12.3.4. Метод IV-на основе вычитания стоимости
Базой для таможенной оценки по этому методу является цена единицы товара, по которой оцениваемые (идентичные или однородные) товары продаются наибольшей партией на территории РФ не позднее 90 дней с даты ввоза участнику сделки, не являющемуся взаимозависимым с продавцом лицом. Для использования цены
продажи на внутреннем рынке оцениваемых, идентичных, или однородных товаров в качестве основы при определении таможенной стоимости необходимо учитывать следующие условия:
- товары могут быть проданы в РФ только в неизменном состоянии (в том, в котором они были ввезены);
- ввезенные товары (идентичные, однородные) должны продаваться одновременно с ввозом оцениваемых товаров или во время, достаточно близкое ко времени их ввоза, но не позднее 90 дней (с даты ввоза).
Если отсутствуют случаи продажи оцениваемых идентичных или однородных товаров в таком же состоянии, в каком они находились на момент ввоза, декларант может использовать цену единицы товара, прошедшего переработку, с соответствующей корректировкой на стоимость, добавленную в результате переработки. Метод IV не может быть применен к товарам, прошедшим переработку, в том случае, если в результате обработки после ввоза товары потеряли свои свойства, а также если ввезенный товар после обработки не потерял свои качества, но составляет весьма незначительную часть конечного продукта. Например, касательно ввоза пуговиц, которые используются на отечественных костюмах, следует отметить, что не смотря на то, что после их производственного использования они сохраняют свои потребительские качества, однако определять их таможенную стоимость на основе продажной цены готового костюма нельзя.
Существует запрет, согласно которому российские участники сделки не должны прямо или косвенно поставлять иностранному участнику сделки бесплатно или по сниженной цене товары и услуги, использованные для производства и продажи на вывоз в Российскую Федерацию импортируемых товаров. Кроме того, первый покупатель ввезенных товаров на внутреннем рынке России
не должен быть связан с российским участником внешнеэкономической сделки (импортером оцениваемых, идентичных или однородных товаров).
При определении таможенной стоимости на основе внутренней цены товара, предусмотрено выделение изэтой ценыэлементов, которые характерны только для внутреннего рынка. Такими элементами являются затраты, которые произведены после ввоза оцениваемых товаров на территорию РФ, и не подлежат включению в таможенную стоимость. Ст. 22 Закона «О таможенных тарифах» установлено, что из цены единицы товара вычитаются следующие составляющие (компоненты):
а) расходы на выплату комиссионных вознаграждений, обычные надбавки на прибыль и общие расходы в связи с продажей в Российской Федерации ввозимых товаров того же класса и вида;
б) суммы ввозных таможенных пошлин, налогов, сборов и иных платежей, подлежащих уплате в РФ в связи с ввозом и продажей товаров;
в) обычные расходы, понесенные в РФ в связи с транспортировкой, страхованием, погрузочно-разгрузочными работами.
Также, в соответствии с п. 4 ст. 22 Закона, из цены товара вычитается стоимость, добавленная в результате сборки или дальнейшей переработки, в случаях, когда это необходимо.
При выборе способа продаж необходимо учитывать, что для метода IV используются те же понятия идентичности и однородности товаров, которые определены Законом (ст. 20 и 21). В данном случае под взаимозависимостью сторон (в отличие от ст. 19 Закона) понимается взаимозависимость между импортером и покупателем на внутреннем (российском) рынке, однако используются те же критерии взаимозависимости, определенные п. 2 ст. 19 Закона.
291
Понятие «продажа товаров в неизменном состоянии» означает, что операции производственного характера (включая сборку), дальнейшая обработка товаров и другие действия рассматриваются как операции, изменяющие состояние ввезенного товара. В качестве таковых не рассматриваются разупаковка и переупаковка для внутреннего рынка. Естественные изменения (усушка, утруска товаров, для жидкостей - испарение) в пределах норм естественной убыли также квалифицируются как сохранение товаров в неизменном состоянии.
Одна из основных проблем применения метода IV состоит в выборе цены, по которой наибольшее количество товара было продано после ввоза в страну внутренним покупателям первого коммерческого уровня, не связанным с импортером. При определении такого количества требуется суммирование данных по всем продажам товара по определенной цене. Максимальное количество единиц товара, проданных по одной цене, будет представлять наибольшее агрегированное их количество. В случае, когда одинаковые партии товара были проданы по разным ценам за единицу, то в качестве базового показателя для определения таможенной стоимости используется самая низкая из них.
