logo search
сладкова методичка

2. Таможенные пошлины и таможенный тариф: основы их построения, классификация

Стабильное пополнение доходной части федерального бюджета зависит от обеспечения полноты и своевременности уплаты таможенных платежей, основное место среди которых занимает таможенная пошлина.

Согласно положениям ТК ТС таможенная пошлина – это обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу.

Для таможенной пошлины характерны некоторые признаки сборов:

Сущность таможенных пошлин проявляется в их функциях:

  1. фискальная - как доход государственного бюджета;

  2. протекционистская (защитная) - с их помощью государство ограждает национальных производителей от нежелательной ино­странной конкуренции;

Дифференциация таможенных пошлин осуществляется вслед­ствие:

  1. рационализации товарной структуры ввоза товаров в РФ;

  2. поддержания рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории ТС;

  3. создания условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в РФ;

  4. защиты экономики РФ от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;

  5. обеспечения условий для эффективной интеграции РФ в ми­ровую экономику.

Объектом обложения таможенными пошлинами являются товары, перемещаемые через таможенную границу Таможенного союза. В зависимости от вида применяемых ставок базой для исчисления таможенных пошлин служит таможенная стоимость товаров или их физическая характеристика в натуральном выражении (количество, масса с учетом первичной упаковки, которая неотделима от товара до его потребления и в которой товар представляется для розничной продажи, объем или иные характеристики).

В свою очередь, каждому виду товара ЕТТ ТС присвоены цифровые коды Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС) с соблюдением принципа однозначного отнесения товаров только к одному коду. Порядок ведения и контроль кодов ТН ВЭД ТС осуществляется ФТС России.

В исключительных случаях государства — участники Таможенного союза вправе устанавливать более высокие или низкие ставки ввозных таможенных пошлин1. На основании решения ЕЭК введение такой меры обусловлено развитием той или иной отрасли экономики. Информация о величине ставки ЕТТ ТС представляется на рассмотрение ЕЭК по конкретным видам товаров, объемам их производства и уровню потребностей (как в натуральном, так и в стоимостном выражении), также прилагаются сведения об объемах импорта и т. д.

Решение о введении более высокой или низкой ставки пошлины принимается на период до 6 месяцев; в отдельных случаях срок может продлеваться. Так, Решением Совета ЕЭК ТС от 19.03.2012 № 9 «О внесении изменений в отдельные решения Комиссии Таможенного союза по вопросам освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины отдельных категорий товаров» утвержден Перечень товаров, освобождаемых от уплаты пошлинами при ввозе для строительства на территории Республики Беларусь атомной электростанции.

Базовые ставки ввозных таможенных пошлин систематизированы в Едином таможенном тарифе Таможенного союза (ЕТТ ТС), который применяется к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию из третьих стран. Ставки ЕТТ ТС устанавливаются Решением Совета Евразийской экономической комиссии и ежегодно корректируются.

В интересах защиты национальной обрабатывающей промыш­ленности используется метод построения тарифов на основе эска­лации пошлин, то есть повышение их ставок в зависимости от степени обработки товаров, представляющих звенья одной технологи­ческой цепочки (например, каучук - вулканизированная резина - резинотехнические изделия). Импорт промышленного сырья, как правило, осуществляется беспошлинно или облагается крайне низ­кими пошлинами, в то время как на полуфабрикаты и особенно на готовые изделия ставка пошлин существенно возрастает.

На территории таможенного союза действует дифференцированный таможенный тариф, при котором ставки ввозных таможенных пошлин ЕТТ ТС применяются в зависимости от страны происхождения ввозимых товаров и условий их ввоза в соответствии с законодательством государств - участников ТС, если иное не предусмотрено Соглашением, Решением Межгоссовета ЕврАзЭС.

Так, Беларусь, Казахстан и Россия должны предоставлять тарифные преференции в отношении товаров, происходящих из стран, включенных в

1) Перечень развивающихся стран - пользователей системы тарифных преференций ТС,

2) Перечень наименее развитых стран - пользователей системы тарифных преференций ТС,

3) Перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции. Утверждены Решением Межгоссовета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 г. № 18 "О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации".

- в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран - пользователей единой системы тарифных преференций ТС и ввозимых на единую таможенную территорию государств - членов ТС, включенных в перечень товаров, применяются ставки ввозных таможенных пошлин в размере 75% от ставок ввозных таможенных пошлин ЕТТ ТС;

- в отношении товаров, происходящих из наименее развитых стран - пользователей единой системы тарифных преференций и ввозимых на единую таможенную территорию, включенных в перечень товаров, применяются нулевые ставки ввозных таможенных пошлин.

Следовательно, прежде чем применять ту или иную ставку ввозной таможенной пошлины, необходимо установить страну происхождения товара.

Базовые ставки применяются к товарам, происходящим из стран, торгово-политические отношения которых предусматривают режим наибольшего благоприятствования (РНБ) и составляют 100 % от указанных в тарифе.

С остальными странами действуют генеральные ставки и составляют 200 % от базовых (базовые *2).

Страна происхождения товаров - страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной переработке в соответствии с критериями достаточной переработки товаров, установленными Правилами. При этом под страной происхождения товаров могут пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров.

Если в производстве товара участвуют две страны и более, страной происхождения товара считается страна, в которой были осуществлены последние операции по переработке или изготовлению товара, отвечающие критериям достаточной переработки. Если в отношении отдельных видов товаров или какой-либо страны особенности определения страны происхождения товаров в соответствии с Правилами особо не оговариваются, товар считается происходящим из данной страны, если в результате осуществления операций по переработке или изготовлению товара произошло изменение классификационного кода товара по единой ТН ВЭД ТС на уровне любого из первых четырех знаков.

В удостоверение происхождения товара из развивающейся или наименее развитой страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим1, лицо, перемещающее товары, представляет декларацию-сертификат о происхождении товара по форме "А". формы «СТ-1» для стран СНГ.