logo search
книга

14.2.1. Особенности контроля заявления таможенной стоимости

Все случаи заявления таможенной стоимости можно разделить на три группы, к каждой из которых применяется свой механизм воздействия.

427

Первая группа характеризуется высокой степенью вероятности заявления недостоверных сведений. В этом случае производится к0рректировка таможенной стоимости и применяется механизм пресечения возможности предоставления декларантом недосто­верных сведений.

Для второй группы свойствен выпуск товаров без проведения корректировки таможенной стоимости, что требует выборочного контроля, в том числе применения таможенного аудита.

При третьей группе - таможенный орган не располагает полной информацией, что требует сокращения числа таких поставок.

Следует отметить, что в настоящее время основная доля рабо­ты по контролю таможенной стоимости приходится на первый этап, то есть при его декларировании. Вместе с тем, такой кон­троль становится все более обременительным, как для таможен­ных органов, так и для участников ВЭД. Зачастую наблюдается необоснованная задержка перемещения товаров, что приводит к существенным потерям для участников внешней торговли. Та­моженные органы в силу ограниченности кадровых ресурсов и огромного количества внешнеторговых поставок зачастую не в состоянии своевременно проконтролировать таможенную сто­имость в момент декларирования. Поэтому таможенные органы Российской Федерации (учитывая рекомендации ВТО) совер­шенствуют свою деятельность с целью ускорения, упрощения и повышения транспарентности таможенных процедур. Это пред­полагает, что приоритетным станет контроль таможенной стои­мости после выпуска товаров либо в форме таможенного аудита Деятельности участников ВЭД, либо путем проверки таможенны­ми органами (в пределах компетенции) финансово-хозяйствен­ной деятельности импортеров и экспортеров, что существенно повысит его эффективность.

327

Организация контроля таможенной стоимости предусматр вает выполнение двух основных этапов.

Первый этап - непосредственный контроль перемещаемых т варов, который может быть двух видов:

1) контроль таможенной стоимости при декларировании ( выпуска товара). Основными субъектами такого контроля яв ются таможенные посты и отделы таможенного оформления ко кретных таможен. Главной задачей этих подразделений явля ся обеспечение оперативного выпуска товаров, что предполагае следующие решения:

- о принятии при декларировании товара, заявленной декла рантом его таможенной стоимости;

- о корректировке заявленной декларантом таможенной ст имости товара;

- о необходимости уточнения и/или проверки таможенн стоимости товара, заявленной декларантом.

2) контроль таможенной стоимости после выпуска товара. Ег особенность состоит в том, что субъектами контролирования ста­новятся сами подразделения по всей вертикали таможенной ие­рархии, обеспечивающие контроль таможенной стоимости.

Контроль после выпуска включает в себя две взаимосвязан­ные и взаимодополняющие функции. Первая заключается в про­ведении проверочных мероприятий, если на этапе таможенного оформления до выпуска было принято решение о необходимос­ти продолжения контроля после выпуска. Следует отметить, что участники ВЭД зачастую обоснованно предъявляют претензии к сотрудникам таможенных органов в связи с непредсказуемостью их действий при контроле таможенной стоимости. Как правило, это происходит когда у таможенных органов отсутствует необхо­димая информация, и они выдвигают излишние требования по

429

исполнительному документальному подтверждению заявленной таможенной стоимости, требуя предоставить документы, которые у участников ВЭД отсутствуют. С другой стороны, разработан­ный ГТК РФ механизм контроля должен исключить пассивность (бездействие) сотрудников таможенных постов, когда они распо­лагают всей необходимой информацией, требующей принятия определенных решений и не допустить принятие некорректных, необоснованных решений, позволяющих участникам ВЭД уйти от уплаты таможенных платежей. Вместе с тем, никакие, даже самые эффективные меры по формированию и контролю тамо­женной стоимости, принимаемые только контролирующими ор­ганизациями, не принесут желаемого результата, если не учиты­ваются интересы участников ВЭД. Поэтому таможенным органам необходимо усиливать взаимодействие с деловыми кругами Рос­сии, занимающимися внешнеторговыми операциями.

