14.2.1. Особенности контроля заявления таможенной стоимости
Все случаи заявления таможенной стоимости можно разделить на три группы, к каждой из которых применяется свой механизм воздействия.
Первая группа характеризуется высокой степенью вероятности заявления недостоверных сведений. В этом случае производится к0рректировка таможенной стоимости и применяется механизм пресечения возможности предоставления декларантом недостоверных сведений.
Для второй группы свойствен выпуск товаров без проведения корректировки таможенной стоимости, что требует выборочного контроля, в том числе применения таможенного аудита.
При третьей группе - таможенный орган не располагает полной информацией, что требует сокращения числа таких поставок.
Следует отметить, что в настоящее время основная доля работы по контролю таможенной стоимости приходится на первый этап, то есть при его декларировании. Вместе с тем, такой контроль становится все более обременительным, как для таможенных органов, так и для участников ВЭД. Зачастую наблюдается необоснованная задержка перемещения товаров, что приводит к существенным потерям для участников внешней торговли. Таможенные органы в силу ограниченности кадровых ресурсов и огромного количества внешнеторговых поставок зачастую не в состоянии своевременно проконтролировать таможенную стоимость в момент декларирования. Поэтому таможенные органы Российской Федерации (учитывая рекомендации ВТО) совершенствуют свою деятельность с целью ускорения, упрощения и повышения транспарентности таможенных процедур. Это предполагает, что приоритетным станет контроль таможенной стоимости после выпуска товаров либо в форме таможенного аудита Деятельности участников ВЭД, либо путем проверки таможенными органами (в пределах компетенции) финансово-хозяйственной деятельности импортеров и экспортеров, что существенно повысит его эффективность.
327
Организация контроля таможенной стоимости предусматр вает выполнение двух основных этапов.
Первый этап - непосредственный контроль перемещаемых т варов, который может быть двух видов:
1) контроль таможенной стоимости при декларировании ( выпуска товара). Основными субъектами такого контроля яв ются таможенные посты и отделы таможенного оформления ко кретных таможен. Главной задачей этих подразделений явля ся обеспечение оперативного выпуска товаров, что предполагае следующие решения:
- о принятии при декларировании товара, заявленной декла рантом его таможенной стоимости;
- о корректировке заявленной декларантом таможенной ст имости товара;
- о необходимости уточнения и/или проверки таможенн стоимости товара, заявленной декларантом.
2) контроль таможенной стоимости после выпуска товара. Ег особенность состоит в том, что субъектами контролирования становятся сами подразделения по всей вертикали таможенной иерархии, обеспечивающие контроль таможенной стоимости.
Контроль после выпуска включает в себя две взаимосвязанные и взаимодополняющие функции. Первая заключается в проведении проверочных мероприятий, если на этапе таможенного оформления до выпуска было принято решение о необходимости продолжения контроля после выпуска. Следует отметить, что участники ВЭД зачастую обоснованно предъявляют претензии к сотрудникам таможенных органов в связи с непредсказуемостью их действий при контроле таможенной стоимости. Как правило, это происходит когда у таможенных органов отсутствует необходимая информация, и они выдвигают излишние требования по
исполнительному документальному подтверждению заявленной таможенной стоимости, требуя предоставить документы, которые у участников ВЭД отсутствуют. С другой стороны, разработанный ГТК РФ механизм контроля должен исключить пассивность (бездействие) сотрудников таможенных постов, когда они располагают всей необходимой информацией, требующей принятия определенных решений и не допустить принятие некорректных, необоснованных решений, позволяющих участникам ВЭД уйти от уплаты таможенных платежей. Вместе с тем, никакие, даже самые эффективные меры по формированию и контролю таможенной стоимости, принимаемые только контролирующими организациями, не принесут желаемого результата, если не учитываются интересы участников ВЭД. Поэтому таможенным органам необходимо усиливать взаимодействие с деловыми кругами России, занимающимися внешнеторговыми операциями.
