logo search
сладкова методичка

5. Ставки таможенных сборов

В ч. 1 ст. 130 ФЗ № 311 закреплено положение, согласно которому Правительство РФ вправе устанавливать ставки таможенных сборов за таможенные операции. В настоящее время применяется Постановление Правительства РФ от 28 декабря 2004 г. № 863 «О ставках таможенных сборов за таможенные операции»1, которое действует в части, не противоречащей решению Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. № 311 «Об Инструкции о порядке совершения таможенных операций в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу, и отражении факта признания таких товаров не находящимися под таможенным контролем»2.

В ч. 2 ст. 130 ФЗ № 311 законодатель соотносит размер таможенных сборов за таможенные операции с примерной стоимостью услуг таможенных органов. Таким образом, таможенные сборы должны компенсировать таможне расходы, связанные с действиями по выпуску таможенной декларации. Однако в вышеназванном Постановлении Правительства РФ от 28 декабря 2004 г. № 863 сборы рассчитываются исходя из таможенной стоимости товаров, которая не отражает реальных затрат таможенных органов на совершение таможенных операций. Ставки таможенных сборов установлены произвольно, без какого-либо юридического и экономического обоснования, а порядок определения их размера прямо противоречит положениям ст. 72 ТК ТС и статье 130 ФЗ № 3111.

Минимальный размер ставок таможенных сборов за таможенные операции - 500 рублей, максимальный - не более 100000 рублей. В Постановлении Правительства РФ от 20 июля 2011 г. № 595 закреплено положение, согласно которому с даты присоединения Российской Федерации к Всемирной торговой организации размер максимальной ставки не будет превышать 30 тыс. рублей2.

При вывозе из Российской Федерации товаров, не облагаемых вывозными таможенными пошлинами, таможенные сборы за таможенные операции независимо от таможенной процедуры, под которую помещаются вывозимые товары, уплачиваются по ставкам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 декабря 2004 г. N 863 "О ставках таможенных сборов за таможенные операции", при условии что в одной таможенной декларации декларируются только товары, не облагаемые вывозными таможенными пошлинами. Таким образом, таможенные сборы определяются исходя из кода товара по ТН ВЭД ТС. Но этот порядок тоже вызывает вопросы, поскольку объем затрат таможенных органов зачастую не зависит от того, по какой группе ТН ВЭД данные товары будут классифицированы.

В п. 4 ст. 130 ФЗ № 311 законодатель утверждает, что при декларировании товаров с подачей временной таможенной декларации ставки таможенных сборов за таможенные операции не могут зависеть от стоимости таких товаров. Таможенные сборы определяются исходя из кода товара по ТН ВЭД ТС. Однако ни таможенная стоимость товаров, ни код товара по ТН ВЭД ТС не отражают реальных затрат таможенных органов на совершение операций.

Например, при подаче временной декларации в отношении товаров, классифицируемых в соответствии с группой 25 ТН ВЭД ТС "Соль, сера, земли и камень; штукатурные материалы, известь и цемент", применяется ставка таможенных сборов за таможенные операции в размере 7,5 тыс. руб. А при декларировании в том же порядке товаров группы 26 ТН ВЭД ТС "Руды, шлак и зола" установлена ставка сборов в 100 тыс. руб., хотя объем материальных, финансовых и трудовых затрат инспекторов при совершении таможенных операций в отношении этих групп товаров существенно не различается1.

При последующей подаче таможенному органу полной таможенной декларации на те же товары таможенные сборы за таможенные операции уплачиваются в размерах в соответствии с ч. 2 ст. 130 ФЗ № 311 и п. 1 вышеуказанного Постановления Правительства РФ N 863.

В ч. 5 ст. 130 ФЗ № 311 установлены таможенные сборы за таможенное сопровождение. Размер сбора зависит:

- от расстояния, на которое груз переводится;

- от вида транспортного средства;

- от количества транспортных средств.

В ч. 6 ст. 130 ФЗ № 311 законодатель установил ставки таможенного сбора за хранение товара на складе временного хранения таможенного органа. Они зависят:

- от веса товара;

- от помещения (обустроенное или необустроенное);

- от количества дней нахождения товара на складе.