Второй этап - связан с формированием и совершенствованием инфраструктуры, обеспечивает контроль таможенной стоимости перемещаемых товаров и способствует оперативному принятию решений сотрудниками таможенных органов о выпуске товаров. Для успешной реализации этого этапа таможенным органам сле­дует решить ряд основных задач, в состав которых входят:

- обеспечение полной и достоверной информацией сотруд­ников таможенных органов о характере поставляемых то­варов;

- вооружение сотрудников таможенных постов и отделов таможенного оформления специальным знаниям о поряд­ке определения таможенной стоимости и технологиях ее контроля;

- разработка системы и методов контроля за выполнением таможенными сотрудниками правил принятия и коррек­

329

тировки таможенной стоимости, установленных норматив­ными актами. В составе задач, реализуемых таможенными органами, приоритет отдается контролю таможенной сто­имости, как базы для исчисления таможенных платежей, поскольку их неполное поступление в бюджет отрицатель­но сказывается на экономике страны в целом. Контроль таможенной стоимости представляет собой комплекс ме­роприятий, направленных на обеспечение правильнос­ти определения таможенной стоимости в соответствии с действующей нормативно-правовой базой. Таможенная стоимость используется в следующих целях, для:

- определения размера различных видов таможенных плате­жей, исчисляемых по адвалорным ставкам, в качестве ис­ходной расчетной базы (основы);

- ведения таможенной статистики при определении объемов внешнеторгового оборота, выступая в качестве базы при расчете статистической стоимости;

- соблюдения устанавливаемых исполнительной властью стоимостных квот на проведение экспортных и импортных операций.

Таможенный контроль осуществляется должностными лица­ми таможенных органов путем проверки документов и сведений и/или таможенного досмотра товаров (по решению должностного лица может проводиться выборочно).

Для эффективности таможенного контроля в местах таможен­ного оформления товаров создаются зоны таможенного контроля. Товары считаются находящимися под таможенным контролем в следующих случаях:

1. при ввозе, с момента пересечения таможенной границы и до момента выпуска;

432

2. при вывозе, с момента принятия таможенной декларации и до момента пересечения таможенной границы.

Проверка декларации, документов и досмотр товаров прово­дится не позднее десяти дней с момента принятия декларации, а при упрощенном порядке - не позднее трех дней.

Упрощенный порядок таможенного оформления производит­ся при ввозе и вывозе:

- товаров, применяемых для ликвидации последствий сти­хийных бедствий, аварий, катастроф;

- живых животных;

- скоропортящихся продуктов;

- радиоактивных материалов;

- сообщений для средств массовой информации;

- товаров, предназначенных для высших органов власти Рос­сийской Федерации;

- товаров, происходящих с таможенной территории стран -учас­тниц СНГ.

Действующие правила определения таможенной стоимос­ти позволяют таможенным органам осуществлять следующие действия:

- реализовывать фискальную функцию - главную компонен­ту доходной части федерального бюджета;

- создавать для всех участников ВЭД равные условия при расчете таможенных платежей, подлежащих уплате, путем использования единой методики и транспарентных пра­вил определения таможенной стоимости;

- заранее установить (в соответствии с методикой определе­ния таможенной стоимости) необходимые параметры сде­лок и, тем самым, повысить уровень организации внешне­торговых операций.

331

Все это существенно повышает заинтересованность государс­тва, участников ВЭД и самих таможенных органов в совершенс­твовании контроля таможенной стоимости.

Таможенная оценка товаров регламентируется в рамках право­вой системы ВТО, а применение различных национальных мето­дик определения таможенной стоимости товаров в международ­ной торговле рассматривается в качестве нетарифного барьера. В этой связи, одним из главных вопросов присоединения России к ВТО является унификация российского законодательства по та­моженной оценке в соответствии с нормами Соглашения о при­менении статьи VII ГАТТ (1994 г.).

Странам, стремящимся к присоединению к ВТО, для эффектив­ного использования Соглашения о применении указанной статьи, прежде всего, необходимо решить проблему по созданию норма­тивно-правовой базы, подкрепленную достаточными информаци­онными ресурсами таможенных органов, усилить степень взаи­модействия между таможенными и налоговыми органами в части контроля налогообложения. Данное Соглашение предусматривает либерализацию внешней торговли и не содержит положений, на­правленных на борьбу с правонарушениями в области ВЭД, несмот­ря на то, что именно здесь возникают правонарушения, по размеру и масштабам, значительно превышающим другие сферы экономики.