Второй этап - связан с формированием и совершенствованием инфраструктуры, обеспечивает контроль таможенной стоимости перемещаемых товаров и способствует оперативному принятию решений сотрудниками таможенных органов о выпуске товаров. Для успешной реализации этого этапа таможенным органам следует решить ряд основных задач, в состав которых входят:
- обеспечение полной и достоверной информацией сотрудников таможенных органов о характере поставляемых товаров;
- вооружение сотрудников таможенных постов и отделов таможенного оформления специальным знаниям о порядке определения таможенной стоимости и технологиях ее контроля;
- разработка системы и методов контроля за выполнением таможенными сотрудниками правил принятия и коррек
329
тировки таможенной стоимости, установленных нормативными актами. В составе задач, реализуемых таможенными органами, приоритет отдается контролю таможенной стоимости, как базы для исчисления таможенных платежей, поскольку их неполное поступление в бюджет отрицательно сказывается на экономике страны в целом. Контроль таможенной стоимости представляет собой комплекс мероприятий, направленных на обеспечение правильности определения таможенной стоимости в соответствии с действующей нормативно-правовой базой. Таможенная стоимость используется в следующих целях, для:
- определения размера различных видов таможенных платежей, исчисляемых по адвалорным ставкам, в качестве исходной расчетной базы (основы);
- ведения таможенной статистики при определении объемов внешнеторгового оборота, выступая в качестве базы при расчете статистической стоимости;
- соблюдения устанавливаемых исполнительной властью стоимостных квот на проведение экспортных и импортных операций.
Таможенный контроль осуществляется должностными лицами таможенных органов путем проверки документов и сведений и/или таможенного досмотра товаров (по решению должностного лица может проводиться выборочно).
Для эффективности таможенного контроля в местах таможенного оформления товаров создаются зоны таможенного контроля. Товары считаются находящимися под таможенным контролем в следующих случаях:
1. при ввозе, с момента пересечения таможенной границы и до момента выпуска;
2. при вывозе, с момента принятия таможенной декларации и до момента пересечения таможенной границы.
Проверка декларации, документов и досмотр товаров проводится не позднее десяти дней с момента принятия декларации, а при упрощенном порядке - не позднее трех дней.
Упрощенный порядок таможенного оформления производится при ввозе и вывозе:
- товаров, применяемых для ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий, катастроф;
- живых животных;
- скоропортящихся продуктов;
- радиоактивных материалов;
- сообщений для средств массовой информации;
- товаров, предназначенных для высших органов власти Российской Федерации;
- товаров, происходящих с таможенной территории стран -участниц СНГ.
Действующие правила определения таможенной стоимости позволяют таможенным органам осуществлять следующие действия:
- реализовывать фискальную функцию - главную компоненту доходной части федерального бюджета;
- создавать для всех участников ВЭД равные условия при расчете таможенных платежей, подлежащих уплате, путем использования единой методики и транспарентных правил определения таможенной стоимости;
- заранее установить (в соответствии с методикой определения таможенной стоимости) необходимые параметры сделок и, тем самым, повысить уровень организации внешнеторговых операций.
331
Все это существенно повышает заинтересованность государства, участников ВЭД и самих таможенных органов в совершенствовании контроля таможенной стоимости.
Таможенная оценка товаров регламентируется в рамках правовой системы ВТО, а применение различных национальных методик определения таможенной стоимости товаров в международной торговле рассматривается в качестве нетарифного барьера. В этой связи, одним из главных вопросов присоединения России к ВТО является унификация российского законодательства по таможенной оценке в соответствии с нормами Соглашения о применении статьи VII ГАТТ (1994 г.).
Странам, стремящимся к присоединению к ВТО, для эффективного использования Соглашения о применении указанной статьи, прежде всего, необходимо решить проблему по созданию нормативно-правовой базы, подкрепленную достаточными информационными ресурсами таможенных органов, усилить степень взаимодействия между таможенными и налоговыми органами в части контроля налогообложения. Данное Соглашение предусматривает либерализацию внешней торговли и не содержит положений, направленных на борьбу с правонарушениями в области ВЭД, несмотря на то, что именно здесь возникают правонарушения, по размеру и масштабам, значительно превышающим другие сферы экономики.
Совершенствование инфраструктуры контроля таможенной стоимости после выпуска товаров предполагает, что таможенные органы должны решать серию специфических задач, среди которых:
- разработка специальных методик и автоматизированных технологий определения необходимости и целесообразности проведения контроля таможенной стоимости после выпуска товаров конкретных партий (сделок) и оценки результатов такого контроля;
332
- обучение сотрудников таможенных органов специальным знаниям, необходимым для проведения контроля таможенной стоимости товаров после их выпуска и таможенной ревизии;
- создание и внедрение технологий внутриведомственного и межведомственного взаимодействия в целях проверки после выпуска товаров достоверности документов и сведений, представленных в подтверждение таможенной стоимости;
- разработка и внедрение правовых механизмов международного таможенного сотрудничества для проверки достоверности документов и сведений, представленных в подтверждение таможенной стоимости после выпуска товаров.
