5. Таможенные правовые отношения.
Таможенные правоотношения - урегулированные нормами ТП общ-ые отношения, участники которых в ходе перемещения через таможенную границу товаров и ТС выступают в качестве носителей соответствующих прав и обязанностей. Таможенные правоотношения яв-ся юр формой взаимодействия участников общ-х отношений в таможенной сфере.
Таможенные правоотношения, возникающие при перемещении товаров и ТС через таможенную границу, выступают в качестве объекта ТП. Правоотношения в таможенной сфере возникают по поводу товаров и ТС, которые яв-ся объектами таможенных правоотношений, перемещаемых через таможенную границу, поскольку действия участников таких отношений складываются на основе правовых норм, регулирующих порядок их перемещения.
Товар - любое перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, электрическая энергия, а также ТС, которые выступают в качестве товара. В то же время ТС может не рассматриваться в качестве товара, когда оно выступает как средство для перевозки товаров или пассажиров, т.е. оно не яв-ся предметом договора о внешнеторговой сделке.
ТК РФ определяет круг правоотношений, который регулируется таможенным законод-ом. Указанные правоотношения складываются по поводу порядка и правил перемещения товаров и ТС через таможенную границу; установления и применения таможенных режимов; декларирования товаров и ТС; уплаты таможенных пошлин, налогов; осуществления таможенного контроля; обжалования актов таможенных органов, действий (бездействия) их должностных лиц. Определение круга правоотношений имеет значение для правильного применения закона, отграничения смежных отраслей права.
Определяя возникновение, изменение, прекращение правоотношений в процессе правового рег-ия общ-х отношений в таможенной сфере, гос-во придает возникающим связям устойчивый характер, т.е. создает определенный правопорядок.
Необходимым признаком правоотношений яв-ся то, что они возникают, изменяются, прекращаются, имея в основе правовые нормы, выражающие волю гос-ва.
Правоотношения - различного рода связи их участников, реализующих субъективные права и выполняющие юр обязанности.
Гос-ое обеспечение яв-ся одной из основ складывающихся правоотношений, которое предполагает возможность принуждения к должному поведению и поддержанию уст-го правопорядка.
Для раскрытия хар-ра таможенных правоотношений следует учитывать сферу их возникновения и особенность правового рег-ия. Эти правоотношения возникают в сфере повышенной заинтересованности гос-ва в создании соответствующего правопорядка на таможенной границе, который бы позволял осущ-ть перемещение товаров с соблюдением гос-ой, общ-ой, экологической безопасности, интересов федерального бюджета, что оказывает влияние на метод правового регулирования отношений.
Возникновение, развитие, прекращение таможенных правоотношений связано с осуществлением таможенного контроля, являющегося одним из видов гос контроля. Таможенные органы, осуществляющие такой контроль занимают доминирующее положение, в то же время другие участники рассматриваемых отношений находятся в подчиненном положении. Таможенные правоотношения характеризуются юр неравенством их участников, для рег-ия которых со стороны гос-ва применяется властный метод.
Отнесение правоотношений к категории таможенных предполагает их классификацию исходя из отраслевой принадлежности, поскольку они регулируются нормами ТП.
Классификация с т.з. формы распределения прав и обязанностей участников правоотношений:
Простые – когда одна сторона правоотношения обладает правами, а другая – обязанностями
Сложные – каждая из сторон имеет права и обязанности. Данный вид правоотношения преобладает.
Таможенные правоотношения всегда имеют двусторонний характер, т.е. праву одного из участников этого отношения соответствует обязанность другого, и наоборот.
Классификация таможенных правоотношения по наличию обязанностей, служащих поводом для совершения правомерных действий–активные правоотношения (например,лицо, переместившее товары через таможенную границу, обязано доставить их в таможенный орган для осуществления таможенного контроля);пассивные правоотношения(например,лицо обязывается воздержаться от ввоза на таможенную территорию РФ определенных товаров).
По хар-ру воздействия на участников таможенные правоотношения яв-ся регулятивными, поскольку в них устанавливаются конкретные права и обязанности.
Таможенные правоотношения можно рассматривать по способу конкретизации обязанных лиц, в этом случае их следует отнести к относительным, т.к. в таких отношениях участники точно определены (есть еще абсолютные, где неограниченный круг обязанных лиц).
Таможенно-правовые отношения могут возникнуть при наличии соответствующих условий, которые предусмотрены таможен-но-правовыми нормами. Такими условиями выступают юр факты - конкретные обстоятельства, с которыми нормы ТП связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений.
В зависимости от правовых последствий юр факты можно подразделить на:
1) правообразующие - пересечение таможенной границы, подачу заявления об осуществлении внутреннего таможенного транзита, помещение товаров на временное хранение и т.д.
2) правоизменяющие - подачу декларации об изменении процедуры использования товаров, подачу заявления об изменении, дополнении сведений в таможенной декларации.
3) правопрекращаюшие - заявление об отзыве таможенной декларации.
По волевому признаку юр факты подразделяются на:
1. события - наступление правовых последствий не зависит от воли людей (н-р, действие непреодолимой силы, истечение установленного срока)
2. действия - порождаемые правовые последствия яв-ся результатом волевого проявления людей (н-р, пересечение таможенной границы, подача таможенной декларации).
Действия могут быть правомерными, т.е. соответствующими положениям таможенно-правовых норм, и неправомерными, когда они не согласуются с ними.
- 1. Предмет таможенного права.
- 2. Методы и принципы таможенного права.
- 4. Источники таможенного права.
- 5. Таможенные правовые отношения.
- 6. Нормы таможенного права.