Совершенствование инфраструктуры контроля таможенной сто­имости после выпуска товаров предполагает, что таможенные органы должны решать серию специфических задач, среди которых:

- разработка специальных методик и автоматизированных технологий определения необходимости и целесообраз­ности проведения контроля таможенной стоимости после выпуска товаров конкретных партий (сделок) и оценки ре­зультатов такого контроля;

332

- обучение сотрудников таможенных органов специальным знаниям, необходимым для проведения контроля таможен­ной стоимости товаров после их выпуска и таможенной ре­визии;

- создание и внедрение технологий внутриведомственного и межведомственного взаимодействия в целях проверки пос­ле выпуска товаров достоверности документов и сведений, представленных в подтверждение таможенной стоимости;

- разработка и внедрение правовых механизмов международ­ного таможенного сотрудничества для проверки достовер­ности документов и сведений, представленных в подтверж­дение таможенной стоимости после выпуска товаров.

В Российской Федерации действует Соглашение о таможенном союзе со следующими государствами СНГ: Беларусь, Казахстан, Киргизия, Таджикистан. Торговля товарами, происходящими и ввозимыми из этих государств, свободна от тарифных и количес­твенных ограничений. При перемещении товаров через внешнюю границу Таможенного союза функции пограничного таможенного органа осуществляет таможенный орган соответствующего госу­дарства. На внутренних границах государств-членов Таможенного союза контроль над перемещением таких товаров осуществляет­ся в упрощенном порядке. Таким образом, контроль таможенной стоимости перемещаемых товаров направлен на выявление и пре­дотвращение наиболее вероятных случаев недостоверного декла­рирования таможенной стоимости, что, по существу, является од­ной из форм уклонения от уплаты таможенных платежей. Иными словами, контроль таможенной стоимости является производным процессом, направленным на выявление случаев ее недостоверного определения и декларирования. Это требует учета, анализа, оцен­ки с целью предупреждения самой возможности декларировать

436

необоснованную таможенную стоимость. Для этого необходима всесторонняя информация обо всех участниках ВЭД (репутация), включая посредников, а также о товарах.

14.3. Нетарифные ограничения во внешней торговле и меры по защите национального рынка

Нормативная база внешней торговли позволяет использовать весь спектр нетарифных ограничений, обычных для мировой практики. Однако не все они реально применяются в России.

В соответствии с Федеральным законом «О таможенном тарифе» в целях защиты экономических интересов России ввозимые това­ры могут облагаться особыми видами пошлин. К ним относятся: специальные антидемпинговые компенсационные виды пошлин.

Особые виды пошлин могут применяться в случаях, когда иностранные товары ввозятся в количествах и на условиях, ко­торые наносят ущерб отечественным производителям таких же или подобных товаров в результате недобросовестной конкурен­ции (занижение цен, субсидии экспортерам и т. д.). Специальные пошлины могут быть также введены как ответная мера против государств и союзов, ущемляющих интересы России.

Введение особых видов пошлин требует специального рассле­дования и решения правительства по каждому конкретному слу­чаю. Однако пока в России антидемпинговые расследования не проводятся и антидемпинговые пошлины практически не приме­няются, хотя по ряду товаров имеются основания для их введения и создана соответствующая нормативная база.

Случаев введения специальных пошлин в 90-е годы было не­много: на сахар-сырец и белый сахар и на такой малозначитель­ный товар, как крахмальная патока.

334

Основной категорией нетарифных ограничений в России оста­ются количественные ограничения (квотирование) и лицензирова­ние ввоза и вывоза отдельных товаров. Эволюция данной категории нетарифных ограничений происходила в том же направлении, что и эволюция вывозных пошлин до их отмены в 1996 г.

В 1994 г. количественные ограничения и другие нетарифные ме­тоды регулирования охватывали от 2/3 до з/4 российского экспорта. Существовал специальный режим вывоза, так называемых, страте­гически важных сырьевых товаров (СВСТ). Право вывозить товары, включенные в этот список, имели только фирмы - спецэкспортеры, которые проходили обязательную регистрацию в прежнем Минис­терстве внешнеэкономических связей. Однако в 1995 г. система СВСТ и спецэкспортеров была ликвидирована. С этого времени количествен­ные ограничения ввоза и вывоза могут вводиться в целях выполнения международных обязательств России. Это возможно, в частности, в случаях добровольного ограничения экспорта в порядке международ­ных соглашений, противодействующих падению мировых цен (на­пример, на алюминий), а также в случаях введения ограничений на экспорт российских товаров по соглашениям с ЕС или США.

Исключением из этого правила является введение квот на ввоз сахара-сырца и белого сахара. В свое время вводилось квотирова­ние ввоза украинского сахара, а на 2000-2001 гг. была установлена квота ввоза сахара-сырца из развивающихся и наименее развитых стран с взиманием пошлины в размере 5%. Кроме того, имеет мес­то квотирование вывоза нефти и нефтепродуктов через систему балансовых заданий и регулирования доступа к нефтепроводам. Товары военного назначения в этот список не включались.

