logo search
ОТВЕТЫ к ГОСАМ-2

105. Взаимосвязь и взаимодействие элементов рынка, спроса, предложения и цены.

Рынок - это совокупность сделок купли и продажа товаров и услуг. Такие сделки повседневно покупает каждый, когда, например, покупаю продукты в магазине или оплачивает за проезд в общественном транспорте. Если иметь ввиду территориальные границы данного явления, то различают: а) местный ( пределах села, города, региона) б) национальной (внутренней) в) мировой. Роль и функции рынка можно правильно понять, если рассмотреть в его в рамках более широкой системы товарная рыночного хозяйства. Она состоит из двух подсистем: а) товарного производства и б) рынка, которые воссоединяется с помощью прямых и обратных связей. Исходное звено общей системы производства товаров оказывает прямое воздействие на рынок по нескольким направлениям: а) производственной сфере постоянно создаются полезные продукты, которые затем поступают в рыночный обмен; б) в самом производстве создаются ожидаемые доходы участников рыночных сделок; в) в силу общественного разделения труда, на котором основывается товарное производство, создает необходимость самого рыночного обмена продуктами. Рыночный механизм - это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: спроса, предложения, цены и конкуренции. Особенность рыночного механизма состоит в том, что каждый его элемент теснейшим образом связан с ценой, которая служит основным инструментом воздействующим на спрос и предложение. В частности, спрос находится в обратной зависимости от цены: повышение цены товара спрос на него сокращается и наоборот. Спрос так же влияет на предложение, а предложение на спрос. Например, предложение на рынке новых качественных товаров всегда стимулирует спрос на них, а рост спроса на отдельные товары в итоги вызывает необходимость в увеличении предложения этих товаров. Спрос и предложение - это взаимозависимые элементы рыночного механизма, где спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей (потребителей), а предложение - это совокупность совокупности товаров, предложенных продавцами (производителями); соотношение между ними складывается в обратно пропорциональную зависимость, определяет соответствующие изменения в уровне цен на товары. Состояние рынка - это характеристика рыночной конъюнктуры. Конъюнктура товарного рынка - это временная экономическая ситуация, характеризующаяся совокупностью признаков, выражающих состояние рынка товаров в определенный момент времени. К этим признакам относятся: - изменения во внутренней и внешней торговле; -динамика производства и строительства; -движение товарных запасов; - динамика цен; -численность занятых и безработных; -денежные доходы населения и др. Конъюнктура рынка или рыночная конъюнктура – это конкретная экономическая ситуация, сложившиеся на рынке на данный момент или ограниченный отрезок времени. Понятие рыночной ситуации включает: степень сбалансированности рынка (соотношение спроса и предложения); сформировавшиеся, наметившиеся или изменившиеся тенденции его развития; уровень устойчивости или колеблемости его основных параметров; масштабы рыночных операций и степи деловой активности; уровень коммерческого (рыночного) риска; сила и размах конкурентной борьбы; положение рынка в определенной точки экономического или сезонного цикла. Главная цель изучения конъюнктуры рынка - это определить характер и степень его сбалансированности, прежде всего соотношения спроса и предложения. Суть действия рыночного механизма проявляется в стремлении спроса и предложения к равновесию. Однако этот процесс, имеющий стохастический характер; происходит под постоянным воздействием множества противоречивых факторов, что и обуславливает наличие постоянных колебаний и отклонений от основной тенденции развития рынка. Статистика конъюнктуры рынка (или как его часто называют - конъюнктурная статистика) представляет собой раздел статистики рынка, изучающий ситуацию, складывающуюся на рынке под влиянием комплекса социально-экономических, демографических, естественных природных, организационных, общественно-политических, а также случайных факторов. Предмет статистики конъюнктура рынка - это массовые процессы и явления, определяющее конкретную рыночную ситуацию, подающиеся количественной и качественной оценке. Конъюнктура рынка имеет три принципиальные отличительные черты: вариабельность, цикличность, динамичность.