logo search
книга

12.3.4. Метод IV-на основе вычитания стоимости

Базой для таможенной оценки по этому методу является цена единицы товара, по которой оцениваемые (идентичные или одно­родные) товары продаются наибольшей партией на территории РФ не позднее 90 дней с даты ввоза участнику сделки, не являющемуся взаимозависимым с продавцом лицом. Для использования цены

379

продажи на внутреннем рынке оцениваемых, идентичных, или од­нородных товаров в качестве основы при определении таможенной стоимости необходимо учитывать следующие условия:

- товары могут быть проданы в РФ только в неизменном со­стоянии (в том, в котором они были ввезены);

- ввезенные товары (идентичные, однородные) должны про­даваться одновременно с ввозом оцениваемых товаров или во время, достаточно близкое ко времени их ввоза, но не позднее 90 дней (с даты ввоза).

Если отсутствуют случаи продажи оцениваемых идентичных или однородных товаров в таком же состоянии, в каком они на­ходились на момент ввоза, декларант может использовать цену единицы товара, прошедшего переработку, с соответствующей корректировкой на стоимость, добавленную в результате перера­ботки. Метод IV не может быть применен к товарам, прошедшим переработку, в том случае, если в результате обработки после вво­за товары потеряли свои свойства, а также если ввезенный товар после обработки не потерял свои качества, но составляет весь­ма незначительную часть конечного продукта. Например, каса­тельно ввоза пуговиц, которые используются на отечественных костюмах, следует отметить, что не смотря на то, что после их производственного использования они сохраняют свои потреби­тельские качества, однако определять их таможенную стоимость на основе продажной цены готового костюма нельзя.

Существует запрет, согласно которому российские участники сделки не должны прямо или косвенно поставлять иностранно­му участнику сделки бесплатно или по сниженной цене товары и услуги, использованные для производства и продажи на вывоз в Российскую Федерацию импортируемых товаров. Кроме того, пер­вый покупатель ввезенных товаров на внутреннем рынке России

380

не должен быть связан с российским участником внешнеэкономи­ческой сделки (импортером оцениваемых, идентичных или одно­родных товаров).

При определении таможенной стоимости на основе внутренней цены товара, предусмотрено выделение изэтой ценыэлементов, кото­рые характерны только для внутреннего рынка. Такими элементами являются затраты, которые произведены после ввоза оцениваемых товаров на территорию РФ, и не подлежат включению в таможенную стоимость. Ст. 22 Закона «О таможенных тарифах» установлено, что из цены единицы товара вычитаются следующие составляющие (компоненты):

а) расходы на выплату комиссионных вознаграждений, обыч­ные надбавки на прибыль и общие расходы в связи с про­дажей в Российской Федерации ввозимых товаров того же класса и вида;

б) суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, сборов и иных платежей, подлежащих уплате в РФ в связи с ввозом и продажей товаров;

в) обычные расходы, понесенные в РФ в связи с транспортиров­кой, страхованием, погрузочно-разгрузочными работами.

Также, в соответствии с п. 4 ст. 22 Закона, из цены товара вычи­тается стоимость, добавленная в результате сборки или дальней­шей переработки, в случаях, когда это необходимо.

При выборе способа продаж необходимо учитывать, что для ме­тода IV используются те же понятия идентичности и однородности товаров, которые определены Законом (ст. 20 и 21). В данном случае под взаимозависимостью сторон (в отличие от ст. 19 Закона) по­нимается взаимозависимость между импортером и покупателем на внутреннем (российском) рынке, однако используются те же критерии взаимозависимости, определенные п. 2 ст. 19 Закона.

291

Понятие «продажа товаров в неизменном состоянии» означает, что операции производственного характера (включая сборку), даль­нейшая обработка товаров и другие действия рассматриваются как операции, изменяющие состояние ввезенного товара. В качестве та­ковых не рассматриваются разупаковка и переупаковка для внутрен­него рынка. Естественные изменения (усушка, утруска товаров, для жидкостей - испарение) в пределах норм естественной убыли также квалифицируются как сохранение товаров в неизменном состоянии.

Одна из основных проблем применения метода IV состоит в вы­боре цены, по которой наибольшее количество товара было продано после ввоза в страну внутренним покупателям первого коммерчес­кого уровня, не связанным с импортером. При определении тако­го количества требуется суммирование данных по всем продажам товара по определенной цене. Максимальное количество единиц товара, проданных по одной цене, будет представлять наибольшее агрегированное их количество. В случае, когда одинаковые партии товара были проданы по разным ценам за единицу, то в качестве базового показателя для определения таможенной стоимости ис­пользуется самая низкая из них.

Если же продана не вся партия товара, а только ее часть, решение о достаточности проданного количества для использования метода IV должно приниматься индивидуально для каждого конкретного слу­чая. Относительно дорогостоящих товаров (машин, оборудования) достаточной может являться продажа и двух-трех единиц, а, напри­мер, для мелких запасных частей может быть признана недостаточ­ной продажа 200-300 штук.

