3.3. Тарифная льгота как элемент таможенной пошлины
Важным элементом ввозной таможенной пошлины является налоговая льгота, именуемая иначе тарифной льготой или тарифной преференцией.
В Законе РФ “О таможенном тарифе” (ст. 34) под тарифной льготой понимается предоставляемая на условии взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой политики РФ льгота в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу РФ.
В этом же Законе определены основные характеристики тарифных льгот:
1. Тарифные льготы в отношении товаров устанавливаются Законом РФ “О таможенном тарифе” и предоставляются исключительно по решению Правительства РФ. Это решение может быть оформлено принятием соответствующего постановления или распоряжения Правительства РФ. В отдельных случаях тарифные льготы могут предоставляться по решению Президента РФ (в форме указа или распоряжения) отдельным организациям.
Федеральный закон от 13 марта 1995 г. “О некоторых вопросах предоставления льгот участникам внешнеэкономической деятельности” (ст. 1) отменил все ранее предоставленные участникам внешнеэкономической деятельности льготы, в том числе в виде бюджетных ассигнований на уплату таможенных пошлин и других платежей, по обложению ввозными и вывозными таможенными пошлинами, НДС, акцизами, за исключением предоставленных в соответствии с законами РФ “О таможенном тарифе”, “О налоге на добавленную стоимость”, “Об акцизах” и Таможенным кодексом РФ. Отмена индивидуализированных, адресных таможенных льгот должна рассматриваться не как ужесточение режима внешнеторгового регулирования, а как одно из направлений наведения порядка в данной сфере государственного управления.
В рамках мероприятий по укреплению бюджетной дисциплины был принят Указ Президента РФ от 18 сентября 1996 г. № 1363 “Об укреплении бюджетной дисциплины в части таможенных платежей”, в котором запрещалось финансирование социальных программ и каких-либо иных мероприятий путем предоставления льгот по таможенным платежам либо отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей в порядке, отличном от предусмотренного действующим таможенным законодательством.
2. Тарифные льготы не могут носить индивидуального характера, кроме случаев, предусмотренных ст. 35 («Освобождение от пошлины»), ст. 36 («Предоставление тарифных преференций») и ст. 37 («Предоставление тарифных льгот») Закона РФ “О таможенном тарифе”. Запрет индивидуализации тарифных льгот отвечает принципам государственного регулирования внешнеторговой деятельности и, в частности, принципу равенства участников внешнеторговой деятельности и их недискриминации (ст. 3 Федерального закона “О государственном регулировании внешнеторговой деятельности”).
В целях усиления контроля за использованием предоставляемых льгот по уплате таможенных платежей в каждом нормативном акте, издаваемом ГТК России, не имеющем общего характера и содержащем тарифную льготу, предписано указывать следующую информацию (приказ ГТК России от 16 января 1997 г. № 17 “О нормативных актах ГТК России по вопросам предоставления таможенных льгот”):
- Федеральный закон (Закон РФ), указ (распоряжение) Президента РФ, постановление (распоряжение) Правительства РФ, на основании которого предоставляются льготы по уплате таможенных платежей;
- сведения о документах (письмах министерств, ведомств и т.п.), подтверждающих соблюдение условий предоставления льгот;
- конкретные наименования, стоимость и количество товаров, в отношении которых льготы предоставляются;
- номер, дату внешнеторгового договора, а также сведения о лицах, заключивших такой договор (в случае отсутствия договора - наименование и номер товаросопроводительного, транспортного или иного коммерческого документа), в соответствии с которым товары ввозятся на таможенную территорию РФ;
- срок действия нормативного акта ГТК России о предоставлении льгот по уплате таможенных платежей.
Срок действия указанного акта должен быть максимально коротким с учетом экономически оправданного срока ввоза товаров на российскую таможенную территорию и предусмотренных сроков временного хранения товаров. Срок ввоза товаров должен указываться заявителем.
Как правило, срок действия указанного акта должен истекать 31 декабря года, в течение которого акт был издан, или по истечении шести месяцев со дня издания, если акт был издан в последние четыре месяца года. При наличии исключительных обстоятельств предельный срок действия нормативного акта ГТК России о предоставлении льгот может составлять один год с момента его издания.
3. Тарифная льгота представляет собой инструмент реализации торговой политики РФ, используемый как в одностороннем порядке, так и на условиях взаимности. В последнем случае льгота может содержаться как в акте российского таможенного законодательства (внутреннее право), так и в международном договоре (международное право). В соответствии со ст. 38 Закона РФ “О таможенном тарифе” норма международного договора (соглашения), участником которого является Российская Федерация, имеет преимущественную силу по сравнению с аналогичной нормой внутреннего законодательства.
К видам тарифных льгот относятся (ст. 34 Закона РФ “О таможенном тарифе”):
а) возврат ранее уплаченной таможенной пошлины;
б) освобождение от уплаты таможенной пошлины;
в) снижение ставки таможенной пошлины;
г) установление тарифной квоты на преференциальный ввоз (вывоз) товара.
В соответствии со ст. 35 Закона РФ “О таможенном тарифе” от уплаты ввозных таможенных пошлин освобождаются следующие виды товаров и транспортных средств:
1. Транспортные средства, осуществляющие международные перевозки грузов, багажа и пассажиров, а также предметы материально-технического снабжения и снаряжения, топливо, продовольствие и другое имущество, необходимое для их нормальной эксплуатации на время следования в пути, в пунктах промежуточной остановки или приобретенное за границей в связи с ликвидацией аварии (поломки) данных транспортных средств.
