7. Субъекты таможенно-правовых отношений.
Для возникновения правоотношения необходимо наличие субъекта - участника правового отношения, который определяется нормами права, наделяющими его какими-либо правами или обязывающими к соответствующему поведению. Круг субъектов таможенных правоотношений очерчен в ТК РФ - таможенный орган и лица.
Таможенный орган - федеральный орган исполнит-ой власти, уполномоченный в области таможенного контроля (ФТС РФ) и другие таможенные органы, входящие в систему таможенных органов.
Понятие лица включает в себя ФЛ и ЮЛ, которые могут быть российскими и иностранными.
Российские лица - ЮЛ, которые находятся в РФи созданы в соответ-ии с законодат-ом РФ, и ФЛ, постоянно проживающие в РФ, в том числе зарегистрированные в качестве ИП.
Иностранный лица - все иные лица, которые не подпадают под категорию российских лиц. Выделение российских и иностранных лиц имеет свои правовые последствия: лишь российскими лицами могут быть декларанты, таможенные перевозчики, таможенные брокеры, владельцы складов временного хранения и т.д.
ТК РФ уст-т права и обязанности таможенных органов по осущ-ию таможенного контроля, организационно-правовые основы их деят-ти.Для осущ-ия исполнительной и распорядительной деят-ти по руководству в области таможенного управления образована ФТС России, являющаяся федеральным органом исполнит-ой власти. Для выполнения возложенных функций ФТС России наделена государственно-властными полномочиями, которые реализуются в соответ-х правовых формах. ФТС России вправе издавать НПА и обеспечивать их выполнение.ФТС России осущ-т возложенные на нее функции непосредственно или через свои террит-ые органы - региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты, наделенные правами и обязанностями при проведении соответ-х таможенных процедур. Допускает создание специализированных таможенных органов, компетенция которых может не включать в себя правомочия по проведению таможенных процедур либо они могут осущ-ть такие процедуры лишь в отношении опред-х категорий товаров.
Таможенные органы занимают особое место в возникшем таможенном правоотношении, т.к. они представляют гос-во. Другие субъекты такого правоотношения находятся в юр неравном положении.
Участие в таможенном правоотношении как обязат-ой стороны таможенного органа не яв-ся обстоятельством, свидетельствующим о том, что такое правоотношение может возникнуть лишь по инициативе таможенного органа. Активной стороной во многих случаях выступают др субъекты.
Субъектами таможенных правоотношений также яв-ся ФЛ и ЮЛ.
ФЛ - граждане, иностранные граждане и лица без гражданства. Среди этой категории лиц следует выделить ФЛ, правовое положение которых опред-ся их служебным положением в таможенном органе – должностные лица.
В соответ-ии с КРФ иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, уст-х ФЗ или международным договором.
Лишь российскими лицами могут быть декларанты, которые могут быть и ФЛ-ми. В то же время это ограничение не носит абсолютного характера. ТК РФ допускает, что декларантами могут быть иностранные ФЛ при перемещении через таможенную границу товаров для личных нужд или пользующиеся льготами.
Возможность вступления граждан в таможенные правоотношения связывается с наличием право-дееспособности. Гражданин может самостоятельно осущ-ть в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет. Возраст, с которым связывается возникновение таможенно-правовой дееспособности гражданина, в ТК РФ четко не определен. Вопросы о возрасте рассмат-ся в главе «Перемещение товаров ФЛ»: товары несовершеннолетнего лица в возрасте до 16 лет декларируются одним из родителей, усыновителем, опекуном или попечителем, его сопровождающим. Вывод - ФЛ, достигшее 16-летнего возраста, может выступать в качестве декларанта, т.е. он обладает дееспособностью и своими действиями может приобретать и осущ-ть права и создавать для себя и исполнять обязанности таможенно-правового хар-ра.
Права и обязанности граждане могут приобретать через своих представителей, которые могут принимать участие в проведении таможенного оформления, осущ-ть операции с товарами, находящимися на временном хранении и т.д.
ЮЛ - возникновение право-дееспособности ЮЛ начинается с момента его гос регистрации и прекращается с его ликвидацией после внесения об этом записи в единый гос реестр ЮЛ.
Правовой статус лиц:все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров и ТС через таможенную границу в порядке, уст-ом ТК РФ.
ТК РФ содержит положения, которые обязывают лиц получить в таможенных органах документы, на основе которых возможно занятие опред-м видом деят-ти. Н-р, деят-ть ЮЛ в качестве таможенных перевозчиков, владельцев складов временного хранения и таможенных складов, таможенных брокеров допускается при условии включения их в Реестр таможенных перевозчиков, владельцев складов и т.д.
Правовое положение ФЛ и ЮЛ различно: ТК РФ отдельно регулирует перемещение ФЛ товаров, предназнач-х для личного пользования; соответственно права и обязанности таких лиц существенно отличаются от прав и обязанностей ЮЛ, которые перемещают товары и ТС в целях предпринимательской деят-ти.
- 1. Предмет таможенного права.
- 2. Методы и принципы таможенного права.
- 4. Источники таможенного права.
- 5. Таможенные правовые отношения.
- 6. Нормы таможенного права.
- 7. Субъекты таможенно-правовых отношений.
- 8. Система таможенных органов в рф.
- 1. Контрольной:
- 6. Информационно-консультативной:
- 9. Действие таможенного права во времени, в пространстве и по кругу лиц.