12.3.5. Метод V-на основе сложения стоимости

По этому методу базой для расчета таможенной стоимости яв­ляются затраты на производство ввезенных товаров. Для этого тре­

292

буются сбор и анализ информации об издержках производства оце­ниваемых товаров, которую можно получить только за пределами России. Поскольку производитель оцениваемых товаров, как пра­вило, находится вне юрисдикции РФ, использование этого метода на практике ограничено, за исключением случаев, когда участники сделки являются взаимозависимыми лицами и производитель го­тов представить таможенному органу РФ необходимые сведения об издержках производства. Сведения, относящиеся к производству оцениваемых товаров, должны предоставляться либо, непосредс­твенно, товаропроизводителем, либо от его имени. Источниками информация могут являться коммерческие отчеты об его деятель­ности при условии, что они соответствуют общепринятым нормам и принципам учета, применяемым в стране производителя.

В таможенную стоимость товара согласно ст. 23 Закона подлежат включению рассмотренные ниже компоненты (пункты а, 6, в), а) Стоимость материалов и издержек, понесенных изготови­телем при производстве оцениваемого товара. Под мате­риалами в данном случае понимаются: сырье и материалы, комплектующие изделия и детали, полуфабрикаты, вклю­чая затраты на доставку вышеуказанных компонентов от места получения до места производства. В стоимость мате­риалов не включаются внутренние налоги страны произ­водства, если они подлежат возврату при экспорте готовой продукции.

11роизводственные затраты, которые должны включать:

- все издержки, связанные с прямыми затратами труда на производство ввозимого товара (в том числе расходы на оп­лату труда вспомогательного персонала);

- затраты на сборочные операции (при их использовании вместо процесса обработки);

384

- затраты на машинную обработку (станочные операции и пр.), связанные с процессом производства ввозимого то­вара;

- косвенные расходы, включая затраты на ремонт и техничес­кое обслуживание оборудования, эксплуатацию зданий и сооружений и т.д.

В составе материалов и издержек в соответствии с п. 1 ст. 19 Закона также должны учитываться, подлежащие включе­нию в таможенную стоимость, следующие элементы:

- расходы по упаковке, в том числе: стоимость тары, упаков­ки, а также работ по упаковке;

- стоимость товаров и услуг, предоставленных бесплатно или по сниженной цене российским участником сделки иност­ранному производителю в связи с экспортом оцениваемых товаров в Российскую Федерацию;

- инженерно-конструкторская проработка и другие подоб­ные виды работ, если они произведены вне территории России.

б) Суммы прибыли и общих затрат, характерных для продажи на вывоз в Россию товаров того же вида их производителя­ми, в том числе: расходов на транспортировку, погрузочно-разгрузочные работы, страхование и иные затраты до места ввоза на таможенную территорию РФ. Общие затраты в данном случае включают прямые и косвен­ные издержки производства и продажи товаров в РФ, которые не были перечислены в составе издержек, отмеченных в пункте «а». Сумма прибыли и общих затрат также должна определяться на базе информации, предоставляемой производителем, и устанав­ливаться согласно общепринятым принципам бухгалтерского учета.

294

в) Прибыль, получаемая экспортером в результате поставки в РФ таких товаров. В качестве подтверждения таможенной стоимости, заявленной декларантом по методу V, необходимо наличие соответствующего документального подтверждения всех перечисленных элементов. Если информация предо­ставлена непосредственно производителем, она может быть подтверждена только в той стране, в которой он согласен на такое подтверждение. Все эти сложности делают применение метода V на практике чрезвычайно редким, по причине того, что если таможенному органу представляются неподтверж­денные данные, то они рассматриваются как бездоказатель­ные и не отражающие фактическое положение дел.

12.3.6. Метод VI - резервный

Возможны ситуации, установленные Законом и требованиями, ограничивающими применение на практике первых пяти мето­дов определения таможенной стоимости. Их использование не­возможно в случаях, когда имеют место:

- временный ввоз товаров;

- бартерные сделки, где невозможно применение метода I;

- договор аренды или найма;

- ввоз товаров после ремонта или модификации;

- поставки уникальной продукции, произведений искусства;

- идентичные или однородные товары не ввозятся;

- товары не перепродаются в стране-импортере;

- изготовитель либо неизвестен, либо отказывается предста­вить данные об издержках производства, либо предоставленные им сведения не могут быть приняты таможенным органом.

В подобных ситуациях используется резервный метод. В Законе ('*. 1 ст. 24) характеристика данного метода представлена лишь

387

в общем виде: «В случаях, если таможенная стоимость не может быть определена декларантом в результате последовательного применения указанных в ст. 19-23 настоящего Закона методов определения таможенной стоимости, либо если таможенный орган аргументировано считает, что эти методы определения таможенной стоимости не могут быть использованы, таможен­ная стоимость оцениваемых товаров, определяется с учетом ми­ровой практики». В дополнение к этому, следует отметить, что п. 1 ст. 12 Закона установлено, что система определения тамо­женной стоимости основывается на общих принципах таможен­ной оценки, принятых в международной практике.

Если обратиться к мировой практике, то нужно исходить из того, что она, прежде всего, базируется на Соглашении ГАТТ/ ВТО по таможенной оценке товаров. Учитывая грядущее при­соединение Российской Федерации к ВТО, возникает необходи­мость использования норм и правил, отвечающих требованиям этой международной организации. В соответствии с вышеу­казанным Соглашением оценка с помощью резервного метода должна соответствовать правилам, установленным законода­тельством, но допуская некоторую гибкость в их применении. При этом в рамках резервного метода должна соблюдаться опре­деленная последовательность методов определения таможенно стоимости товаров.