В отличие от количественных ограничений лицензирование ввоза и вывоза отдельных категорий товаров имеет тенденцию к расширению.

439

К крупнейшим группам лицензируемых товаров относятся следующие:

- вооружение, товары, работы и услуги военно-технического назначения, товары двойного назначения, ядерные материа­лы и технологии. Выдача лицензий осуществляется в поряд­ке, определяемом Президентом РФ и Правительством РФ. Фактически торговля большинством товаров этой группы составляет государственную монополию. Государственным посредником по экспорту и импорту вооружения и других военно-технических товаров и технологий является создан­ное в 2000 году. Федеральное государственное унитарное предприятие «Рособоронэкспорт», которое обеспечивает 80-90% валютной выручки в военно-технической сфере;

- валютные ценности, в состав которых входят:

а) драгоценные металлы (золото, серебро, платина, палладий и другие металлы платиновой группы), их руды, лом и от­ходы;

б) драгоценные камни (природные, сырье или обработанные алмазы, рубины, сапфиры, изумруды и александриты). Ювелирные изделия к категории валютных ценностей не относятся.

Нетарифные ограничения включают и ряд технических мер, административных ограничений и таможенных формальностей, в состав которых входят:

- сертифицирование и маркировка товаров на русском языке;

- меры санитарного, ветеринарного, фитосанитарного и эко­логического контроля;

- установление конкретных пунктов пропуска некоторых то­варов (автомобили, куриные окорочка), ввозимых в Россию, а также транзитных товаров;

336

- установление особого порядка оформления подакцизных товаров;

- создание специальных таможенных постов для таможенно­го оформления ввоза и вывоза отдельных товаров (напри­мер, вывоза природных алмазов, бриллиантов, изумрудов, драгоценных металлов в слитках, в виде ювелирных изде­лий и продукции промышленного назначения);

- прямой запрет на ввоз и вывоз отдельных товаров.

К мерам нетарифного регулирования относятся также эк­спортный контроль, участие в выполнении международных экономических санкций и другие меры, предусмотренные на­циональным законодательством и международными обязатель­ствами России.

В рамках валютного контроля и в целях увеличения валютных резервов ЦБ РФ действует обязательная продажа 50% валютной выручки по рыночному курсу на внутреннем валютном рынке.

14.4. Эффективность таможенного контроля в аспекте управления рисками

На современном этапе одним из приоритетных направлений таможенной политики Российской Федерации является разра­ботка критериев оценки эффективности деятельности таможен­ной службы.

Под эффективностью таможенной деятельности на сегод­няшний день понимается соотношение результатов деятельнос­ти и совокупности затрат, обеспечивших достижение получен­ных результатов.

Среди ученых существуют различные подходы к определе­нию критериев и показателей измерения затрат, к оценке роли

441

отдельных факторов, формирующих результаты функциониро­вания таможенных органов.

Зачастую эффективность работы таможен и таможенных пос­тов оценивают по объему собранных таможенных платежей и количеству оформленных грузовых таможенных деклараций в сопоставлении с полученным доходом и задействованными для этого трудовыми ресурсами. Оценивая экономическую эффек­тивность таможенной службы, как и любой другой организации, необходимо сравнивать экономические результаты функцио­нирования таможенных органов с расходами на их содержание. Для повышения производительности труда таможенников, по­вышения их квалификации, внедрения новых технологий тамо­женного оформления и контроля необходимы соответствующие инвестиции. Поэтому при расчете расходов на содержание и раз­витие таможенной службы необходимо учитывать капитальные вложения в развитие ее материальной базы и затраты на текущее содержание.

Статистические данные показывают отсутствие прямой за­висимости между израсходованными ресурсами на содержание личного состава таможенных органов и перечисленными в бюд­жет суммами таможенных платежей. То есть, объемы взимаемых платежей напрямую не зависят от работы таможенных органов, обусловлены разнообразными внешними факторами.

Такой показатель, как объем поступлений доходов в федераль­ный бюджет за счет таможенных платежей, находится за преде­лами компетенции таможенных органов, так как не они устанав­ливают и регулируют эту часть централизованных финансовых ресурсов государства. Как справедливо заметили Е.Л. Андрейчук, В.Ю. Дианова, В.П. Смирнов и др., что: «одним из критериев эф­фективной работы таможенного органа (таможни, поста, РТУ)

338

является степень исполнения установленного ему планового за­дания по взысканию и перечислению таможенных платежей в доход бюджета в удобной для плательщика форме и с меньшими затратами времени».

