logo
История таможенного дела и таможенной политики России 3

Раздел IX. Таможенная охрана России в XIX в. 241

Фома» экспедиция сделала попытку перейти из Архангельска к Земле Франца-Иосифа, но из-за тяжелых льдов вынуждена была остановиться у берегов Новой Земли. Осенью 1912 г. гидрограф произвел подробную съемку соседних мелких Крестовых островов, а весной 1913 г. описал се­веро-западный берег Новой Земли. 15 февраля 1914 г. Седов на собачьих упряжках начал ледовый поход к полюсу, но 5 марта умер от цинги в трех километрах от острова Рудольфа, где он и был похоронен на мысе Лук.

В 1912 г. во льды Северного океана ушли на «Святой Анне» лейте­нант Георгий Брусилов, а на «Геркулесе» геолог В. А. Русанов и капи­тан А. Кучин. Двадцатипятилетний капитан А. Кучин до экспедиции ус­пел сходить с Руалом Амундсеном в антарктические воды, составить рус­ско-норвежский словарь, написать несколько, литературных произведений и стать дипломированным капитаном.

Осенью 1912 г. «Геркулес», обследовав архипелаг Шпицберген, не­ожиданно для всех направился по Великому морскому пути и в 1913 г. исчез у берегов Таймыра.

Почему корабль ушел на восток? Предполагают, что В. А. Русанов свято верил в теплое течение Гольфстрима, которое, по его мнению, про­ходило много севернее берегов, а коль так, то следовало искать чистую ото льдов воду, по которой можно беспрепятственно пройти на Дальний Восток. Эту идею поддержал капитан А. Кучин. Они решились, как пи­шет Н. Черкашин, на безумный шаг, и, если бы гипотеза «о теплом про­ходе» севернее прибрежных льдов оправдалась, «Геркулес» смог бы со­вершить великое открытие1.

Русанову еще летом 1910 г. на судне «Дмитрий Солунский» впервые удалось обойти и описать весь северный остров Новой Земли. Это был пер­вый в истории обход острова в одну навигацию. В 1912 г. Русанов побы­вал на Шпицбергене и открыл там четыре месторождения каменного угля.

В книге В. А. • Золотарева о последних днях В. А. Русанова говорит­ся: «В шестой раз перешел (он) к Новой Земле к западному входу в Ма-точкин Шар. Оставил там записку, что, имея годичный запас продоволь­ствия, намерен обогнуть с севера Новую Землю и пройти северо-восточ­ным проходом в Тихий океан. Затем вся экспедиция пропала без вести (11 человек, в том числе Русанов с женой, студенткой Парижского уни­верситета Жюльетой Жан).

Только в 1934 —1936 гг. советские гидрографы нашли в шхунах Ми­нина, у западного берега полуострова Таймыр, вещи, документы и остат­ки лагеря участников экспедиции»2.

1 См. подробно: Рос. газ. 2001. 7 марта.

2 Золотарев В. А. Под российским Андреевским флагом. М., 2000. С. 103.

242

История таможенного дела и таможенной политики России

Значительный вклад в исследование Дальнего Востока и районов Бе­лого и Балтийского морей внес М. Е. Жданко (1855 — 1921). После окон­чания Морского корпуса он совершил кругосветное плавание. В 1887 г. занимался гидрографическими работами на Белом и Балтийском морях, возглавил гидрографическую съемку Белого моря. С 1898 'го 1913 г. Жданко был начальником гидрографической экспедиции Тихого океана, а с 1913 по 1917 г. занимал должность начальника Главного гидрографи­ческого управления.

Большой вклад в исследование природы Центральной Азии и Уссу­рийского края внес Н. М. Пржевальский (1839—1888). Под его руковод­ством были осуществлены четыре центральноазиатские экспедиции, охва­тившие Монголию, Северный Китай, Северный Тибет, Куэнь Лунь, Каш-гарию и Джунгарию.

Известный российский исследователь И. Д. Черский (1845—1892) про­водил географические и геологические исследования в Западно-Сибирской низменности, Восточных Саянах, Забайкалье, по берегам Байкала.

Одним из первых исследователей Семиречья, Туранской низменно­сти, Тянь-Шаня, Алтая и Памира был геолог, зоолог и путешественник Н. А. Северцов (1827—1885). Он дал наиболее точное описание горных систем Средней Азии, активно участвовал в Русском географическом об­ществе, собрал обширные материалы по зоологии, географии, геологии, ботанике и этнографии.

Усилия мореплавателей, исследователей, ученых, путешественников, дипломатов, участвующих в освоении русских земель, морей и океанов, способствовали заселению окраин России, развитию торговли и морепла­вания, разработке полезных ископаемых, защите экономических интере­сов страны. Освоение новых территорий сопровождалось закреплением охраны государственных и таможенных границ, созданием системы тамо­женных органов на дальних окраинах России.

Согласно закону Российской империи от 28 мая 1912 г., на Хаба­ровском участке были взяты под охрану границы с Китаем к югу от Иманской заставы, а также таможенные учреждения в заливе Де-Каст-ри, в г. Николаевске и в Камчатской и Сахалинской областях, всего 39 таможен, таможенных застав и таможенных постов.

Благодаря исследованию Дальнего Востока были установлены грани­цы Владивостокского таможенного участка с Китаем к югу от Иманской заставы, входящей в состав этого участка, с Кореей, а также по побере­жью Японского моря и Татарского пролива до залива Де-Кастри.

На Владивостокском участке и по побережью Тихого океана было вы­ставлено 30 таможенных учреждений. Таможенные заставы были созданы также на побережье Тихого океана и Камчатки. Тем самым было заверше­но создание единой таможенной территории Российского государства.