Раздел X. Таможня Российской империи на рубеже XIX—XX вв. 245
В России после многих колебаний и конъюнктурных поисков, связанных с выбором таможенной политики, в начале 20-х годов XIX в. была введена политика протекционизма, но это продолжалось недолго, и с конца 40-х годов до второй половины 80-х годов XIX в. Россия вернулась к политике фритредерства. В последней четверти XIX в. положение начало меняться. В ответ на протекционистские пошлины, установленные Германией, Россия перешла к умеренному (поощрительному), а затем, в начале последнего десятилетия XIX в., к охранительному протекционизму.
Эта тенденция прослеживалась и в Западной Европе. После образования Германской империи в 1871 г. Англия вновь ввела высокие протекционистские пошлины, конкурируя с германскими товарами. Этих же тенденций придерживалась и Франция, а также Австро-Венгрия, входящая ранее в Германский таможенный союз. Такая протекционистская таможенная политика в Европе приводила к обострению отношений между государствами, к увеличению накала борьбы за рынки сбыта и сферы влияния, к территориальной и экономической экспансии и оказывала влияние на характер таможенной службы.
Германская империя, достигнув высокого уровня развития экономики, проникала со своими товарами на внутренний рынок России и одновременно нуждалась в импорте русского хлеба. На рубеже XIX—XX вв. на российском рынке товаров и капиталов столкнулись интересы Англии, Франции, Германии и других стран Европы. Противоречия по территориальным вопросам и в области торговли нашли отражение в политической сфере в виде создания соперничающих союзов государств — Антанты и Тройственного союза.
Однако, несмотря на противоречия, объективный процесс экономической интеграции России и Европы продолжался. Он был вызван потребностью России во многих промышленных товарах, в современных технологиях, в сырьевых продуктах для завершения промышленного переворота, достижения экономического подъема, развития внутреннего рынка, внешней торговли и превращения страны в экономически развитое государство.
На пути прогрессивного развития России встали промышленно развитые страны. Они развернули экономическую экспансию, подкрепляя ее дипломатическим давлением и угрозой территориальных захватов. Стратегически экспансионистская политика иностранных государств была направлена на срыв ггромышленного подъема России путем захвата рынка, введения протекционистской таможенной политики против российских товаров и, в обход таможенных барьеров, ввоза капиталов, создания акционерных обществ, захвата банковской сферы и разграбления природных богатств России.
В этих условиях правительство Российской империи вьгнуждено было принимать защитные меры по предотвращению внешней угрозы для рос-
сийской экономики и решению задач по охране приграничной территории от контрабандной деятельности. В центре разработки таких мер была таможенная служба в лице Департамента таможенных сборов, входящего в Министерство финансов России. Департамент таможенных сборов с подчиненными ему структурами представлял составную часть государственного аппарата, предназначенную для выполнения задач по реализации таможенной политики страны. На организацию таможенной службы в конце XIX — начале XX в. оказывали влияние следующие факторы:
Незавершенность юридического закрепления государственных и таможенных границ России и их слабая охрана. К концу XIX в. в России завершился процесс приращения территории, но границы охранялись далеко не везде, особенно это относится к Дальнему Востоку, Приморью, Тихоокеанскому побережью, Камчатке и Чукотке.
Отсутствие единой тамоясенной территории и таможенной границы России. Это затрудняло охрану границы и выполнение таможенных формальностей.
Сложившаяся система охраны государственной и таможенной границы не в полной мере отвечала современной ситуации, что требовало дальнейшей реорганизации и совершенствования управления.
Необходимость усиления борьбы с контрабандой и выработки соответствующих мер пресечения незаконного перемещения товаров и грузов..
Назрела необходимость принятия дополнительных мер по борьбе c.s контрабандой, по поиску отвечающей времени технологии выявления ухищрений контрабандистов.
5. Первоочередная потребность в совершенствовании законодательнойи нормативной базы для тамоясенной слуясбы.
6. Расширение внешней торговли с использованием железнодорожного транспорта, а также увеличение морских и речных перевозок и ликвидация режима порто-франко и др.