Экономическая эффективность таможенной службы - это обоб­щающая категория, характеризующая относительный прирост ре­зультативности таможенной службы по сравнению с желаемыми (запланированными) показателями. При этом критериями эконо­мической эффективности таможенной службы могут являться:

- этап таможенного декларирования и таможенного контроля (конечные и промежуточные показатели);

- содержание показателей усилий (затрат) и/или эффектов (результатов) таможенной службы;

- полнота охвата: общий (интегральный), локальные (част­ные- по отдельным видам затрат/ресурсов или эффектов);

- иерархический уровень деятельности (отдельные таможен­ные посты, таможни и региональные таможенные управле­ния);

- продолжительность во времени операций: таможенного контроля, таможенного декларирования, доставки товаров, подготовки и переподготовки таможенных кадров и т. д;

- формализация (по математико-статистическому принципу измерения).

Оценивая экономическую эффективность таможенной служ­бы, необходимо достигнутые результаты сравнивать с текущими затратами (имеется в виду использование различных ресурсов, включая расходы на содержание штатной численности таможен­ной службы).

Особое место в системе эффективности этой сферы на всех этапах таможенного оформления и контроля отводится системе

444

управления рисками. Риск в таможенном деле - это вероятност совершения неправомочных действий при импорте и экспорт товаров.

В Конвенции об упрощении и гармонизации таможенных про цедур, принятой в июне 1999 г. установлено, что ее страны-учас тницы при таможенном контроле должны использовать систем управления риском с тем, чтобы определить уровень таможенно го контроля в отношении отдельных лиц, товаров и транспорт ных средств и избирательно применять различные формы тамо женного контроля. При этом управление риском в Конвенци считается основным базисным принципом современных методов таможенного контроля. В ней также выделены основы и принци­пы таможенного контроля, предусматривающие использование системы управления рисками, среди которых:

- таможенный контроль ограничивается минимумом, необ­ходимым для обеспечения соблюдения таможенного зако­нодательства;

- при выборе форм таможенного контроля используется сис­тема управления рисками;

- таможенная служба применяет метод анализа рисков для определения лиц и товаров, включая транспортные средс­тва, подлежащие проверке, и степени такой проверки;

- таможенная служба принимает стратегию, базирующуюся на системе мер оценки вероятности несоблюдения законо­дательства.

Под управлением риском в таможенной сфере предполагается систематическая разработка и практическая реализация мер по предотвращению и минимизации рисков, оценка эффективнос­ти их применения, а также контроль за применением таможен­ных процедур и таможенных операций, включая мониторинг,

340

непрерывное обновление, анализ и пересмотр таможенными ор­ганами имеющейся информации.

Различают стратегическое, оперативное и тактическое управ­ление рисками в таможенном деле.

Стратегическое управление риском состоит в определении таможенными администраторами (путем изучения необходи­мой информации) тех секторов, где наиболее вероятны потен­циальные нарушения таможенных правил и где они наиболее опасны. Эти области могут включать социальную среду, защи­ту здоровья людей, животных и растений, защиту окружаю­щей среды, вопросы торговой политики (использование квот, лицензий, преференций) с выходом на рекомендации, показы­вающие где необходимо концентрировать основное внимание и основные силы таможен.

Оперативное управление риском подразумевает принятие ре­шения о том, какой уровень таможенного контроля необходим для противодействия предполагаемым (или возможным) нару­шениям таможенных правил и определения формы таможенного контроля, требуемого в этом случае.

Тактическое управление риском относится к области действия таможенных служащих на своем рабочем месте, оперативно оп­ределяющих сферы, где необходим наибольший контроль.

Управление риском представляет собой многоступенчатый процесс, который имеет своей целью уменьшение или компен­сацию ущерба для объекта при наступлении неблагоприятных событий. Быстрое увеличение объема международного товаро­оборота, усложнение его структуры, ограниченность кадровых ресурсов таможенных органов и требование всех участников внешней торговли свести к минимуму время, которое товар находится в пути, обусловили необходимость использования

447

теории рисков в таможенной практике с целью осуществления выборочного таможенного контроля. Этому будут способство­вать совершенствование классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД России, а также разработка унифицированных станок и применения таможенного тарифа.

