2. Таможенные пошлины и таможенный тариф: основы их построения, классификация
Стабильное пополнение доходной части федерального бюджета зависит от обеспечения полноты и своевременности уплаты таможенных платежей, основное место среди которых занимает таможенная пошлина.
Согласно положениям ТК ТС таможенная пошлина – это обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу.
Для таможенной пошлины характерны некоторые признаки сборов:
уплата таможенной пошлины носит обязательный характер и обеспечивается государственно-властным принуждением;
таможенная пошлина не представляет собой плату за предоставленные услуги;
поступления от таможенных пошлин не могут предназначаться для финансирования конкретных государственных расходов и «растворяются» в общей массе поступлений в доходную часть федерального бюджета (принцип запрета специализации налога)1.
Сущность таможенных пошлин проявляется в их функциях:
фискальная - как доход государственного бюджета;
протекционистская (защитная) - с их помощью государство ограждает национальных производителей от нежелательной иностранной конкуренции;
Дифференциация таможенных пошлин осуществляется вследствие:
рационализации товарной структуры ввоза товаров в РФ;
поддержания рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории ТС;
создания условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в РФ;
защиты экономики РФ от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;
обеспечения условий для эффективной интеграции РФ в мировую экономику.
Объектом обложения таможенными пошлинами являются товары, перемещаемые через таможенную границу Таможенного союза. В зависимости от вида применяемых ставок базой для исчисления таможенных пошлин служит таможенная стоимость товаров или их физическая характеристика в натуральном выражении (количество, масса с учетом первичной упаковки, которая неотделима от товара до его потребления и в которой товар представляется для розничной продажи, объем или иные характеристики).
В свою очередь, каждому виду товара ЕТТ ТС присвоены цифровые коды Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (ТН ВЭД ТС) с соблюдением принципа однозначного отнесения товаров только к одному коду. Порядок ведения и контроль кодов ТН ВЭД ТС осуществляется ФТС России.
В исключительных случаях государства — участники Таможенного союза вправе устанавливать более высокие или низкие ставки ввозных таможенных пошлин1. На основании решения ЕЭК введение такой меры обусловлено развитием той или иной отрасли экономики. Информация о величине ставки ЕТТ ТС представляется на рассмотрение ЕЭК по конкретным видам товаров, объемам их производства и уровню потребностей (как в натуральном, так и в стоимостном выражении), также прилагаются сведения об объемах импорта и т. д.
Решение о введении более высокой или низкой ставки пошлины принимается на период до 6 месяцев; в отдельных случаях срок может продлеваться. Так, Решением Совета ЕЭК ТС от 19.03.2012 № 9 «О внесении изменений в отдельные решения Комиссии Таможенного союза по вопросам освобождения от уплаты ввозной таможенной пошлины отдельных категорий товаров» утвержден Перечень товаров, освобождаемых от уплаты пошлинами при ввозе для строительства на территории Республики Беларусь атомной электростанции.
Базовые ставки ввозных таможенных пошлин систематизированы в Едином таможенном тарифе Таможенного союза (ЕТТ ТС), который применяется к товарам, ввозимым на единую таможенную территорию из третьих стран. Ставки ЕТТ ТС устанавливаются Решением Совета Евразийской экономической комиссии и ежегодно корректируются.
В интересах защиты национальной обрабатывающей промышленности используется метод построения тарифов на основе эскалации пошлин, то есть повышение их ставок в зависимости от степени обработки товаров, представляющих звенья одной технологической цепочки (например, каучук - вулканизированная резина - резинотехнические изделия). Импорт промышленного сырья, как правило, осуществляется беспошлинно или облагается крайне низкими пошлинами, в то время как на полуфабрикаты и особенно на готовые изделия ставка пошлин существенно возрастает.
На территории таможенного союза действует дифференцированный таможенный тариф, при котором ставки ввозных таможенных пошлин ЕТТ ТС применяются в зависимости от страны происхождения ввозимых товаров и условий их ввоза в соответствии с законодательством государств - участников ТС, если иное не предусмотрено Соглашением, Решением Межгоссовета ЕврАзЭС.
Так, Беларусь, Казахстан и Россия должны предоставлять тарифные преференции в отношении товаров, происходящих из стран, включенных в
1) Перечень развивающихся стран - пользователей системы тарифных преференций ТС,
2) Перечень наименее развитых стран - пользователей системы тарифных преференций ТС,
3) Перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции. Утверждены Решением Межгоссовета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 г. № 18 "О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации".
- в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран - пользователей единой системы тарифных преференций ТС и ввозимых на единую таможенную территорию государств - членов ТС, включенных в перечень товаров, применяются ставки ввозных таможенных пошлин в размере 75% от ставок ввозных таможенных пошлин ЕТТ ТС;
- в отношении товаров, происходящих из наименее развитых стран - пользователей единой системы тарифных преференций и ввозимых на единую таможенную территорию, включенных в перечень товаров, применяются нулевые ставки ввозных таможенных пошлин.