В Российской Федерации действует Соглашение о таможенном союзе со следующими государствами СНГ: Беларусь, Казахстан, Киргизия, Таджикистан. Торговля товарами, происходящими и ввозимыми из этих государств, свободна от тарифных и количественных ограничений. При перемещении товаров через внешнюю границу Таможенного союза функции пограничного таможенного органа осуществляет таможенный орган соответствующего государства. На внутренних границах государств-членов Таможенного союза контроль над перемещением таких товаров осуществляется в упрощенном порядке. Таким образом, контроль таможенной стоимости перемещаемых товаров направлен на выявление и предотвращение наиболее вероятных случаев недостоверного декларирования таможенной стоимости, что, по существу, является одной из форм уклонения от уплаты таможенных платежей. Иными словами, контроль таможенной стоимости является производным процессом, направленным на выявление случаев ее недостоверного определения и декларирования. Это требует учета, анализа, оценки с целью предупреждения самой возможности декларировать
необоснованную таможенную стоимость. Для этого необходима всесторонняя информация обо всех участниках ВЭД (репутация), включая посредников, а также о товарах.
14.3. Нетарифные ограничения во внешней торговле и меры по защите национального рынка
Нормативная база внешней торговли позволяет использовать весь спектр нетарифных ограничений, обычных для мировой практики. Однако не все они реально применяются в России.
В соответствии с Федеральным законом «О таможенном тарифе» в целях защиты экономических интересов России ввозимые товары могут облагаться особыми видами пошлин. К ним относятся: специальные антидемпинговые компенсационные виды пошлин.
Особые виды пошлин могут применяться в случаях, когда иностранные товары ввозятся в количествах и на условиях, которые наносят ущерб отечественным производителям таких же или подобных товаров в результате недобросовестной конкуренции (занижение цен, субсидии экспортерам и т. д.). Специальные пошлины могут быть также введены как ответная мера против государств и союзов, ущемляющих интересы России.
Введение особых видов пошлин требует специального расследования и решения правительства по каждому конкретному случаю. Однако пока в России антидемпинговые расследования не проводятся и антидемпинговые пошлины практически не применяются, хотя по ряду товаров имеются основания для их введения и создана соответствующая нормативная база.
Случаев введения специальных пошлин в 90-е годы было немного: на сахар-сырец и белый сахар и на такой малозначительный товар, как крахмальная патока.
334
Основной категорией нетарифных ограничений в России остаются количественные ограничения (квотирование) и лицензирование ввоза и вывоза отдельных товаров. Эволюция данной категории нетарифных ограничений происходила в том же направлении, что и эволюция вывозных пошлин до их отмены в 1996 г.
В 1994 г. количественные ограничения и другие нетарифные методы регулирования охватывали от 2/3 до з/4 российского экспорта. Существовал специальный режим вывоза, так называемых, стратегически важных сырьевых товаров (СВСТ). Право вывозить товары, включенные в этот список, имели только фирмы - спецэкспортеры, которые проходили обязательную регистрацию в прежнем Министерстве внешнеэкономических связей. Однако в 1995 г. система СВСТ и спецэкспортеров была ликвидирована. С этого времени количественные ограничения ввоза и вывоза могут вводиться в целях выполнения международных обязательств России. Это возможно, в частности, в случаях добровольного ограничения экспорта в порядке международных соглашений, противодействующих падению мировых цен (например, на алюминий), а также в случаях введения ограничений на экспорт российских товаров по соглашениям с ЕС или США.
Исключением из этого правила является введение квот на ввоз сахара-сырца и белого сахара. В свое время вводилось квотирование ввоза украинского сахара, а на 2000-2001 гг. была установлена квота ввоза сахара-сырца из развивающихся и наименее развитых стран с взиманием пошлины в размере 5%. Кроме того, имеет место квотирование вывоза нефти и нефтепродуктов через систему балансовых заданий и регулирования доступа к нефтепроводам. Товары военного назначения в этот список не включались.
В отличие от количественных ограничений лицензирование ввоза и вывоза отдельных категорий товаров имеет тенденцию к расширению.
К крупнейшим группам лицензируемых товаров относятся следующие:
- вооружение, товары, работы и услуги военно-технического назначения, товары двойного назначения, ядерные материалы и технологии. Выдача лицензий осуществляется в порядке, определяемом Президентом РФ и Правительством РФ. Фактически торговля большинством товаров этой группы составляет государственную монополию. Государственным посредником по экспорту и импорту вооружения и других военно-технических товаров и технологий является созданное в 2000 году. Федеральное государственное унитарное предприятие «Рособоронэкспорт», которое обеспечивает 80-90% валютной выручки в военно-технической сфере;
- валютные ценности, в состав которых входят:
а) драгоценные металлы (золото, серебро, платина, палладий и другие металлы платиновой группы), их руды, лом и отходы;
б) драгоценные камни (природные, сырье или обработанные алмазы, рубины, сапфиры, изумруды и александриты). Ювелирные изделия к категории валютных ценностей не относятся.