Более детальные определения понятийного аппарата риска были приведены в приказе ГТК России от 08.05.2002 № 465 (ныне утратившем силу):

- риск - вероятность нарушения таможенного законодатель­ства, связанная с уклонением от уплаты причитающихся таможенных пошлин и налогов;

- товары риска - перемещаемые через таможенную грани­цу Российской Федерации товары, в отношении которых существует вероятность нарушения таможенных правил в целях уклонения от уплаты причитающихся таможенных пошлин и налогов;

- товары прикрытия - товары, которые с достаточной степе­нью вероятности могут заявляться (декларироваться) вмес­то товаров риска.

Далее приводятся критерии рисков: «А» - товары риска и «Б» - то вары прикрытия.

Группа критериев «А» включает четыре подгруппы: А1. Товары, имеющие значительные объемы ввоза/вывоза обеспечивающие поступление наибольших сумм тамо женных платежей; А2. Товары, в отношении которых установлены высокие адва

лорные ставки ввозных таможенных пошлин; A3. Товары, в отношении которых установлены комбиниро ванные или специфические ставки ввозных таможенны пошлин;

342

А4. Товары, объемы ввоза которых по данным таможенной статистики России значительно меньше объемов их вывоза по данным таможенных статистик стран-кон­трагентов.

Группа критериев «Б» содержит пять подгрупп: Б1. Товары, в отношении которых установлены низкие адва­лорные ставки ввозных таможенных пошлин; Б2. Товары, в отношении которых установлены ставки на­лога на добавленную стоимость в размере 10% или товары, не облагаемые налогом на добавленную стои­мость;

БЗ. Товары, в отношении которых законодательством Россий­ской Федерации установлены тарифные льготы и иные освобождения от таможенных платежей;

Б4. Товары, в отношении которых установлены ставки тамо­женных пошлин, величина которых меньше величины ставок таможенных пошлин, установленных в отноше­нии товаров, классифицируемых в той же товарной по­зиции и/или по своим характеристикам и внешнему виду относящихся к данным товарам;

Б5. Товары, объемы ввоза которых по данным таможенной статистики России значительно превышают объемы их вывоза по данным таможенных статистик стран-контра­гентов.

При проведении таможенного контроля таможенные органы должны исходить из принципа выборочное™ и ограничиваться теми формами таможенного контроля, которые достаточны для обеспечения соблюдения таможенного законодательства РФ. При выборе форм таможенного контроля должна использоваться сис­тема управления рисками.

449

В этой связи В.Ю. Мелихов отметил, что: «Для законопос­лушных участников ВЭД применение таможенной службой методов управления рисками способствует упрощению та­моженных процедур и снятию бремени излишнего контро­ля».

Четырехуровневая система администрирования, созданная в российской таможенной службе (ФТС России, региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты), объ­единенная в единую информационную сеть, создает условия для эффективного контроля за рисками.

ГТК России издан Приказ от 26.09.2003 № 1069 «Об утверж­дении Концепции системы управления рисками в таможенной службе Российской Федерации», согласно требованиям которо­го, при выборе таможенного контроля должна использоваться система управления рисками (СУР). Цель СУР состоит в созда­нии современной системы таможенного администрирования, обеспечивающей осуществление эффективного таможенного контроля, исходя из принципа выборочное™, основанного на оптимальном распределении ресурсов таможенной службы РФ на наиболее важных и приоритетных направлениях ее работы для предотвращения нарушений таможенного законодательства РФ. Наибольшую значимость для таможенных органов пред­ставляют следующие нарушения:

- имеющие устойчивый характер;

- связанные с уклонением от уплаты таможенных пошлин, налогов в значительных размерах;

- подрывающие конкурентоспособность отечественных това­ропроизводителей;

- затрагивающие важные интересы государства, обеспечение соблюдения которых возложено на таможенные органы.

450

Использование СУР должно обеспечить приведение процедур таможенного контроля в Российской Федерации в соответствие критериям качества таможенного администрирования, предус­мотренным стандартами Всемирной торговой организации:

- сокращение времени таможенного оформления;

- прозрачность и предсказуемость работы таможенных орга­нов для участников внешнеэкономической деятельности;

- партнерский подход в отношениях таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности.