Следовательно, прежде чем применять ту или иную ставку ввозной таможенной пошлины, необходимо установить страну происхождения товара.
Базовые ставки применяются к товарам, происходящим из стран, торгово-политические отношения которых предусматривают режим наибольшего благоприятствования (РНБ) и составляют 100 % от указанных в тарифе.
С остальными странами действуют генеральные ставки и составляют 200 % от базовых (базовые *2).
Страна происхождения товаров - страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной переработке в соответствии с критериями достаточной переработки товаров, установленными Правилами. При этом под страной происхождения товаров могут пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров.
Если в производстве товара участвуют две страны и более, страной происхождения товара считается страна, в которой были осуществлены последние операции по переработке или изготовлению товара, отвечающие критериям достаточной переработки. Если в отношении отдельных видов товаров или какой-либо страны особенности определения страны происхождения товаров в соответствии с Правилами особо не оговариваются, товар считается происходящим из данной страны, если в результате осуществления операций по переработке или изготовлению товара произошло изменение классификационного кода товара по единой ТН ВЭД ТС на уровне любого из первых четырех знаков.
В удостоверение происхождения товара из развивающейся или наименее развитой страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим1, лицо, перемещающее товары, представляет декларацию-сертификат о происхождении товара по форме "А". формы «СТ-1» для стран СНГ.
- Министерство образования и науки рф
- Удк 339.543(075.8)
- Тема 1. Таможенные платежи во внешнеэкономической деятельности
- Задания
- Тема 2. Система таможенных платежей в таможенном союзе
- 1. Система правового регулирования таможенных платежей в таможенном союзе (наднациональное законодательство и национальное)
- 2. Соотношение национального российского законодательства с законодательством таможенного союза о порядке установления и взимания таможенных платежей
- 3. Принцип и механизм распределения ввозных таможенных пошлин в таможенном союзе
- Задания
- К чему привела унификация тарифов в рф и Казахстане?
- Тема 3. Понятие и порядок исчисления таможенных пошлин
- 1. Таможенная пошлина: сущность, признаки и функции
- 2. Таможенные пошлины и таможенный тариф: основы их построения, классификация
- 3. Классификация таможенных пошлин
- 4. Механизм расчета ввозной таможенной пошлины
- 5. Механизм расчёта вывозной таможенной пошлины
- Задания
- Тема 4. Налоги (ндс и акциз) в системе таможенных платежей
- 1. Общая характеристика налога на добавленную стоимость (ндс) как налога, взимаемого при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза
- 2. Основные элементы ндс, взимаемого при ввозе товаров на таможенную территорию таможенного союза: плательщики; объект обложения; налоговая база
- 7. Алгоритм расчета суммы акциза
- Задания
- Тема 5. Понятие и порядок исчисления таможенных сборов
- 4. Сроки уплаты таможенных сборов
- 5. Ставки таможенных сборов
- 6. Взыскание и возврат таможенных сборов
- 7.Освобождение от уплаты таможенных сборов
- Задание
- Тема 6. Порядок взимания таможенных платежей при перемещении физическими лицами через таможенную границу таможенного союза товаров и транспортных средств, предназначенных для личного пользования
- 1. Таможенный контроль товаров, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу тс
- 2. Таможенные платежи в отношении товаров, перемещаемых физическими лицами для личного пользования через таможенную границу тс
- 3. Таможенные пошлины, налоги по ставке 30 % от таможенной стоимости, но не менее 4 евро за кг в части превышения весовой и стоимостной нормы уплачиваются в следующих случаях:
- 10 000 Евро (для товаров, перемещаемых воздушным транспортом);
- 1500 Евро (для товаров, перемещаемых иными видами транспорта),
- Задание
- Тема 7. Общие положения об уплате таможенных пошлин и налогов
- 7.Случаи уплаты и порядок начисления процентов
- Задания
- Тема 8. Обеспечение уплаты таможенных платежей
- Задания
- Тема 9. Взыскание и возврат таможенных платежей
- Формы бесспорного взыскания таможенных платежей:
- Способы обеспечения исполнения решения о бесспорном взыскании денежных средств
- Требование об уплате таможенных платежей
- Задания
- Тема 10. Льготы по уплате таможенных пошлин и налогов
- Предоставление тарифных преференций
- Применение тарифных преференций в рамках тс с учетом национальных международных обязательств рф
- Задания
- Список рекомендуемой литературы
- Содержание
- Тема 8. Обеспечение уплаты таможенных платежей 133
- Тема 9. Взыскание и возврат таможенных платежей 146
- Тема 10. Льготы по уплате таможенных пошлин и налогов 165