Если же продана не вся партия товара, а только ее часть, решение о достаточности проданного количества для использования метода IV должно приниматься индивидуально для каждого конкретного случая. Относительно дорогостоящих товаров (машин, оборудования) достаточной может являться продажа и двух-трех единиц, а, например, для мелких запасных частей может быть признана недостаточной продажа 200-300 штук.
12.3.5. Метод V-на основе сложения стоимости
По этому методу базой для расчета таможенной стоимости являются затраты на производство ввезенных товаров. Для этого тре
292
буются сбор и анализ информации об издержках производства оцениваемых товаров, которую можно получить только за пределами России. Поскольку производитель оцениваемых товаров, как правило, находится вне юрисдикции РФ, использование этого метода на практике ограничено, за исключением случаев, когда участники сделки являются взаимозависимыми лицами и производитель готов представить таможенному органу РФ необходимые сведения об издержках производства. Сведения, относящиеся к производству оцениваемых товаров, должны предоставляться либо, непосредственно, товаропроизводителем, либо от его имени. Источниками информация могут являться коммерческие отчеты об его деятельности при условии, что они соответствуют общепринятым нормам и принципам учета, применяемым в стране производителя.
В таможенную стоимость товара согласно ст. 23 Закона подлежат включению рассмотренные ниже компоненты (пункты а, 6, в), а) Стоимость материалов и издержек, понесенных изготовителем при производстве оцениваемого товара. Под материалами в данном случае понимаются: сырье и материалы, комплектующие изделия и детали, полуфабрикаты, включая затраты на доставку вышеуказанных компонентов от места получения до места производства. В стоимость материалов не включаются внутренние налоги страны производства, если они подлежат возврату при экспорте готовой продукции.
11роизводственные затраты, которые должны включать:
- все издержки, связанные с прямыми затратами труда на производство ввозимого товара (в том числе расходы на оплату труда вспомогательного персонала);
- затраты на сборочные операции (при их использовании вместо процесса обработки);
- затраты на машинную обработку (станочные операции и пр.), связанные с процессом производства ввозимого товара;
- косвенные расходы, включая затраты на ремонт и техническое обслуживание оборудования, эксплуатацию зданий и сооружений и т.д.
В составе материалов и издержек в соответствии с п. 1 ст. 19 Закона также должны учитываться, подлежащие включению в таможенную стоимость, следующие элементы:
- расходы по упаковке, в том числе: стоимость тары, упаковки, а также работ по упаковке;
- стоимость товаров и услуг, предоставленных бесплатно или по сниженной цене российским участником сделки иностранному производителю в связи с экспортом оцениваемых товаров в Российскую Федерацию;
- инженерно-конструкторская проработка и другие подобные виды работ, если они произведены вне территории России.
б) Суммы прибыли и общих затрат, характерных для продажи на вывоз в Россию товаров того же вида их производителями, в том числе: расходов на транспортировку, погрузочно-разгрузочные работы, страхование и иные затраты до места ввоза на таможенную территорию РФ. Общие затраты в данном случае включают прямые и косвенные издержки производства и продажи товаров в РФ, которые не были перечислены в составе издержек, отмеченных в пункте «а». Сумма прибыли и общих затрат также должна определяться на базе информации, предоставляемой производителем, и устанавливаться согласно общепринятым принципам бухгалтерского учета.
294
в) Прибыль, получаемая экспортером в результате поставки в РФ таких товаров. В качестве подтверждения таможенной стоимости, заявленной декларантом по методу V, необходимо наличие соответствующего документального подтверждения всех перечисленных элементов. Если информация предоставлена непосредственно производителем, она может быть подтверждена только в той стране, в которой он согласен на такое подтверждение. Все эти сложности делают применение метода V на практике чрезвычайно редким, по причине того, что если таможенному органу представляются неподтвержденные данные, то они рассматриваются как бездоказательные и не отражающие фактическое положение дел.