Перечень товаров риска, определенный в соответствии с вы­шеназванной схемой, характерный для деятельности ряда та­можен, приведен в таблицах 4 и 5. Эти перечни разработаны в целях повышения эффективности деятельности таможни по взиманию таможенных платежей, обеспечения формирования достоверной таможенной статистики внешней торговли, недо­пущения случаев недостоверного декларирования товаров. Дан­ный перечень содержит товары, при классификации которых в регионе деятельности таможни наиболее часто встречаются случаи неверной классификации в соответствии с ТН ВЭД Рос­сии, приводящие к занижению таможенных платежей, выпуск в свободное обращение которых проводится только после под­тверждения кода товара в ОТН и ПТ. Перечень наиболее харак­терной для таможни номенклатуры товаров с низким уровнем налогообложения, оформляемых в режиме «выпуск в свободное обращение» представлен в таблице 8.

При применении данного перечня следует руководствоваться исключительно кодом товаров по ТН ВЭД (наименование приво­дится для удобства пользования). В таблице 9 приведен перечень наиболее распространенных товаров, оформляемых в режиме эк­спорта, с низким уровнем налогообложения.

345

Таблица 8

Перечень наиболее характерной для таможни номенклатуры товаров с низким уровнем налогообложения, оформляемых в режиме «выпуск в свободное обращение»

Код товара «прикрытия»

Наименование товара «прикрытия»

Код товара, сходного по своему

наименованию, характеристикам, но имеющего более высокую ставку таможенной пошлины

Наименование товара, сходного по своему

наименованию, характеристикам, но имеющего более высокую ставку таможенной пошлины

1

2

3

4

0210

Мясо и пищевые мясные субпро­дукты, соленые, в рассоле, сушеные или копченые

16

Готовые продукты из мяса и мясных субпродуктов

0910

Смеси пряностей

2103 90

Вкусовые добавки

и приправы смешанные

170111-170191; 1702

Сахар тростниковый или свекловичный... Прочие сахара...

1701 99

Сахар белый

3814

Растворители органические

2207

Этиловый спирт

4304

Мех искусственный и изделия из него

61

Одежда и принадлежности одежды

Трикотаж, и изделия из него

4806-4807 4821

Бумага жиронепроницаемая, картон многослойный Этикетки, ярлыки

4805, 4810 и др.

Бумага и картон

4810

Бумага с покрытием

3920

Пленка из пластмасс

7419 7616

Изделия из меди, прочие изделия из алюминия

83

Прочие изделия из недрагоцен­ных металлов

8416

Горелки топочные

7322

Воздухонагреватели и распреде­лительные устройства для подачи горячего воздуха

8438

Оборудование для промышленного изготовления или производства пищевых продуктов или напитков

8516 50 8509 40 8210 00

Микроволновые печи бытовые Миксеры бытовые Мясорубки бытовые

8479

Машины и механические устройства, имеющие индивидуальные функции, в другом месте данной группы не поименованные

84 85

Оборудование

8485

Части оборудования

84

Оборудование

8516 90

Части электрооборудования

8516

Электрооборудование

8704

Грузопассажирские автомобили

8703

Грузопассажирские автомобили (фургоны)

9403 90

Части мебели

9403

Мебель прочая

Перечень номенклатуры товаров, наиболее характерной для таможни

Таблица 9

Код товара «прикрытия»

Наименование товара «прикрытия»

Код товара, сходного по своему

наименованию, характеристикам, но имеющего более высокую ставку экспортной пошлины

Наименование товара, сходного по своему

наименованию, характеристикам, но имеющего более высокую ставку таможенной пошлины

1

2

3

4

2802 00

Сера сублимированная или осажденная, сера коллоидная

2503

Сера всех видов, кроме серы сублимированной, осажден­ной или коллоидной

2840

Бораты натрия

2528

Бораты природные и их кон­центраты

2833 27

Сульфат бария

2511

Сульфат бария природный...

3102 40

Смеси нитрата аммония

3102 30

Нитрат аммония...

3104 10 3104 30 3104 90

Удобрения минеральные или химические калийные

3104 20

Хлорид калия

3801

Графит искусственный

2504

Графит природный

4403 99 5100 4403 99 950 2

Лесоматериалы необработанные, Прочие

4403

Лесоматериалы необработанные

4408

Листы из фанеры...

4408 90

Листы однослойной фанеры...

4409 20

Пиломатериалы...