Нетарифные ограничения включают и ряд технических мер, административных ограничений и таможенных формальностей, в состав которых входят:
- сертифицирование и маркировка товаров на русском языке;
- меры санитарного, ветеринарного, фитосанитарного и экологического контроля;
- установление конкретных пунктов пропуска некоторых товаров (автомобили, куриные окорочка), ввозимых в Россию, а также транзитных товаров;
336
- установление особого порядка оформления подакцизных товаров;
- создание специальных таможенных постов для таможенного оформления ввоза и вывоза отдельных товаров (например, вывоза природных алмазов, бриллиантов, изумрудов, драгоценных металлов в слитках, в виде ювелирных изделий и продукции промышленного назначения);
- прямой запрет на ввоз и вывоз отдельных товаров.
К мерам нетарифного регулирования относятся также экспортный контроль, участие в выполнении международных экономических санкций и другие меры, предусмотренные национальным законодательством и международными обязательствами России.
В рамках валютного контроля и в целях увеличения валютных резервов ЦБ РФ действует обязательная продажа 50% валютной выручки по рыночному курсу на внутреннем валютном рынке.
14.4. Эффективность таможенного контроля в аспекте управления рисками
На современном этапе одним из приоритетных направлений таможенной политики Российской Федерации является разработка критериев оценки эффективности деятельности таможенной службы.
Под эффективностью таможенной деятельности на сегодняшний день понимается соотношение результатов деятельности и совокупности затрат, обеспечивших достижение полученных результатов.
Среди ученых существуют различные подходы к определению критериев и показателей измерения затрат, к оценке роли
отдельных факторов, формирующих результаты функционирования таможенных органов.
Зачастую эффективность работы таможен и таможенных постов оценивают по объему собранных таможенных платежей и количеству оформленных грузовых таможенных деклараций в сопоставлении с полученным доходом и задействованными для этого трудовыми ресурсами. Оценивая экономическую эффективность таможенной службы, как и любой другой организации, необходимо сравнивать экономические результаты функционирования таможенных органов с расходами на их содержание. Для повышения производительности труда таможенников, повышения их квалификации, внедрения новых технологий таможенного оформления и контроля необходимы соответствующие инвестиции. Поэтому при расчете расходов на содержание и развитие таможенной службы необходимо учитывать капитальные вложения в развитие ее материальной базы и затраты на текущее содержание.
Статистические данные показывают отсутствие прямой зависимости между израсходованными ресурсами на содержание личного состава таможенных органов и перечисленными в бюджет суммами таможенных платежей. То есть, объемы взимаемых платежей напрямую не зависят от работы таможенных органов, обусловлены разнообразными внешними факторами.
Такой показатель, как объем поступлений доходов в федеральный бюджет за счет таможенных платежей, находится за пределами компетенции таможенных органов, так как не они устанавливают и регулируют эту часть централизованных финансовых ресурсов государства. Как справедливо заметили Е.Л. Андрейчук, В.Ю. Дианова, В.П. Смирнов и др., что: «одним из критериев эффективной работы таможенного органа (таможни, поста, РТУ)
338
является степень исполнения установленного ему планового задания по взысканию и перечислению таможенных платежей в доход бюджета в удобной для плательщика форме и с меньшими затратами времени».
Экономическая эффективность таможенной службы - это обобщающая категория, характеризующая относительный прирост результативности таможенной службы по сравнению с желаемыми (запланированными) показателями. При этом критериями экономической эффективности таможенной службы могут являться:
- этап таможенного декларирования и таможенного контроля (конечные и промежуточные показатели);
- содержание показателей усилий (затрат) и/или эффектов (результатов) таможенной службы;
- полнота охвата: общий (интегральный), локальные (частные- по отдельным видам затрат/ресурсов или эффектов);
- иерархический уровень деятельности (отдельные таможенные посты, таможни и региональные таможенные управления);
- продолжительность во времени операций: таможенного контроля, таможенного декларирования, доставки товаров, подготовки и переподготовки таможенных кадров и т. д;
- формализация (по математико-статистическому принципу измерения).
Оценивая экономическую эффективность таможенной службы, необходимо достигнутые результаты сравнивать с текущими затратами (имеется в виду использование различных ресурсов, включая расходы на содержание штатной численности таможенной службы).
Особое место в системе эффективности этой сферы на всех этапах таможенного оформления и контроля отводится системе
управления рисками. Риск в таможенном деле - это вероятност совершения неправомочных действий при импорте и экспорт товаров.