- 7. Субъекты таможенно-правовых отношений.
- 8. Система таможенных органов в рф.
- 1. Контрольной:
- 6. Информационно-консультативной:
- 9. Действие таможенного права во времени, в пространстве и по кругу лиц.
- 10. Запреты и ограничения на перемещение товаров через таможенную границу рф.
- 11. Общая правовая характеристика таможенного оформления.
- 12. Таможенные процедуры и таможенные операции.
- 13. Порядок таможенного оформления.
- 14. Начало и завершение таможенного оформления.
- 15. Место и время производства таможенного оформления.
- 16. Документы и сведения, необходимые для таможенного оформления.
- 17. Таможенное оформление и контроль иных гос органов.
- 18. Упрощенный и первоочередной порядок таможенного оформления.
- 19. Специальные упрощенные процедуры таможенного оформления.
- 20. Таможенные процедуры.
- 21. Декларирование товаров.
- 22. Выпуск товаров.
- 23. Общие положения, характеризующие таможенные режимы.
- 24. Выпуск товара для внутреннего потребления.
- 25. Экспорт
- 26. Международный таможенный транзит (мтт).
- 27. Переработка на таможенной территории.
- 28. Переработка для внутреннего потребления.
- 29. Переработка вне таможенной территории.
- 30. Временный ввоз.
- 31. Таможенный склад.
- 32. Реимпорт.
- 33.Реэкспорт.
- 34. Уничтожение.
- 35. Отказ в пользу государства.
- 36. Временный вывоз.
- 37. Беспошлинная торговля.
- 38. Перемещение припасов.
- 40. Перемещение товаров через тамож границу рф между воинскими частями рф.
- 41. Перемещение товаров через тамож границу рф, предназначенных для предупреждения и ликвидации стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций.
- 43. Перемещение российских товаров между таможенными органами через территорию иностранного гос-ва.
- 44. Перемещение тс.
- 45. Перемещение товаров фл-ми.
- 46. Перемещение товаров в межд-х почтовых отправлениях (мпо).
- 47. Перемещение товаров отдельными категориями иностранных лиц.
- 48. Перемещение товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередач.
- 49. Таможенные платежи и их виды.
- 50. Правовые основы уплаты таможенной пошлины.
- 51. Виды таможенной пошлины.
- 53. Правовые основы уплаты ндс.
- 54. Правовые основы уплаты акциза.
- 55. Возникновение и прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.
- 57. Порядок определения и заявления таможенной стоимости товара.
- 58. Порядок исчисления таможенных пошлин, налогов.
- 59. Сроки уплаты таможенных пошлин, налогов.
- 60. Авансовые платежи.
- 61. Порядок и формы уплаты таможенных пошлин, налогов. Исполнение обязанности по их уплате.
- 62. Условия изменения срока уплаты таможенных пошлин, налогов. Основания для предоставления отсрочки и рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов. Обстоятельства исключающие их предоставление.
- 63. Условия обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.
- 64. Обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов лицами, осуществляющими деятельность в таможенной сфере.
- 65. Способы уплаты таможенных платежей.
- 66. Залог товаров и иного имущества.
- 67. Банковская гарантия.
- 68. Внесение денежных средств на счет таможенного органа (денежный залог).
- 69. Поручительство.
- 70. Применение договора страхования в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.
- 71. Порядок принудительного взыскания таможенной пошлины, налогов. Пени.
- 72. Требование об уплате таможенных платежей.
- 73. Взыскание таможенных платежей за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках (бесспорное списание).
- 74. Взыскание таможенных платежей за счет иного имущества плательщика.
- 75. Порядок возврата излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов.
- 76. Иные случаи возврата таможенных пошлин, налогов.
- 77. Возврат денежного залога.
- 78. Принципы проведения таможенного контроля.
- 79.Сроки проверки таможенной декларации, иных документов и товаров при таможенном оформлении
- 80. Товары и транспортные средства, находящиеся под таможенным контролем
- 81.Проверка достоверности сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств
- 82.Представление документов и сведений, необходимых для таможенного контроля
- 83. Формы таможенного контроля
- 84. Проверка документов и сведений
- 86.Получение пояснений
- 87.Таможенное наблюдение
- 88. Таможенный осмотр товаров и транспортных средств
- 89. Таможенный досмотр товаров и транспортных средств
- 90. Личный досмотр
- 91.Проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков
- 92.Осмотр помещений и территорий
- 93.Таможенная ревизия
- 94. Экспертизы и исследования при проведении таможенного контроля.
- 95. Дополнительные и повторные экспертизы.
- 96. Пробы и образцы.
- 97. Участие специалиста при проведении таможенного контроля.
- 98. Освобождение от определенных форм таможенного контроля.
- 99. Грузовые и иные операции с товарами и транспортными средствами, необходимые для таможенного контроля.
- 100. Таможенный контроль в отношении объектов, содержащих интеллектуальную собственность.
- 101. Основания приостановления выпуска товаров.
- 102. Заявление правообладателя и порядок его рассмотрения.
- 103. Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности.
- 104. Отмена решения о приостановлении выпуска товаров.
- 105. Товары, в отношении которых таможенными органами не применяются меры, связанные с приостановлением выпуска товаров.
- 106. Полномочия таможенных органов при осуществлении валютного контроля.
- 108. Ответственность за совершение правонарушений в таможенной сфере.
- 109. Административные правонарушения: понятие, виды, общая правовая характеристика.
- 110. Преступления: понятие, виды, общая правовая характеристика.
- 111. Основные направления международно-правового сотрудничества рф в таможенной сфере.