12.3.6. Метод VI - резервный
Возможны ситуации, установленные Законом и требованиями, ограничивающими применение на практике первых пяти методов определения таможенной стоимости. Их использование невозможно в случаях, когда имеют место:
- временный ввоз товаров;
- бартерные сделки, где невозможно применение метода I;
- договор аренды или найма;
- ввоз товаров после ремонта или модификации;
- поставки уникальной продукции, произведений искусства;
- идентичные или однородные товары не ввозятся;
- товары не перепродаются в стране-импортере;
- изготовитель либо неизвестен, либо отказывается представить данные об издержках производства, либо предоставленные им сведения не могут быть приняты таможенным органом.
В подобных ситуациях используется резервный метод. В Законе ('*. 1 ст. 24) характеристика данного метода представлена лишь
в общем виде: «В случаях, если таможенная стоимость не может быть определена декларантом в результате последовательного применения указанных в ст. 19-23 настоящего Закона методов определения таможенной стоимости, либо если таможенный орган аргументировано считает, что эти методы определения таможенной стоимости не могут быть использованы, таможенная стоимость оцениваемых товаров, определяется с учетом мировой практики». В дополнение к этому, следует отметить, что п. 1 ст. 12 Закона установлено, что система определения таможенной стоимости основывается на общих принципах таможенной оценки, принятых в международной практике.
Если обратиться к мировой практике, то нужно исходить из того, что она, прежде всего, базируется на Соглашении ГАТТ/ ВТО по таможенной оценке товаров. Учитывая грядущее присоединение Российской Федерации к ВТО, возникает необходимость использования норм и правил, отвечающих требованиям этой международной организации. В соответствии с вышеуказанным Соглашением оценка с помощью резервного метода должна соответствовать правилам, установленным законодательством, но допуская некоторую гибкость в их применении. При этом в рамках резервного метода должна соблюдаться определенная последовательность методов определения таможенно стоимости товаров.
- Глава I. Роль таможенных органов в формировании и реализации таможенной политики
- Глава III. Таможенная организация как объект
- Глава XI. Особенности управления взиманием
- Глава XII. Методические положения по применению товарной номенклатуры вэд как основа управления таможенным делом в рф.................. 261
- Глава XIII. Управление уплатой
- Глава XIV. Контроль в системе управления
- Глава XVI. Юридические и экономические аспекты защиты и регулирования
- Глава XVII. Корпоративная культура управления........... 376
- Глава XVIII. Международные альянсы, их влияние на таможенную политику
- Глава I. Роль таможенных органов
- 1.2. Возникновение и развитие таможенного дела в России
- Глава III. Таможенная организация
- Глава IV. Кадровый потенциал таможенных органов российской федерации
- 4.2.2. Таможенный брокер
- Глава V. Характер управленческого труда
- Глава VI. Управление как процесс
- 6.2. Управленческие решения, их виды, процедура принятия
- Глава VII. Мотивация в системе управления таможенной организацией
- Глава via власть и лидерство в управлении
- Глава IX. Таможенные режимы как основа
- 9.2.2. Экспорт товаров
- 9.2.3. Международный таможенный транзит
- 9.3.2. Переработка товаров для внутреннего потребления
- 9.3.3. Переработка товаров под таможенным контролем
- 9.3.5. Временный ввоз товаров
- 9.4. Завершающие таможенные режимы
- 9.4.1. Реимпорт товаров
- 9.4.2. Реэкспорт товаров
- 11.1.Понятие «таможенные платежи»
- 11.4. Роль налогообложения в таможенной политике
- 11.6.3. Сборы за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению
- 11.6.4. Плата за участие в таможенных аукционах
- 12.3.1. Метод I-по цене сделки с ввозимыми товарами
- 12.3.2. Метод II-по цене сделки с идентичными товарами
- 12.3.4. Метод IV-на основе вычитания стоимости
- 12.3.7. Комплексный подход к оценке таможенной стоимости товаров
- Глава XIII. Управление уплатой таможенных платежей
- Глава XIV. Контроль в системе управления таможенным делом
- 14.2.1. Особенности контроля заявления таможенной стоимости
- Глава XV. Роль информации в управлении таможенным делом
- Главаxvi. Юридические и экономические
- Глава XVII. Корпоративная культура управления
- Глава XVIII. Международные альянсы, их влияние на таможенную политику российской федерации
- 4203 «Одежда и принадлежности одежды из натуральной или искусственной кожи»; 4303 «Одежда меховая...».
- 9003 11 - Оправы пластмассовые;
- 9003 19 - Оправы из других материалов.