как элемент формирования бюджета страны..........................................6
- Глава 2. Анализ практики реализации фискальной функции таможенными органами Российской Федерации..........................24
- Глава 3. Актуальные вопросы повышения роли таможенных органов в решении фискальных задач...............................................................45
- Введение
- Глава 1. Система таможенных платежей в Российской Федерации как элемент формирования бюджета страны
- 1.1. Понятие, экономическая сущность и характеристика таможенных платежей
- 1.2. Классификация таможенных платежей
- 1.3. Правовые основы взимания и начисления таможенных платежей
- Глава 2. Анализ практики реализации фискальной функции таможенными органами Российской Федерации
- 2.1. Порядок исчисления, порядок и сроки уплаты и обеспечения таможенных платежей
- 2.2. Механизм администрирования таможенных платежей в Таможенном союзе
- 2.3. Анализ динамики и структуры доходов федерального бюджета, обеспечиваемых таможенными органами Российской Федерации
- Наиболее крупные торговые партнёры России в 2013-2014 гг.
- Сумма доходов федерального бюджета, администрируемых таможенными органами
- Льготы по уплате таможенных платежей в 2014 году
- Глава 3. Актуальные вопросы повышения роли таможенных органов в решении фискальных задач
- 3.1. Анализ деятельности органов федеральной таможенной службы по обеспечению уплаты таможенных платежей и контроля за их поступлением в бюджет
- 3.2. Проблемы осуществления таможенными органами фискальной функции
- 3.3. Перспективы развития системы администрирования уплаты таможенных платежей
- Заключение
- Список литературы
- Классификатор видов налогов, сборов и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы Российской Федерации
- Динамика перечислений таможенных и иных платежей, администрируемых фтс России, в доход федерального бюджета в 2010 - 2014 годах
- Динамика перечислений таможенных пошлин, налогов при импорте в доход федерального бюджета в 2010 - 2014 годах
- Динамика перечислений вывозных таможенных пошлин в доход федерального бюджета в 2010 - 2014 годах
- Динамика состояния задолженности по уплате таможенных платежей и пеней в 2010 - 2014 годах