- 10. Запреты и ограничения на перемещение товаров через таможенную границу рф.
- 11. Общая правовая характеристика таможенного оформления.
- 12. Таможенные процедуры и таможенные операции.
- 13. Порядок таможенного оформления.
- 14. Начало и завершение таможенного оформления.
- 15. Место и время производства таможенного оформления.
- 16. Документы и сведения, необходимые для таможенного оформления.
- 17. Таможенное оформление и контроль иных гос органов.
- 18. Упрощенный и первоочередной порядок таможенного оформления.
- 19. Специальные упрощенные процедуры таможенного оформления.
- 20. Таможенные процедуры.
- 21. Декларирование товаров.
- 22. Выпуск товаров.
- 23. Общие положения, характеризующие таможенные режимы.
- 24. Выпуск товара для внутреннего потребления.
- 25. Экспорт
- 26. Международный таможенный транзит (мтт).
- 27. Переработка на таможенной территории.
- 28. Переработка для внутреннего потребления.
- 29. Переработка вне таможенной территории.
- 30. Временный ввоз.
- 31. Таможенный склад.
- 32. Реимпорт.
- 33.Реэкспорт.
- 34. Уничтожение.
- 35. Отказ в пользу государства.
- 36. Временный вывоз.
- 37. Беспошлинная торговля.
- 38. Перемещение припасов.
- 40. Перемещение товаров через тамож границу рф между воинскими частями рф.
- 41. Перемещение товаров через тамож границу рф, предназначенных для предупреждения и ликвидации стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций.
- 43. Перемещение российских товаров между таможенными органами через территорию иностранного гос-ва.
- 44. Перемещение тс.
- 45. Перемещение товаров фл-ми.
- 46. Перемещение товаров в межд-х почтовых отправлениях (мпо).
- 47. Перемещение товаров отдельными категориями иностранных лиц.
- 48. Перемещение товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередач.
- 49. Таможенные платежи и их виды.
- 50. Правовые основы уплаты таможенной пошлины.
- 51. Виды таможенной пошлины.
- 53. Правовые основы уплаты ндс.
- 54. Правовые основы уплаты акциза.
- 55. Возникновение и прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.
- 57. Порядок определения и заявления таможенной стоимости товара.
- 58. Порядок исчисления таможенных пошлин, налогов.
- 59. Сроки уплаты таможенных пошлин, налогов.
- 60. Авансовые платежи.
- 61. Порядок и формы уплаты таможенных пошлин, налогов. Исполнение обязанности по их уплате.
- 62. Условия изменения срока уплаты таможенных пошлин, налогов. Основания для предоставления отсрочки и рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов. Обстоятельства исключающие их предоставление.
- 63. Условия обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.
- 64. Обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов лицами, осуществляющими деятельность в таможенной сфере.
- 65. Способы уплаты таможенных платежей.
- 66. Залог товаров и иного имущества.
- 67. Банковская гарантия.
- 68. Внесение денежных средств на счет таможенного органа (денежный залог).
- 69. Поручительство.
- 70. Применение договора страхования в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.
- 71. Порядок принудительного взыскания таможенной пошлины, налогов. Пени.
- 72. Требование об уплате таможенных платежей.
- 73. Взыскание таможенных платежей за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках (бесспорное списание).
- 74. Взыскание таможенных платежей за счет иного имущества плательщика.
- 75. Порядок возврата излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов.
- 76. Иные случаи возврата таможенных пошлин, налогов.
- 77. Возврат денежного залога.
- 78. Принципы проведения таможенного контроля.
- 79.Сроки проверки таможенной декларации, иных документов и товаров при таможенном оформлении
- 80. Товары и транспортные средства, находящиеся под таможенным контролем
- 81.Проверка достоверности сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств
- 82.Представление документов и сведений, необходимых для таможенного контроля
- 83. Формы таможенного контроля
- 84. Проверка документов и сведений
- 86.Получение пояснений
- 87.Таможенное наблюдение
- 88. Таможенный осмотр товаров и транспортных средств
- 89. Таможенный досмотр товаров и транспортных средств
- 90. Личный досмотр
- 91.Проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков
- 92.Осмотр помещений и территорий
- 93.Таможенная ревизия
- 94. Экспертизы и исследования при проведении таможенного контроля.
- 95. Дополнительные и повторные экспертизы.
- 96. Пробы и образцы.
- 97. Участие специалиста при проведении таможенного контроля.
- 98. Освобождение от определенных форм таможенного контроля.
- 99. Грузовые и иные операции с товарами и транспортными средствами, необходимые для таможенного контроля.
- 100. Таможенный контроль в отношении объектов, содержащих интеллектуальную собственность.
- 101. Основания приостановления выпуска товаров.
- 102. Заявление правообладателя и порядок его рассмотрения.
- 103. Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности.
- 104. Отмена решения о приостановлении выпуска товаров.
- 105. Товары, в отношении которых таможенными органами не применяются меры, связанные с приостановлением выпуска товаров.
- 106. Полномочия таможенных органов при осуществлении валютного контроля.
- 108. Ответственность за совершение правонарушений в таможенной сфере.
- 109. Административные правонарушения: понятие, виды, общая правовая характеристика.
- 110. Преступления: понятие, виды, общая правовая характеристика.
- 111. Основные направления международно-правового сотрудничества рф в таможенной сфере.