3. Принцип и механизм распределения ввозных таможенных пошлин в таможенном союзе
В соответствии с договором от 6 октября 2007 г. «О создании единой таможенной территории и формировании таможенного союза» определено, что таможенный союз — форма торгово-экономической интеграции сторон, предусматривающая единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами, происходящими с единой таможенной территории, а также происходящими из третьих стран и выпущенными в свободное обращение на этой таможенной территории, не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера. При этом стороны применяют единый таможенный тариф и другие единые меры регулирования торговли товарами с третьими странами. 20 мая 2010 года Республика Беларусь, Республика Казахстан и Российская Федерация, основываясь на договоре, подписали Соглашение об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие), которое вступило в силу 1 сентября 2010 года1.
Основой функционирования Таможенного союза является порядок, который предусматривает использование транзитных счетов для зачисления поступивших сумм ввозных таможенных пошлин с их последующим распределением уполномоченными органами (Главное государственное казначейство Министерства финансов Республики Беларусь, Комитет казначейства Министерства финансов Республики Казахстан, Федеральное казначейство РФ) в бюджеты стран — участников Таможенного союза.
Согласно решению Комиссии Таможенного союза, ввозные пошлины теперь распределяются следующим образом: на долю Беларуси приходится 4,7%, Казахстана - 7,33%, России - 87,97%2.
Экспортные пошлины взимаются по стране происхождения, за исключением внутреннего потребления в рамках Таможенного союза.
В соответствии с Соглашением об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, ввозимых на территорию Таможенного союза, распределение начало осуществляться с 1 сентября 2010 года. Согласно правовым нормам Таможенного союза за основу распределения поступивших ввозных таможенных пошлин был взят следующий механизм: ввозные таможенные пошлины подлежат зачислению в национальной валюте на единый счет Главного государственного казначейства Министерства финансов Республики Беларусь, Комитета казначейства Министерства финансов Республики Казахстан, Федерального казначейства РФ (далее — уполномоченные органы сторон).
Уполномоченные органы сторон обособленно учитывают:
• суммы поступлений (возвратов) ввозных таможенных пошлин на едином счете уполномоченного органа;
• суммы распределенных ввозных таможенных пошлин, перечисленные на счета в иностранной валюте других сторон;
• суммы зачисленных в бюджет стороны доходов от распределения этой стороной сумм ввозных таможенных пошлин;
• суммы ввозных таможенных пошлин, поступивших в бюджет стороны от других сторон;
• суммы поступивших в бюджет стороны процентов за просрочку, установленных настоящим Соглашением;
• суммы распределенных ввозных таможенных пошлин, перечисление которых на счета в иностранной валюте других сторон приостановлено.
Зачисление и распределение ввозных таможенных пошлин осуществляется с бюджетного счета государства — члена Таможенного союза, открытого в центральных (национальных) банках сторон. Для этого банк одной стороны заключает договор корреспондентского счета с банком второй стороны для зачисления соответствующей доли подлежащих распределению таможенных пошлин.
Механизм движения ввозных таможенных пошлин со стороны РФ
Со стороны Российской Федерации механизм зачисления, распределения и перечисления уплаченных ввозных таможенных пошлин выглядит следующим образом.
Ввозные таможенные пошлины, уплаченные участниками ВЭД, в валюте Российской Федерации зачисляются на отдельный счет, открытый на балансовом счете № 40101 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации» Управлению Федерального казначейства по г. Москве. В соответствии со ст. 5 Соглашения об установлении и применении в Таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) распределение уплаченных в Российской Федерации ввозных таможенных пошлин между бюджетами стран — участников Таможенного союза производит УФК по г. Москве по установленным нормативам на следующий рабочий день после зачисления уплаченных сумм на счет УФК с учетом зачтенных платежей, сумм, подлежащих возврату на следующий рабочий день, и за вычетом сумм, подлежащих возврату плательщикам в текущем дне.
В счет уплаты ввозных таможенных пошлин могут быть зачтены налоги и сборы, а также иные платежи, подлежащие уплате в соответствии с национальным законодательством сторон, поступившие на единый счет уполномоченного органа. Соглашение предусматривает, что ввозные таможенные пошлины не могут быть зачтены в счет уплаты иных платежей. Они уплачиваются на единый счет уполномоченного органа отдельными расчетными документами.