В Конвенции об упрощении и гармонизации таможенных про цедур, принятой в июне 1999 г. установлено, что ее страны-учас тницы при таможенном контроле должны использовать систем управления риском с тем, чтобы определить уровень таможенно го контроля в отношении отдельных лиц, товаров и транспорт ных средств и избирательно применять различные формы тамо женного контроля. При этом управление риском в Конвенци считается основным базисным принципом современных методов таможенного контроля. В ней также выделены основы и принципы таможенного контроля, предусматривающие использование системы управления рисками, среди которых:
- таможенный контроль ограничивается минимумом, необходимым для обеспечения соблюдения таможенного законодательства;
- при выборе форм таможенного контроля используется система управления рисками;
- таможенная служба применяет метод анализа рисков для определения лиц и товаров, включая транспортные средства, подлежащие проверке, и степени такой проверки;
- таможенная служба принимает стратегию, базирующуюся на системе мер оценки вероятности несоблюдения законодательства.
Под управлением риском в таможенной сфере предполагается систематическая разработка и практическая реализация мер по предотвращению и минимизации рисков, оценка эффективности их применения, а также контроль за применением таможенных процедур и таможенных операций, включая мониторинг,
340
непрерывное обновление, анализ и пересмотр таможенными органами имеющейся информации.
Различают стратегическое, оперативное и тактическое управление рисками в таможенном деле.
Стратегическое управление риском состоит в определении таможенными администраторами (путем изучения необходимой информации) тех секторов, где наиболее вероятны потенциальные нарушения таможенных правил и где они наиболее опасны. Эти области могут включать социальную среду, защиту здоровья людей, животных и растений, защиту окружающей среды, вопросы торговой политики (использование квот, лицензий, преференций) с выходом на рекомендации, показывающие где необходимо концентрировать основное внимание и основные силы таможен.
Оперативное управление риском подразумевает принятие решения о том, какой уровень таможенного контроля необходим для противодействия предполагаемым (или возможным) нарушениям таможенных правил и определения формы таможенного контроля, требуемого в этом случае.
Тактическое управление риском относится к области действия таможенных служащих на своем рабочем месте, оперативно определяющих сферы, где необходим наибольший контроль.
Управление риском представляет собой многоступенчатый процесс, который имеет своей целью уменьшение или компенсацию ущерба для объекта при наступлении неблагоприятных событий. Быстрое увеличение объема международного товарооборота, усложнение его структуры, ограниченность кадровых ресурсов таможенных органов и требование всех участников внешней торговли свести к минимуму время, которое товар находится в пути, обусловили необходимость использования
теории рисков в таможенной практике с целью осуществления выборочного таможенного контроля. Этому будут способствовать совершенствование классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД России, а также разработка унифицированных станок и применения таможенного тарифа.
Более детальные определения понятийного аппарата риска были приведены в приказе ГТК России от 08.05.2002 № 465 (ныне утратившем силу):
- риск - вероятность нарушения таможенного законодательства, связанная с уклонением от уплаты причитающихся таможенных пошлин и налогов;
- товары риска - перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации товары, в отношении которых существует вероятность нарушения таможенных правил в целях уклонения от уплаты причитающихся таможенных пошлин и налогов;
- товары прикрытия - товары, которые с достаточной степенью вероятности могут заявляться (декларироваться) вместо товаров риска.
Далее приводятся критерии рисков: «А» - товары риска и «Б» - то вары прикрытия.
Группа критериев «А» включает четыре подгруппы: А1. Товары, имеющие значительные объемы ввоза/вывоза обеспечивающие поступление наибольших сумм тамо женных платежей; А2. Товары, в отношении которых установлены высокие адва
лорные ставки ввозных таможенных пошлин; A3. Товары, в отношении которых установлены комбиниро ванные или специфические ставки ввозных таможенны пошлин;
342
А4. Товары, объемы ввоза которых по данным таможенной статистики России значительно меньше объемов их вывоза по данным таможенных статистик стран-контрагентов.
Группа критериев «Б» содержит пять подгрупп: Б1. Товары, в отношении которых установлены низкие адвалорные ставки ввозных таможенных пошлин; Б2. Товары, в отношении которых установлены ставки налога на добавленную стоимость в размере 10% или товары, не облагаемые налогом на добавленную стоимость;
БЗ. Товары, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлены тарифные льготы и иные освобождения от таможенных платежей;
Б4. Товары, в отношении которых установлены ставки таможенных пошлин, величина которых меньше величины ставок таможенных пошлин, установленных в отношении товаров, классифицируемых в той же товарной позиции и/или по своим характеристикам и внешнему виду относящихся к данным товарам;
Б5. Товары, объемы ввоза которых по данным таможенной статистики России значительно превышают объемы их вывоза по данным таможенных статистик стран-контрагентов.
