Глава VII. Мотивация в системе управления таможенной организацией
ос<>с<>о<>ос><х>оооооо<><><ю<><>эоооооо^^
7.1. Мотивация как функция управления и как процесс
В современных условиях одним из главных вопросов совершенствования управления в таможенном деле, наряду с необходимостью непрерывного обеспечения роста профессионализма сотрудников таможенной службы, стоит повышение мотивации таможенников к добросовестному и плодотворному труду.
Проблема мотивации, мотивов поведения и деятельности всегда являлась одной из ключевых в управлении персоналом любой организации. Сегодня для выполнения всех задач, стоящих перед таможенной организацией, недостаточно иметь налаженный порядок работы и квалифицированные кадры. Эффективное управление невозможно без понимания мотивов и потребностей человека и правильного использования трудовых стимулов. Самые обоснованные цели, стратегии и планы не будут достигнуты, если персонал не стремится к их реализации, не справляется со своими обязанностями, не способствует выполнению миссии организации. Это, прежде всего, зависит от заинтересованности людей, на которых возложены конкретные задачи и работы, поэтому путь к эффективному управлению персоналом лежит через понимание его мотивации. Существуют разные определения данного понятия:
- совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определенных действий;
122
- комплекс внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают ее формы и направленность на достижение определенных целей;
- процесс побуждения к деятельности для достижения личных целей или целей организации;
- деятельность, направленная на активизацию трудового коллектива и каждого отдельного работника, а также на побуждение их к эффективному труду;
- органическая часть процесса управления, посредством которого человеческая энергия преобразуется в определенное поведение, а результатом становятся эффективные совместные действия, реализующие планы организации.
Ключевыми понятиями теории мотивации являются: потребности, мотивы, стимулы и вознаграждение.
Потребность - это физиологическое или психологическое ощущение человеком недостатка чего-либо. Потребности человека трудно поддаются изучению, так как их невозможно наблюдать или измерить. О существовании потребностей можно судить лишь по поведению людей, которые при этом не всегда ими осознаются. Потребностям свойственно индивидуальное проявление. Возникая как осознанно, так и неосознанно, они оказывают огромное влияние на человека.
Мотив-это to, что побуждает человека действовать определенным образом. Мотив, как и потребность, являясь мыслительным продуктом, отличается индивидуальным, персонифицированным характером и зависит от множества внешних и внутренних факторов. Однако в отличие от потребностей, мотивы поддаются осознанию и человек может воздействовать на них вплоть до устранения. Вызвать действие определенных мотивов способны стимулы.
Стимулы - это своеобразные рычаги воздействия на человека, которые предопределяют поведение персонала. В качестве стимулов могут выступать различные ресурсы, предоставляемые возможности и пр. Все виды стимулов, используемых в современном менеджменте, можно разделить на две группы: материальные и нематериальные.
К материальным стимулам относятся: денежные стимулы (заработная плата, премии и пр.) и неденежные стимулы (организация рабочих мест, медицинские страховки, льготные путевки и др.). Чем ниже уровень жизни и социальных притязаний работников, тем важнее для них материальные стимулы.
К нематериальным стимулам относят следующие: награда, благодарность начальства, продвижение по карьерной лестнице, принятие участия в управлении, приобщение к целям организации, развитие творческих навыков и умений, приобщение к корпоративной культуре и др.
Особое внимание нематериальным стимулам уделяется в организациях, в которых к человеческим ресурсам относятся как к человеческому капиталу и источнику конкурентных преимуществ.
Процесс использования различных инструментов для мотивирования персонала называется стимулированием. Правильное стимулирование, мотивирование персонала является главным фактором успешной работы организации, реализации ее стратегии и целей. Стимулы всегда должны представлять определенную ценность для работника, то есть носить характер вознаграждения. Вознаграждение имеет более широкий смысл, чем просто деньги или то, что можно на них купить. Это все то, что человек считает ценным для себя. Вознаграждения бывают: внутренними (чувство удовлетворения самой работой, достигнутыми результатами) и внешними (предоставленными организацией).
Процесс мотивации является органической частью всего процесса управления организации. Подход к функции мотивации как к процессу предполагает его протяженность во времени и пространстве, а также выделение определенных последовательных этапов или стадий. В практической деятельности достаточно сложно обособить процесс мотивации, поэтому его разделение на этапы имеет условный характер.