На решение указанных задач влияла сложившаяся в стране обстановка, требующая осуществления ряда государственных мероприятий.
Прежде всего, совершенствование таможенной службы происходило в условиях общего подъема промышленности, торговли, культуры, развит тия науки, искусства, образования в стране. Это положительно сказалось на росте образовательного потенциала таможенного ведомства и, естественно, профессионализма тамолсенников. Важную роль сыграло развитие теории таможенного дела крупными учеными и общественными деятелями И. М. Кулишером, К. И. Лодыженским, Д. И. Менделеевым, М. Н. Соболевым и др. Теоретические изыскания способствовали поиску новой структуры управления, введению целесообразной штатной численности, а главное, научному обоснованию сложившихся форм и способов действий тамоя^енных органов.
Раздел X. Таможня Российской империи на рубеже XIX—XX вв. ^^^^ ^J247
Следует учесть, что условия, в которых осуществлялась организация таможенной службы в России на рубеже веков, не всегда благоприятствовали экономическому развитию страны, появились новые трудности.
Россия в силу развернувшейся экономической экспансии со стороны промышленно развитых государств и угроз территориальных захватов вынуждена была принять превентивные меры, что потребовало значительных затрат, и перейти к протекционистской таможенной политике с целью защиты национальной экономики, обеспечения индустриализации страны и конкурентоспособности товаров, выпускаемых вновь созданными промышленными предприятиями. Введение охранительной таможенной политики вызвало ответные действия со стороны Германии, Австро-Венгрии и других государств, которые ранее входили в Германский таможенный союз.
Принятие охранительной таможенной политики, как об этом говорилось ранее, было для России новым явлением. Такая политика рассматривалась как система таможенной защиты, как яркое проявление государственного вмешательства в торговлю и экономику. По сути дела, государство вводило монополию внешней торговли, которая-нуждалась в охране и защите со стороны таможенной службы.
Введение политики протекционизма сыграло положительную роль. Д. И. Менделеев писал, что использование протекционистских пошлин «...обязательно, так как ведет к уничтожению монопольных неравенств национальной исключительности и искусственных экономических преобладаний одних народов над другими»1.
Приращение богатства государства осуществляется через развитие внешней торговли, которая требовала выпуска конкурентоспособных товаров и выхода на внешний рынок. Без охранительной политики решить эту задачу было невозможно.
Германская империя, проводя политику «Дранг нах Остен»2, осуществляла экономическую экспансию. Воспользовавшись тем, что до 1894 г. между Россией и Германией не было торгового договора, Германия стремилась превратить Россию в сырьевой придаток. Таможенная служба, опираясь на протекционистские таможенные пошлины, сдерживала устремления Германии и других стран.
Россия нуждалась в деньгах. Принимая защитные меры, она включала таможенный механизм регулирования не только внешней торговли, но и промышленности, способствовала росту производства, увеличению выпуска товаров, расширению внутреннего рынка и выходу на рынки слаборазвитых стран. Таможенный механизм регулирования
1 Менделеев Д. И. Указ. соч.
2 Кисловский И. Ю. От полигики открытых дверей к политике Drang nach Osten. M,2001.
внешней торговли обеспечивал укрепление финансово-кредитной системы и зарубежных вкладов.
В осуществлении протекционистской политики были и негативные стороны, свойственные охранительной политике. Монополия внешней торговли в меньшей степени затрагивала сельское хозяйство, которое оставалось самым отсталым. В данном случае охранительная политика не в полной мере содействовала промышленному развитию сельского хозяйства и ликвидации крепостнических пережитков.
Применение охранительной политики сдерживало ввоз в Россию товаров, но не могло препятствовать преодолению таможенных барьеров иностранными капиталами, которые беспошлинно инвестировались в создаваемые в России акционерные общества, русскую промышленность и банки.