При проведении таможенного контроля таможенные органы должны исходить из принципа выборочное™ и ограничиваться теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства РФ. При выборе форм таможенного контроля должна использоваться система управления рисками.
В этой связи В.Ю. Мелихов отметил, что: «Для законопослушных участников ВЭД применение таможенной службой методов управления рисками способствует упрощению таможенных процедур и снятию бремени излишнего контроля».
Четырехуровневая система администрирования, созданная в российской таможенной службе (ФТС России, региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты), объединенная в единую информационную сеть, создает условия для эффективного контроля за рисками.
ГТК России издан Приказ от 26.09.2003 № 1069 «Об утверждении Концепции системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации», согласно требованиям которого, при выборе таможенного контроля должна использоваться система управления рисками (СУР). Цель СУР состоит в создании современной системы таможенного администрирования, обеспечивающей осуществление эффективного таможенного контроля, исходя из принципа выборочное™, основанного на оптимальном распределении ресурсов таможенной службы РФ на наиболее важных и приоритетных направлениях ее работы для предотвращения нарушений таможенного законодательства РФ. Наибольшую значимость для таможенных органов представляют следующие нарушения:
- имеющие устойчивый характер;
- связанные с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах;
- подрывающие конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей;
- затрагивающие важные интересы государства, обеспечение соблюдения которых возложено на таможенные органы.
Использование СУР должно обеспечить приведение процедур таможенного контроля в Российской Федерации в соответствие критериям качества таможенного администрирования, предусмотренным стандартами Всемирной торговой организации:
- сокращение времени таможенного оформления;
- прозрачность и предсказуемость работы таможенных органов для участников внешнеэкономической деятельности;
- партнерский подход в отношениях таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности.
Перечень товаров риска, определенный в соответствии с вышеназванной схемой, характерный для деятельности ряда таможен, приведен в таблицах 4 и 5. Эти перечни разработаны в целях повышения эффективности деятельности таможни по взиманию таможенных платежей, обеспечения формирования достоверной таможенной статистики внешней торговли, недопущения случаев недостоверного декларирования товаров. Данный перечень содержит товары, при классификации которых в регионе деятельности таможни наиболее часто встречаются случаи неверной классификации в соответствии с ТН ВЭД России, приводящие к занижению таможенных платежей, выпуск в свободное обращение которых проводится только после подтверждения кода товара в ОТН и ПТ. Перечень наиболее характерной для таможни номенклатуры товаров с низким уровнем налогообложения, оформляемых в режиме «выпуск в свободное обращение» представлен в таблице 8.
При применении данного перечня следует руководствоваться исключительно кодом товаров по ТН ВЭД (наименование приводится для удобства пользования). В таблице 9 приведен перечень наиболее распространенных товаров, оформляемых в режиме экспорта, с низким уровнем налогообложения.
345
Таблица 8
Перечень наиболее характерной для таможни номенклатуры товаров с низким уровнем налогообложения, оформляемых в режиме «выпуск в свободное обращение»
Код товара «прикрытия» | Наименование товара «прикрытия» | Код товара, сходного по своему наименованию, характеристикам, но имеющего более высокую ставку таможенной пошлины | Наименование товара, сходного по своему наименованию, характеристикам, но имеющего более высокую ставку таможенной пошлины |
1 | 2 | 3 | 4 |
0210 | Мясо и пищевые мясные субпродукты, соленые, в рассоле, сушеные или копченые | 16 | Готовые продукты из мяса и мясных субпродуктов |
0910 | Смеси пряностей | 2103 90 | Вкусовые добавки и приправы смешанные |
170111-170191; 1702 | Сахар тростниковый или свекловичный... Прочие сахара... | 1701 99 | Сахар белый |
3814 | Растворители органические | 2207 | Этиловый спирт |
4304 | Мех искусственный и изделия из него | 61 | Одежда и принадлежности одежды Трикотаж, и изделия из него |
4806-4807 4821 | Бумага жиронепроницаемая, картон многослойный Этикетки, ярлыки | 4805, 4810 и др. | Бумага и картон |
4810 | Бумага с покрытием | 3920 | Пленка из пластмасс |