Перечисление распределенных ввозных таможенных пошлин в бюджеты Республики Беларусь и Республики Казахстан в национальной валюте стороны производится на следующий рабочий день за днем распределения поступивших сумм. Для этого УФК по г. Москве не позднее 13:45 по московскому времени направляет в Центральный банк РФ расчетные документы для перечисления распределенных сумм на счета, открытые в валюте Российской Федерации Республике Беларусь и Республике Казахстан. Аналогичным образом на счета в иностранной валюте, открытые Федеральному казначейству, поступают ввозные таможенные пошлины в белорусских рублях и казахских тенге, распределенные по установленному нормативу от уполномоченных органов Республики Беларусь и Республики Казахстан.
При перечислении в доход федерального бюджета сумм от распределения ввозных таможенных пошлин, поступивших от уполномоченных органов Республики Беларусь и Республики Казахстан на счета в иностранной валюте, используется схема их перечисления, при которой используется официальный курс национальной валюты каждой страны к доллару США. Так, денежные средства, зачисленные на счет в белорусских рублях, конвертируются в доллары США по официальному курсу доллара США к белорусскому рублю, установленному Национальным банком Республики Беларусь, на следующий рабочий день после зачисления денежных средств в белорусских рублях на счет, а денежные средства, зачисленные на счет в казахских тенге, конвертируются в доллары США по официальному курсу доллара США к тенге, установленному Национальным банком Республики Казахстан, на следующий рабочий день после зачисления средств в тенге на соответствующий счет.
Полученная сумма в долларах США конвертируется в российские рубли по официальному курсу доллара США к рублю, установленному Банком России на дату проведения расчетов, и незамедлительно зачисляется на счет по учету средств федерального бюджета № 40105 в российских рублях.
- Министерство образования и науки рф
- Удк 339.543(075.8)
- Тема 1. Таможенные платежи во внешнеэкономической деятельности
- Задания
- Тема 2. Система таможенных платежей в таможенном союзе
- 1. Система правового регулирования таможенных платежей в таможенном союзе (наднациональное законодательство и национальное)
- 2. Соотношение национального российского законодательства с законодательством таможенного союза о порядке установления и взимания таможенных платежей
- 3. Принцип и механизм распределения ввозных таможенных пошлин в таможенном союзе
- Задания
- К чему привела унификация тарифов в рф и Казахстане?
- Тема 3. Понятие и порядок исчисления таможенных пошлин
- 1. Таможенная пошлина: сущность, признаки и функции
- 2. Таможенные пошлины и таможенный тариф: основы их построения, классификация
- 3. Классификация таможенных пошлин
- 4. Механизм расчета ввозной таможенной пошлины
- 5. Механизм расчёта вывозной таможенной пошлины
- Задания
- Тема 4. Налоги (ндс и акциз) в системе таможенных платежей
- 1. Общая характеристика налога на добавленную стоимость (ндс) как налога, взимаемого при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза
- 2. Основные элементы ндс, взимаемого при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза: плательщики; объект обложения; налоговая база
- 7. Алгоритм расчета суммы акциза
- Задания
- Тема 5. Понятие и порядок исчисления таможенных сборов
- 4. Сроки уплаты таможенных сборов
- 5. Ставки таможенных сборов
- 6. Взыскание и возврат таможенных сборов
- 7.Освобождение от уплаты таможенных сборов
- Задание
- Тема 6. Порядок взимания таможенных платежей при перемещении физическими лицами через таможенную границу таможенного союза товаров и транспортных средств, предназначенных для личного пользования
- 1. Таможенный контроль товаров, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу тс
- 2. Таможенные платежи в отношении товаров, перемещаемых физическими лицами для личного пользования через таможенную границу тс
- 3. Таможенные пошлины, налоги по ставке 30 % от таможенной стоимости, но не менее 4 евро за кг в части превышения весовой и стоимостной нормы уплачиваются в следующих случаях:
- 10 000 Евро (для товаров, перемещаемых воздушным транспортом);
- 1500 Евро (для товаров, перемещаемых иными видами транспорта),
- Задание
- Тема 7. Общие положения об уплате таможенных пошлин и налогов
- 7.Случаи уплаты и порядок начисления процентов
- Задания
- Тема 8. Обеспечение уплаты таможенных платежей
- Задания
- Тема 9. Взыскание и возврат таможенных платежей
- Формы бесспорного взыскания таможенных платежей:
- Способы обеспечения исполнения решения о бесспорном взыскании денежных средств
- Требование об уплате таможенных платежей
- Задания
- Тема 10. Льготы по уплате таможенных пошлин и налогов
- Предоставление тарифных преференций
- Применение тарифных преференций в рамках тс с учетом национальных международных обязательств рф
- Задания
- Список рекомендуемой литературы
- Содержание
- Тема 8. Обеспечение уплаты таможенных платежей 133
- Тема 9. Взыскание и возврат таможенных платежей 146
- Тема 10. Льготы по уплате таможенных пошлин и налогов 165