4409 20

Пиломатериалы из дуба, бука, ясеня

4811 51000 0 4811 59 000 0

Бумага и картон с покрытием, пропиткой или ламинированные пластмассой

4823

Бумага и картон, целлюлоз­ная вата, прочие, нарезанные по размеру или форме изделия из бумажной массы

4823 90 500 9

Бумага и картон прочие, нарезанные по размеру или форме, изделия из бумажной массы

4823

Бумага и картон, целлюлоз­ная вата, прочие, нарезанные по размеру или форме изделия из бумажной массы

6812 90

Волокно асбестовое обработанное

2524 00

Асбестовое волокно...

7302 (кроме 7302 10 900 0)

Рельсы

7302 10 900 0

Рельсы использованные

8601-8602

Локомотивы

7204, 7404 00, 7503 00, 7601, 7802 00 000 0

Отходы и лом...

7407

Пруток медный

7403

Медь необработанная

7603 7604 7616

Порошки и чешуйки алюминиевые, пруток алюминиевый, Прочие изделия из алюминия

7601 7602 00

Алюминий необработанный Отходы и лом

Эффективность системы контроля таможенной стоимости за­висит от соблюдения следующих действий:

- мониторинг и анализ работ по таможенной стоимости с це­лью повышения собираемости таможенных платежей;

- переход от сплошного контроля таможенной стоимости к выборочному контролю;

- информационно-технологическое обеспечение и организа­ция контрольно-аналитических работ с учетом установлен­ных приоритетов;

- повышение скорости оформления товаров участников ВЭД на основе развития международного таможенного сотруд­ничества и внедрения правовых механизмов проверки до­стоверности документов в странах - контрагентах;

- оценка результатов работы на основе выводов, подтверж­денных объективными данными о собираемости таможен­ных платежей;

- кадровое, техническое, информационное и финансовое обеспечение работ по контролю таможенной стоимости;

- усиление управленческой вертикали при выполнении ра­бот, связанных с контролем таможенной стоимости (по всей цепочке: ФТС России - РТУ - таможни - таможенные посты);

- концентрация в рамках Главного управления федеральных таможенных доходов ФТС РФ методического и организа­ционного руководства работой по таможенной стоимости и координации взаимодействия с другими структурными подразделениями в системе таможенных органов;

- исключение дублирования функций по контролю таможен­ной стоимости различными подразделениями, как в составе ФТС РФ, так и в других таможенных органах;

456

- равномерное распределение функций, прав и ответствен­ности по каждому из подразделений, участвующих в конт­роле таможенной стоимости;

- активное взаимодействие и информационный обмен при контроле таможенной стоимости (на всех уровнях - регио­нальном и местных) с налоговыми и правоохранительными организациями.

Соблюдение указанных условий является необходимым эле­ментом в системе обеспечения эффективного контроля таможен­ной стоимости.

Сотрудники таможенных постов и таможен, компетентные при­нимать такие решения, должны хорошо знать законодательство о порядке оформления таможенной стоимости, а также располагать информацией о наличии товара и лице, его перемещающем.

Наибольший удельный вес нарушений декларирования тамо­женной стоимости, приводящих к недоплате таможенных плате­жей, наблюдается по импортным операциям. Работа по контролю таможенной стоимости будет все больше смещаться с этапа тамо­женного оформления на предтаможенную экспертизу и стадию после выпуска товаров.

Одним из важнейших элементов совершенствования инфра­структуры контроля таможенной стоимости является информа­ционное обеспечение. Особенно это касается цен и конъюнктуры рынка. Необоснованные или некорректные выводы о стоимости товаров, положенные в систему оценки таможенных платежей, могут привести к нарушению рыночной сбалансированности и создадут предпосылки для неполной их уплаты.

Основу таможенной стоимости (в соответствии с международ­ными принципами) составляют контрактные цены товаров, по ко­торым они продаются из страны экспортера в страну импортера.

351

Поскольку контрактные цены могут формироваться исходя из раз­личных условий поставки товаров, это предполагает дифференциа­цию как самих цен, так и стоимости товаров. Так, например, соглас­но данным ИНКОТЕРМС цена одних и тех же товаров на условиях EXW (склад отправителя) будет существенно ниже, чем на условиях DDP (склад получателя). Поэтому обладание полной и достоверной информацией о ценах и конъюнктуре рынков является необходи­мым условием эффективного контроля.

Контроль таможенной стоимости является комплексной зада­чей, затрагивающей практически все направления таможенного дела. Вместе с тем, в конечном итоге, он трансформируется в фун­кцию контроля за начислением, уплатой таможенных платежей и поступлением их в федеральный бюджет. Именно это и определя­ет чрезвычайную актуальность контроля таможенной стоимости товаров.