Модель процесса мотивации включает:
- возникновение потребности, когда человек начинает ощущать, что ему чего-то не хватает;
- появление мотивов, побуждающих человека к действию;
- поиск путей устранения потребности, когда человек решает чего он хочет добиться, какими средствами и ищет наиболее эффективный для этих целей тип поведения;
- осуществление определенных действий, на которые человек затрачивает определенные усилия для удовлетворения потребности;
- получение вознаграждения за осуществленные действия, ценность которого показывает результат их выполнения;
- удовлетворение потребности, приводящее к снятию вызываемого ею напряжения, а также усиление или ослабление
мотивации к деятельности. щ
7.2. Виды теорий мотивации
В современном менеджменте существует много теорий мотивации, отличающихся своими акцентами и степенью детализации, из которых выделяют три основные группы: первоначальные, содержательные и процессуальные.
125
Первоначальные теории мотивации складываются из исторического опыта поведения людей и применения простых стимулов принуждения, материального и морального поощрения.
Содержательные теории мотивации (теории содержания мотивации) концентрируются на выявлении и анализе факторов мотивации и основаны на идентификации внутренних потребностей и мотивов человека, которые побуждают его действовать определенным образом. В этих теориях анализируются потребности и их влияние на мотивацию. Они описывают структуру потребностей, их содержание и связь с мотивацией человека к деятельности.
В процессуальных теориях мотивации (теориях процесса мотивации) предметом исследования является динамика и взаимодействие различных мотивов, основанных на поведении людей с учетом как их потребностей, так и восприятия, ожидания возможных последствий выбранного типа поведения. В основу этих теорий положен учет распределения усилий человека, выбора им конкретного вида и типа поведения в процессе деятельности.
Несмотря на расхождения данных теорий по ряду вопросов, они, при этом, не являются взаимоисключающими.
Наиболее известной теорией содержания мотивации считается иерархия потребностей по А. Маслоу, в которой все потребности человека разделены на пять категорий (уровней):
1. физиологические;
2. в безопасности и защищенности;
3. социальные (потребности в принадлежности и причастности);
4. в признании и уважении;
5. в самовыражении.
Ученый сделал вывод, что по мере удовлетворения потребностей низшего уровня (физиологических и безопасности) человек стремится к удовлетворению потребностей более высокого уровня,
126
и пока не будут удовлетворены потребности предыдущего, более низкого уровня, потребности следующего уровня у человека просто не возникают. Процесс мотивации он рассматривал «снизу вверх» по иерархии потребностей - от низших, физиологических потребностей, к высшим - признанию и самовыражению. Данная теория не получила полного подтверждения, так как в ней не удалось учесть индивидуальные особенности людей. И до настоящего времени не установлено четкой иерархии потребностей, поскольку удовлетворение какой-либо одной из них не приводит автоматически к возникновению другой - потребности более высокого уровня.
Близкой позиции придерживался другой известный исследователь мотивации К. Альдерфер, который в своей теории ограничился тремя группами потребностей:
1) существования;
2) связи;
3) роста.
Принципиальное отличие этой теории от разработанной А. Маслоу состоит в том, что движение от потребности к потребности идет в обе стороны:
- вверх, если удовлетворена потребность нижнего уровня;
- вниз, если не удовлетворена потребность более высокого уровня.
Эта теория открыла для менеджеров перспективы поиска эффективных и менее затратных средств мотивации работников за счет удовлетворения потребностей более низкого уровня при отсутствии возможностей для удовлетворения потребностей более высокого уровня.
Автор следующей мотивационной теории «приобретенных потребностей» - Д. Мак Клеланд делает упор только на потребности высших уровней:
1) во власти, рождающая стремление к лидерству;
2) в достижении успеха как необходимость видеть результаты своей деятельности;
3) причастности - быть не только исполнителем, но и соучастником.
Эта теория больше применима к мотивации людей, занимающих или стремящихся занять более высокое положение в служебной иерархии.
Согласно другой содержательной теории - двухфакторной модели Ф. Герцберга, все факторы, влияющие на работу человека, делятся на две большие группы: 1) факторы здоровья, связанные с окружающей средой; 2) факторы мотивации, отражающие характер и сущность самой работы.
К факторам здоровья ученый относит размер оплаты и условия труда, распорядок и режим работы, межличностные отношения в коллективе, характер контроля со стороны администрации и т.д. Эта группа факторов примерно соответствует трем первым уровням иерархии потребностей А. Маслоу. Мотивировать работника сами по себе эти факторы не могут, а только во взаимодействии с факторами мотивации, которые сопоставимы с двумя высшими уровнями иерархии потребностей. Они отражают мотивы жизни и трудовой деятельности индивида: продвижение по служебной лестнице, достижение успеха и признание заслуг, возможность роста и самовыражения, удовлетворение от самой работы и т. д.
