logo search
ОТВЕТЫ к ГОСАМ-2

92. Начало !!!Аутсорсинг, аутстаффинг: понятие, примеры использования.

Аутсорсинг производства - одно из наиболее динамично развивающихся направлений современной мировой экономики, представляющее собой элемент стратегии предприятия, при котором оно на длительный срок передает сторонней организации целиком функцию производства отдельных составляющих своей продукции или операции по обеспечению производства, т.е.отдельный бизнес-процесс. Часто отдаются сторонним исполнителям по контракту (аутсорсинг) вспомогательные задачи. Применение аутсорсинга на западе началось в конце восьмидесятых годов в сфере информационных технологий, но к настоящему времени практика вывода непрофильных активов распространилась уже достаточно широко, охватив практически все отрасли экономики. По свидетельству журнала фортуны, как минимум 90 процентов современных западных предприятий уже передали на аутсорсинг хотя бы одну функцию своего производства. А такие предприятия, как тойота, honda, chrysler делегируют сторонним организациям порядка 70 процентов бизнес-процессов, которые ранее они выполняли самостоятельно. Традиционными для передачи на аутсорсинг являются: бизнес-процессы, тесно связанные с производством, но являющиеся обеспечительными (энергетическое хозяйство, производство оснастки, организация транспортного обеспечения, ремонтных или других вспомогательных работ, логистические процессы); Бизнес-процессы, важны для развития бизнеса компании, но требующая соответствующего оборудования и специализированной подготовки сотрудников, выполняющих эту работу (маркетинг, реклама, бухгалтерские. И юридические услуги, подбор и обучение персонала); Бизнес-процессы, не требующие высокой квалификации, но занимающие много рабочего времени и монотонный по характеру работ (заведение больших объемов информации в базе данных, неквалифицированный ручной труд на производстве, уборка помещений, курьерские услуги и другое). В результате перехода на аутсорсинг предприятия добиваются эффективности производства за счет: увеличение производительности труда на профильном направлении; снижение уровня издержек; сокращение сроков производства продукции. Несмотря на то что аутсорсинг завоевал широкое признание в той части мировой экономики, которая построена по западному принципу, нашей стране примеров подобной практики до последнего времени было немного: «ЛУКОЙЛ» и «ЮКОС» выделили свои буровые подразделения самостоятельные компании «ЛУКОЙЛ» - бурение и сибирская сервисная компания соответственно, не оставляя за собой контрольного пакета участия в данных компаниях. «Ломо», оборонное предприятие, занимающееся производством и реализацией оптико-механических и оптико-электронных приборов, отказалась от собственного производства печатных плат после того как проведенный анализ показал, что оборудование имеющегося цеха значительно устарела и требует модернизации.. Объяснение этому явлению можно найти в широко распространенном мнение, что развитию аутсорсинга в России мешают следующие объективные обстоятельства: во-первых, бизнес российских предприятий не всегда образовывался исходя из экономических соображений, и часто организация производства не соответствовала рыночным экономическим принципам. Во-вторых, правовая среда не позволяет с первых контактов устанавливать доверительные отношения со сторонними организациями. В-третьих, уровень развития поставщиков услуг аутсорсинга недостаточен, чтобы обеспечить требуемые предприятием - заказчиком качества. Приходится признать, что Указанные обстоятельства имеют место в нашей экономике, но, несмотря ни на что, за последние 3- 4 года ситуация с распространением аутсорсинга начала меняться в лучшую сторону. Это объясняется следующими причинами :1. За это время произошли значительные качественные сдвиги в экономической и общественной жизни страны . 2. Иные пути оптимизации производства, альтернативные аутсорсингу, многими предприятиями уже испробованы, в то время как конкуренция в бизнесе не только не ослабевает, но и усиливается. Другой проблемой на пути аутсорсинга является низкий уровень качества предоставляемых услуг. Между тем проблемы это временная и быстро решаемая. Отсутствие достаточно квалифицированных менеджеров аутсорсинговых компаний, недостаток проверенных временем технологии для тиражирования передовых решений - справедливые претензии, но относящиеся к категории обычно предъявляемых заказчиками в период становления любого бизнеса. При принятии решения о целесообразности Использования аутсорсинга для конкретного предприятия менеджменту необходимо осуществить следующие мероприятия: 1. Выделить бизнес процессы, которые можно передать на аутсорсинг. При этом оправданность передачи определяется возможностью снизить накладные расходы следующих подразделения : - с неполной или сезоноой загрузкой; - производящих продукцию или услуги, которые можно купить на рынке по сопоставимой цене;- подразделения требующих 100 процентную модернизация дорогого специализированного оборудования при условии существования на рынке предприятий, уже имеющих подобный налаженный бизнес. Это дает возможность объединить средства и направить их на развитие основного производства. 2. Произвести расчет себестоимости услуг намеченных к передаче на аутсорсинг подразделений и сравнить его с предложениями аутсорсинговых компаний. 3. Упорядочить и описать организацию бизнес процесса, передаваемых на аутсорсинг, с тем чтобы в случае заключения контракта с аутсорсинговой компанией подробно прописать в ней взаимные ожидания и договоренности об использовании услуг. 4. Определить подразделение, ответственное за поддержание регулируемых контрактов и осуществление контроля за качеством и сроками оказания услуг аутсорсинговой компании. Кроме того, необходимо принять во внимание, что критерии ценового выигрыша от использования аутсорсинговых услуг по сравнению с выполнением работ своими силами совсем не обязательно является определяющим. В большинстве случаев начальный период экономии на аутсорсинге не происходит. Как любое новшество, аутсорсинг также не даст немедленного эффекта. Переход на аутсорсинг это стратегия, направленная на повышение прибыльности и конкурентоспособности в долгосрочной перспективе. В случае применения аутсорсинга предприятия получают возможность сконцентрировать ресурсы на профильном бизнесе и не заниматься построением и поддержкой не связанные с ним инфраструктуры .Аутстаффинг -вывод сотрудника за штат компании-заказчика и оформление его в штат компании- провайдера, при этом он продолжает работать на прежнем месте и выполнять свои прежние обязанности, но и обязанность работодателя по отношению к нему выполняется уже компания провайдер. Компания аутстаффер представляет сотрудников в требуемой квалификации и несет ответственность за качество выполняемых персоналом услуг.