7419 7616 | Изделия из меди, прочие изделия из алюминия | 83 | Прочие изделия из недрагоценных металлов |
8416 | Горелки топочные | 7322 | Воздухонагреватели и распределительные устройства для подачи горячего воздуха |
8438 | Оборудование для промышленного изготовления или производства пищевых продуктов или напитков | 8516 50 8509 40 8210 00 | Микроволновые печи бытовые Миксеры бытовые Мясорубки бытовые |
8479 | Машины и механические устройства, имеющие индивидуальные функции, в другом месте данной группы не поименованные | 84 85 | Оборудование |
8485 | Части оборудования | 84 | Оборудование |
8516 90 | Части электрооборудования | 8516 | Электрооборудование |
8704 | Грузопассажирские автомобили | 8703 | Грузопассажирские автомобили (фургоны) |
9403 90 | Части мебели | 9403 | Мебель прочая |
Перечень номенклатуры товаров, наиболее характерной для таможни
Таблица 9
Код товара «прикрытия» | Наименование товара «прикрытия» | Код товара, сходного по своему наименованию, характеристикам, но имеющего более высокую ставку экспортной пошлины | Наименование товара, сходного по своему наименованию, характеристикам, но имеющего более высокую ставку таможенной пошлины | ||
1 | 2 | 3 | 4 | ||
2802 00 | Сера сублимированная или осажденная, сера коллоидная | 2503 | Сера всех видов, кроме серы сублимированной, осажденной или коллоидной | ||
2840 | Бораты натрия | 2528 | Бораты природные и их концентраты | ||
2833 27 | Сульфат бария | 2511 | Сульфат бария природный... | ||
3102 40 | Смеси нитрата аммония | 3102 30 | Нитрат аммония... | ||
3104 10 3104 30 3104 90 | Удобрения минеральные или химические калийные | 3104 20 | Хлорид калия | ||
3801 | Графит искусственный | 2504 | Графит природный | ||
4403 99 5100 4403 99 950 2 | Лесоматериалы необработанные, Прочие | 4403 | Лесоматериалы необработанные | ||
4408 | Листы из фанеры... | 4408 90 | Листы однослойной фанеры... | ||
4409 20 | Пиломатериалы... | 4409 20 | Пиломатериалы из дуба, бука, ясеня | ||
4811 51000 0 4811 59 000 0 | Бумага и картон с покрытием, пропиткой или ламинированные пластмассой | 4823 | Бумага и картон, целлюлозная вата, прочие, нарезанные по размеру или форме изделия из бумажной массы | ||
4823 90 500 9 | Бумага и картон прочие, нарезанные по размеру или форме, изделия из бумажной массы | 4823 | Бумага и картон, целлюлозная вата, прочие, нарезанные по размеру или форме изделия из бумажной массы | ||
6812 90 | Волокно асбестовое обработанное | 2524 00 | Асбестовое волокно... | ||
7302 (кроме 7302 10 900 0) | Рельсы | 7302 10 900 0 | Рельсы использованные | ||
8601-8602 | Локомотивы | 7204, 7404 00, 7503 00, 7601, 7802 00 000 0 | Отходы и лом... | ||
7407 | Пруток медный | 7403 | Медь необработанная | ||
7603 7604 7616 | Порошки и чешуйки алюминиевые, пруток алюминиевый, Прочие изделия из алюминия | 7601 7602 00 | Алюминий необработанный Отходы и лом |
Эффективность системы контроля таможенной стоимости зависит от соблюдения следующих действий:
- мониторинг и анализ работ по таможенной стоимости с целью повышения собираемости таможенных платежей;
- переход от сплошного контроля таможенной стоимости к выборочному контролю;
- информационно-технологическое обеспечение и организация контрольно-аналитических работ с учетом установленных приоритетов;
- повышение скорости оформления товаров участников ВЭД на основе развития международного таможенного сотрудничества и внедрения правовых механизмов проверки достоверности документов в странах - контрагентах;
- оценка результатов работы на основе выводов, подтвержденных объективными данными о собираемости таможенных платежей;
- кадровое, техническое, информационное и финансовое обеспечение работ по контролю таможенной стоимости;
- усиление управленческой вертикали при выполнении работ, связанных с контролем таможенной стоимости (по всей цепочке: ФТС России - РТУ - таможни - таможенные посты);
- концентрация в рамках Главного управления федеральных таможенных доходов ФТС РФ методического и организационного руководства работой по таможенной стоимости и координации взаимодействия с другими структурными подразделениями в системе таможенных органов;
- исключение дублирования функций по контролю таможенной стоимости различными подразделениями, как в составе ФТС РФ, так и в других таможенных органах;
- равномерное распределение функций, прав и ответственности по каждому из подразделений, участвующих в контроле таможенной стоимости;
- активное взаимодействие и информационный обмен при контроле таможенной стоимости (на всех уровнях - региональном и местных) с налоговыми и правоохранительными организациями.