Наряду с теориями содержания мотивации существует ряд других теорий, в которых предприняты попытки - показать построение процесса мотивации и осуществление мотивирования людей на достижение желаемых результатов. Они относятся к группе процессуальных теорий мотивации, среди которых наиболее
известными являются: теория ожиданий, теория справедливости (равенства) и модель Л. Портера - Э. Лоулера. В них описывается зависимость мотивации от двух моментов: возможностей получения человеком желаемого и количества усилий, которые он готов на это потратить.
Теория ожидания представляет своеобразную «формулу» мотивации, состоящую из трех основных переменных: ожидания работником желаемых результатов от предпринятых усилий; ожидания определенного вознаграждения от результатов деятельности; ожидаемой ценности вознаграждения (валентности).
Теория справедливости основана на том, что люди в процессе работы постоянно соотносят затраченные усилия с полученным вознаграждением и сравнивают свой результат с аналогичными показателями других работников. На основании этого сравнения, в зависимости от удовлетворенности, человек строит свое поведение в организации. Если сравнение показывает дисбаланс не в пользу работника, у него возникает чувство несправедливости и психологического напряжения, снижающее мотивацию.
Комплексная процессуальная модель Портера-Лоулера включает в себя элементы теории ожиданий и теорий справедливости. Согласно этой модели, достигнутые результаты зависят от приложенных работником усилий, его способностей, а также от осознания своей роли в процессе труда. Затраченные усилия, в свою очередь, зависят от ценности вознаграждения и от того, насколько человек верит в возможность справедливого вознаграждения.
- Глава I. Роль таможенных органов в формировании и реализации таможенной политики
- Глава III. Таможенная организация как объект
- Глава XI. Особенности управления взиманием
- Глава XII. Методические положения по применению товарной номенклатуры вэд как основа управления таможенным делом в рф.................. 261
- Глава XIII. Управление уплатой
- Глава XIV. Контроль в системе управления
- Глава XVI. Юридические и экономические аспекты защиты и регулирования
- Глава XVII. Корпоративная культура управления........... 376
- Глава XVIII. Международные альянсы, их влияние на таможенную политику
- Глава I. Роль таможенных органов
- 1.2. Возникновение и развитие таможенного дела в России
- Глава III. Таможенная организация
- Глава IV. Кадровый потенциал таможенных органов российской федерации
- 4.2.2. Таможенный брокер
- Глава V. Характер управленческого труда
- Глава VI. Управление как процесс
- 6.2. Управленческие решения, их виды, процедура принятия
- Глава VII. Мотивация в системе управления таможенной организацией
- Глава via власть и лидерство в управлении
- Глава IX. Таможенные режимы как основа
- 9.2.2. Экспорт товаров
- 9.2.3. Международный таможенный транзит
- 9.3.2. Переработка товаров для внутреннего потребления
- 9.3.3. Переработка товаров под таможенным контролем
- 9.3.5. Временный ввоз товаров
- 9.4. Завершающие таможенные режимы
- 9.4.1. Реимпорт товаров
- 9.4.2. Реэкспорт товаров
- 11.1.Понятие «таможенные платежи»
- 11.4. Роль налогообложения в таможенной политике
- 11.6.3. Сборы за выдачу квалификационного аттестата специалиста по таможенному оформлению
- 11.6.4. Плата за участие в таможенных аукционах
- 12.3.1. Метод I-по цене сделки с ввозимыми товарами
- 12.3.2. Метод II-по цене сделки с идентичными товарами
- 12.3.4. Метод IV-на основе вычитания стоимости
- 12.3.7. Комплексный подход к оценке таможенной стоимости товаров
- Глава XIII. Управление уплатой таможенных платежей
- Глава XIV. Контроль в системе управления таможенным делом
- 14.2.1. Особенности контроля заявления таможенной стоимости
- Глава XV. Роль информации в управлении таможенным делом
- Главаxvi. Юридические и экономические
- Глава XVII. Корпоративная культура управления
- Глава XVIII. Международные альянсы, их влияние на таможенную политику российской федерации
- 4203 «Одежда и принадлежности одежды из натуральной или искусственной кожи»; 4303 «Одежда меховая...».
- 9003 11 - Оправы пластмассовые;
- 9003 19 - Оправы из других материалов.