2. Продукция морского промысла российских и арендованных (зафрахтованных) российскими лицами судов, ввозимая на таможенную территорию РФ.
3. Товары, ввозимые на таможенную территорию РФ для официального или личного пользования представителями иностранных государств, физическими лицами, имеющими право на беспошлинный ввоз таких предметов на основании международных соглашений РФ или законодательства РФ.
4. Валюта РФ, иностранная валюта (кроме используемых для нумизматических целей), а также ценные бумаги в соответствии с законодательными актами РФ.
5. Товары, подлежащие обращению в собственность государства в случаях, предусмотренных законодательством РФ.
6. Товары, ввозимые на таможенную территорию РФ в качестве гуманитарной помощи, а также в целях ликвидации последствий аварий и катастроф, стихийных бедствий.
7. Товары, ввозимые на таможенную территорию РФ в качестве безвозмездной помощи и/или на благотворительные цели по линии государств, правительств, международных организаций, включая оказание технического содействия.
8. Товары, перемещаемые под таможенным контролем в режиме транзита через таможенную территорию РФ и предназначенные для третьих стран.
9. Товары, перемещаемые через таможенную границу РФ физическими лицами и не предназначенные для производственной или иной коммерческой деятельности в соответствии с Таможенным кодексом РФ.
10. Оборудование, приборы и материалы, ввозимые на таможенную территорию РФ для реализации целевых социально-экономических программ (проектов) жилищного строительства для военнослужащих, создания, строительства и содержания центров профессиональной переподготовки военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы и членов их семей, осуществляемых за счет займов, кредитов и безвозмездной финансовой помощи, предоставляемых международными организациями и правительствами иностранных государств, иностранными юридическими и физическими лицами в соответствии с межправительственными и межгосударственными соглашениями, а также соглашениями, подписанными по поручению Правительства РФ уполномоченными им органами исполнительной власти.
11. Периодические печатные издания и книжная продукция, связанная с образованием, наукой и культурой, ввозимые редакциями средств массовой информации и издательствами на таможенную территорию РФ; бумага, полиграфические материалы и полиграфические носители, носители аудио- и видеоинформации, технологическое и инженерное оборудование, ввозимые на таможенную территорию РФ редакциями средств массовой информации, издательствами, информационными агентствами, телерадиовещательными компаниями, полиграфическими предприятиями и организациями и используемые ими для производства продукции средств массовой информации и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой.
12. Пожарно-техническая продукция, ввозимая на таможенную территорию РФ для обеспечения деятельности органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы МВД России при осуществлении своих функций, установленных законодательством РФ.
13. Оборудование, включая машины и механизмы, а также материалы, входящие в комплект поставки соответствующего оборудования, и комплектующие изделия (за исключением подакцизных), ввозимые на таможенную территорию РФ в счет кредитов, предоставленных иностранными государствами и международными финансовыми организациями в соответствии с международными договорами РФ.
Порядок предоставления льгот по уплате ввозных таможенных пошлин организациям с иностранными инвестициями установлен ст. 174, 182 ТК РФ, ст. 34 и 37 Закона РФ “О таможенном тарифе”, постановлением Правительства РФ от 23 июля 1996 г. № 883 “О льготах по уплате ввозной таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых иностранными инвесторами в качестве вклада в уставной (складочный) капитал предприятия с иностранными инвестициями”.
- Кафедра «Финансы и кредит»
- Д.Ю. Канидьев
- Введение
- Раздел 1. Таможенный режим: понятие, основы правового регулирования
- 1.1. Понятие таможенного режима
- 1.2. Содержание и структура таможенного режима
- 1.3. Таможенный режим и льготы по таможенным платежам
- 1.4. Ответственность за нарушения законодательства о таможенных режимах
- 1.5. Порядок информирования и консультирования по вопросам таможенных режимов
- Контрольные вопросы
- Тест по разделу 1
- Раздел 2. Организация таможенного дела в рф
- Понятие и характеристика единой системы таможенных органов
- 2.2. Роль и функции гтк рф в осуществлении таможенного дела
- Контрольные вопросы
- Тест по разделу 2
- Раздел 3. Таможенные платежи и методика их расчета
- 3.1. Сущность таможенных платежей
- 3.2. Виды ставок таможенных пошлин
- 3.3. Тарифная льгота как элемент таможенной пошлины
- 3.4. Система преференций Российской Федерации
- Контрольные вопросы
- Тест по разделу 3
- Раздел 4. Методы определения таможенной стоимости
- 4.1. Оценка по цене сделки с ввозимыми товарами
- 4.2. Оценка по цене сделки с идентичными и однородными товарами
- 4.3. Оценка на основе вычитания стоимости
- 4.4. Оценка на основе сложения стоимости
- 4.5. Резервный метод
- Контрольные вопросы
- Тест по разделу 4
- Раздел 5. Учет требований международных организаций при формировании таможенных пошлин
- 5.1. Порядок расчета ввозной таможенной пошлины
- 5.2. Учет требований международных организаций и соглашений при формировании таможенных пошлин
- 5.3. Таможенное сотрудничество стран снг
- Контрольные вопросы
- Тест по дисциплине
- Список рекомендуемой литературы