Ган Сергей Дмитриевич. В
таможенном ведомстве с конца [80-х годов. В 1889 г. Ган занима-{ет должность старшего члена; Юанкт-Петербургской портовой; {таможни и становится помощничком управляющего Московской! {таможней. Затем, по личному] {желанию, в 1890 г. переводится! [на должность старшего члена} Санкт-Петербургской портовой
В этих условиях таможенная служба не могла в полной мере выполнить возложенные на нее задачи, поэтому шли,поиски более действенных мер защиты.
Характерными особенностями организации таможенной службы России являлись постоянное совершенствование структуры управления, дополнения и пересмотр штатов, внесение изменений в численности таможен и таможенных застав, а так-
таможни. В 1897 г. Ган назнача-
же поиски наиболее приемлемой организа- |ется директором Санкт-Петер-
ционной структуры таможенных органов, о бургской сберегательной кассы,
м rJ Jr затем, в 1898 г., — директором
чем говорилось ранее. Государственного банка; членом!
ТОЛЬКО за период С 1891 г. ПО 1909 Г. ПО Совета Государственного банка?
предложению Государственного совета было от Министерства финансов - в|
рассмотрено и высочайше утверждено бо- И6 г с высочайшего соизво-]
г г 1ления, последовавшего по до-;
лее пятидесяти законов, касающихся усо- I мяшстра финансов 9мар-|
вершенствования организационно-штат- та 1907 г., на него возложено!
ной структуры Департамента таможенных {исполнение обязанностей замес-!
сборов, который возглавил С. Д. Ган. ри^ля управляющего, Государст-]
£г г .„^ „,.,„„„ венным банком. В 1908 г. деист-!
По сути дела, на рубеже веков осуще- вителышй и ' % советник J
ствлялся дальнейший процесс реорганиза- (д Ган назначается по совмести-j
ции и совершенствования таможенной 1тельству директором Департа-j
службы как института обеспечения эконо- [мента таможенных сборов.
248 История таможенного дела и таможенной политики России
мической безопасности государства, которому передан статус ведущего инструмента регулирования внешнеэкономической деятельности и экономической защиты страны.
Существенное влияние на характер таможенной службы, соблюдение таможенных формальностей, охрану государственной и таможенной границ оказала международно-договорная практика. В конце XIX — начале XX в. Россия заключила более двадцати торговых договоров и соглашений, в которых наряду с экономическими вопросами оговаривались условия внешнеполитического характера.
Организация таможенной службы в России осуществлялась на основе существующих законов и принципов, обеспечивающих претворение в жизнь основных положений таможенной политики, адекватно соответствующей протекционистской таможенной политике сопредельных государств.
Таможенная война между Россией и Германией потребовала принятия новых административных и экономических мер защиты и, естественно, создания такого таможенного механизма, который бы обеспечил осуществление превентивных мер по отношению к Германии.
Заключение торгового договора между России и Германией в 1894 г. и принятие конвенционного тарифа по-новому поставили вопрос о таможенной политике. Россия пошла на уступки Германии и, разумеется, потеряла автономию в таможенной политике. Казалось бы, что в сложившихся условиях роль таможенной службы должна была бы также понизиться. Но вопреки ожидаемому, происходила стабилизация таможенной службы, ее укрепление и совершенствование. Принимались меры по осуществлению взаимодействия с другими правоохранительными органами, как-то: пограничной и корчемной стражей и приграничной полицией.
В конце XIX в. государство выделяет пограничную стражу в самостоятельный орган, создав в 1893 г. Отдельный корпус пограничной стражи, который совместно с Департаментом таможенных сборов активизировал работу по борьбе с экономической экспансией и контрабандной деятельностью.
В Средней Азии и Восточной Сибири создается таможенный надзор, в обязанность которого входила охрана таможенных и государственных границ и приграничных территорий России.
Система таможен и таможенных застав на Дальнем Востоке и побережье Тихого океана и ликвидация порто-франко в Приморье способствовали обеспечению более эффективной защиты российской территории. Особенность решения этих задач состояла в том, что в связи с отсутствием необходимых денежных средств таможенная служба взяла на себя не только организацию таможенных формальностей и охрану таможенной территории на Дальнем Востоке, но и охрану государственной границы на сухопутной и морской территории.