Соблюдение указанных условий является необходимым элементом в системе обеспечения эффективного контроля таможенной стоимости.
Сотрудники таможенных постов и таможен, компетентные принимать такие решения, должны хорошо знать законодательство о порядке оформления таможенной стоимости, а также располагать информацией о наличии товара и лице, его перемещающем.
Наибольший удельный вес нарушений декларирования таможенной стоимости, приводящих к недоплате таможенных платежей, наблюдается по импортным операциям. Работа по контролю таможенной стоимости будет все больше смещаться с этапа таможенного оформления на предтаможенную экспертизу и стадию после выпуска товаров.
Одним из важнейших элементов совершенствования инфраструктуры контроля таможенной стоимости является информационное обеспечение. Особенно это касается цен и конъюнктуры рынка. Необоснованные или некорректные выводы о стоимости товаров, положенные в систему оценки таможенных платежей, могут привести к нарушению рыночной сбалансированности и создадут предпосылки для неполной их уплаты.
Основу таможенной стоимости (в соответствии с международными принципами) составляют контрактные цены товаров, по которым они продаются из страны экспортера в страну импортера.
351
Поскольку контрактные цены могут формироваться исходя из различных условий поставки товаров, это предполагает дифференциацию как самих цен, так и стоимости товаров. Так, например, согласно данным ИНКОТЕРМС цена одних и тех же товаров на условиях EXW (склад отправителя) будет существенно ниже, чем на условиях DDP (склад получателя). Поэтому обладание полной и достоверной информацией о ценах и конъюнктуре рынков является необходимым условием эффективного контроля.
Контроль таможенной стоимости является комплексной задачей, затрагивающей практически все направления таможенного дела. Вместе с тем, в конечном итоге, он трансформируется в функцию контроля за начислением, уплатой таможенных платежей и поступлением их в федеральный бюджет. Именно это и определяет чрезвычайную актуальность контроля таможенной стоимости товаров.
- Глава I. Роль таможенных органов в формировании и реализации таможенной политики
- Глава III. Таможенная организация как объект
- Глава XI. Особенности управления взиманием
- Глава XII. Методические положения по применению товарной номенклатуры вэд как основа управления таможенным делом в рф.................. 261
- Глава XIII. Управление уплатой
- Глава XIV. Контроль в системе управления
- Глава XVI. Юридические и экономические аспекты защиты и регулирования
- Глава XVII. Корпоративная культура управления........... 376
- Глава XVIII. Международные альянсы, их влияние на таможенную политику
- Глава I. Роль таможенных органов
- 1.2. Возникновение и развитие таможенного дела в России
- Глава III. Таможенная организация
- Глава IV. Кадровый потенциал таможенных органов российской федерации
- 4.2.2. Таможенный брокер
- Глава V. Характер управленческого труда
- Глава VI. Управление как процесс
- 6.2. Управленческие решения, их виды, процедура принятия
- Глава VII. Мотивация в системе управления таможенной организацией
- Глава via власть и лидерство в управлении
- Глава IX. Таможенные режимы как основа
- 9.2.2. Экспорт товаров
- 9.2.3. Международный таможенный транзит
- 9.3.2. Переработка товаров для внутреннего потребления
- 9.3.3. Переработка товаров под таможенным контролем
- 9.3.5. Временный ввоз товаров
- 9.4. Завершающие таможенные режимы
- 9.4.1. Реимпорт товаров
- 9.4.2. Реэкспорт товаров
- 11.1.Понятие «таможенные платежи»
- 11.4. Роль налогообложения в таможенной политике
- 11.6.3. Сборы за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению
- 11.6.4. Плата за участие в таможенных аукционах
- 12.3.1. Метод I-по цене сделки с ввозимыми товарами
- 12.3.2. Метод II-по цене сделки с идентичными товарами
- 12.3.4. Метод IV-на основе вычитания стоимости
- 12.3.7. Комплексный подход к оценке таможенной стоимости товаров
- Глава XIII. Управление уплатой таможенных платежей
- Глава XIV. Контроль в системе управления таможенным делом
- 14.2.1. Особенности контроля заявления таможенной стоимости
- Глава XV. Роль информации в управлении таможенным делом
- Главаxvi. Юридические и экономические
- Глава XVII. Корпоративная культура управления
- Глава XVIII. Международные альянсы, их влияние на таможенную политику российской федерации
- 4203 «Одежда и принадлежности одежды из натуральной или искусственной кожи»; 4303 «Одежда меховая...».
- 9003 11 - Оправы пластмассовые;
- 9003 19 - Оправы из других материалов.