249
Организация таможенной службы осуществлялась в условиях внешнеторгового и промышленного давления на Россию со стороны Германии и других государств. Предпринимались попытки навязать российскому правительству свои таможенные правила, вплоть до формирования инфраструктуры. Подобные устремления германской стороны поддерживались рядом российских высокопоставленных лиц и чиновников — приверженцев западных стран.
Внешние угрозы российской экономике со стороны иностранных госу-•' дарств, активизация контрабандной деятельноста в пограничных районах вызвали необходимость изменения стратегии и тактики деятельности таможенной службы, сосредоточения усилий таможенного ведомства на наиболее активных участках таможенной границы и, наряду с совершенствованием форм и способов, применяемых при задержании контрабандистов, осуществления оперативно-розыскной и разведывательной деятельности в глубоком тылу сопредельных государств, для чего государство выделяло определенные средства.
Батумская таможня. Начало XX в.
Решения, положенные в основу политики и стратегии деятельности таможенной службы на рубелсе XIX-XX вв., соответствовали интересам государства и входили составной частью в концепцию государственной обороны.
250 История таможенного дела и таможенной политики России
- Раздел III. Периодизация истории .Таможенного дела России 55
- Раздел IX. Таможенная охрана России в XIX в. 227
- Раздел IX. Таможенная охрана России в XIX в.
- Раздел IX. Таможенная охрана России в XIX в.
- Раздел IX. Таможенная охрана России в XIX в.
- Раздел IX. Таможенная охрана России в XIX в. _________ 235
- Раздел IX. Таможенная охрана России в XIX в. 237
- Раздел IX. Таможенная охрана России в XIX в. 239
- Раздел IX. Таможенная охрана России в XIX в. 241
- Раздел X
- Раздел X. Таможня Российской империи на рубеже XIX—XX вв. 245
- Раздел X. Таможня Российской империи на рубеже XIX—XX вв. 251
- Раздел X. Таможня Российской империи на рубеже хк—XX вв. 253
- 2. Участие таможен в защите дальневосточных окраин России
- Раздел X. Таможня Российской империи на рубеже XIX—XX вв. 255
- Раздел X. Таможня Российской империи на рубеже XIX—XX вв. 257
- Раздел X. Таможня Российской империи на рубеже XIX—XX вв. 259
- Раздел X. Таможня Российской империи на рубеже XIX—XX вв. 261
- 4. Законодательство по борьбе с контрабандой
- Раздел X. Таможня Российской империи на рубеже XIX—XX вв. 265
- Раздел X. Таможня Российской империи на рубеже XIX—XX вв. 267
- Раздел X. Таможня Российской империи на рубеже XIX—XX вв. 269
- Раздел X. Таможня Российской империи на рубеже XIX—XX вв. 271
- Раздел X. Таможня Российской империи на рубеже XIX—XX вв. 273
- 5. Таможенные доходы государства
- Раздел XI. Функции таможенного ведомства в советском государстве 277
- Раздел XI. Функции таможенного ведомства в советском государстве
- Раздел XI. Функции таможенного ведомства в советском государстве 281
- Раздел XI. Функции таможенного ведомства в советском государстве 283
- Раздел XI. Функции таможенного ведомства в советском государстве 285
- 3. Работа внешнеторгового
- Раздел XI. Функции таможенного ведомства в советском государстве 287
- Раздел XI. Функции таможенного ведомства в советском государстве
- Раздел XI. Функции таможенного ведомства в советском государстве
- Раздел XI. Функции таможенного.Ведомства в советском государстве
- 4. Пресечение контрабанды
- Раздел XI. Функции таможенного ведомства в советском государстве 295
- Раздел XI. Функции таможенного ведомства в советском государстве 297
- Раздел XI. Функции таможенного ведомства в советском государстве 299
- Раздел XI. Функции таможенного ведомства в советском государстве 301