Раздел XI. Функции таможенного ведомства в советском государстве 281
и заключении нормативных документов занимался Таможенно-тарифный комитет при Народном комиссариате внешней торговли, а с 18 ноября 1925 г. — при Народном комиссариате внешней и внутренней торговли СССР.
В таможенную систему России входило четыре типа таможен: портовые, железнодорожные, пограничные, расположенные у рек, озер и на грунтовых дорогах, и внутренние. В крупных таможнях имелись отделы: пакгаузный, документальной бухгалтерии, кассовой бухгалтерии, судебно-конфискационный, администратавно-хозяйственный. Во всех таможнях предусматривался досмотровый аппарат, состоящий из экспертов-товароведов, а в крупных таможнях — институт инспекторов1. В последующие годы структура таможенных органов менялась лишь частично.
Создание таможенных органов потребовало решения вопросов подготовки таможенных специалистов. В 1922 г. Коллегией НКВТ было разрешено открыть в Петрограде, Москве, Харькове, Ташкенте и Иркутске курсы по подготовке таможенных служащих, для чего была разработана программа курсов и учрежден соответствующий кредит.
С 1930 г. Главное таможенное- управление передается в подчинение вновь созданному Народному комиссариату внешней торговли.
В дальнейшем в связи со свертыванием объема внешней торговли с 2 млрд руб. в 1930 г. до 608,7 млн руб. в 1935 г. произошло и сокращение таможенных учреждений. Если в 1926 г. в стране было 218 таможен, то в 1927 г. осталось 160, в 1935 г. — 67 таможен. Сокращалась и численность личного состава. Таможенный аппарат, в 1927 г. насчитывавший около Зтыс. работников, к середине 30-х годов сократился на одну треть.
Перестройка таможенного дела и управления таможенной системой завершилась . во второй половине 20-х годов. На становление новой таможенной системы оказывали влияние как внешние, так и внутренние факторы, и прежде всего внешнеэкономическая деятельность и введение мероприятий по монополии внешней торговли.
Таможенное ведомство из ранее самостоятельного учреждения превратилось в ведомственный орган Наркомата внешней торговли и не стало механизмом регулирования экономики, финансов и внешней торговли. Исключение составляют только годы новой экономической политики.
2. Заключение торговых и таможенных договоров и соглашений
Экономический кризис в Западной Европе, вызванный Первой мировой войной, побуждал капиталистические страны лихорадочно искать но-
См.: Практика таможенного дела. М., 1927. С. 6.
вые рынки. Одним из таких перспективных рынков была Россия. Англия и Франция после долгих колебаний и длительных обсуждений решили созвать весной 1922 г. в Генуе конференцию1 с участием Советской Республики, чтобы снова втянуть ее рынок в орбиту мирового капиталистического хозяйства, а попутно попытаться добиться путем экономического давления того, чего не удалось сделать силой оружия, а именно заставить платить по царским долгам, вернуть зарубежным собственникам конфискованные у них фабрики и заводы. В свою очередь, империалистическая и Гражданская войны, иностранная военная интервенция нанесли Советскому государству тяжелый урон. В стране была разрушена промышленность, парализован транспорт. Капиталистическим сообществом был установлен так называемый санитарный кордон — синоним политической и экономической блокады, которой они подвергли страну после провала вооруженной интервенции. Большевистская революция, говорили они, что болезнь, которую надо изолировать, чтобы покончить с ней в зародыше и не дать ей заразить другие страны. Расчет был прост: разрушенная страна в условиях полной экономической изоляции, без нормального товарооборота не сумеет восстановить экономику и нормальную жизнь, и конец наступит сам по себе.
Но экономические факторы сыграли доминирующую роль, отвергнув политическое противостояние. Развитые страны сами пошли на переговоры. Еще до Генуэзской конференции были заключены торговые соглашения с Англией (16 марта 1921 г.), Германией (6 мая 1921 г.), Норвегией (2 сентября 1921 г.), Италией (26 декабря 1921 г.)2.
Наряду с державами-победительницами на конференцию была приглашена и побежденная Германия. Соединенные Штаты Америки, занимая наиболее антисоветскую позицию, не только отказались участвовать в конференции, но и всячески препятствовали ее созыву.
Генуэзская конференция, открывшаяся в апреле 1922 г. и продолжавшаяся более пяти недель, привела к результатам, неожиданным для ее устроителей. Советская делегация предложила признать Советскую Россию де-юре и предоставить ей кредиты, а также внесла предложение о всеобщем разоружении. При этом советская делегация ни на йоту не отступила от своих принципиальных позиций и ничего не позволила себе навязать. Своими практическими предложениями она заинтересовала зарубежных партнеров и их деловые круги, а выдвинутой программой всеобщего сокращения вооружений — широкие массы Европы и всего мира. Советская делегация, используя противоречия между державами
1 См.: Международная конференция по экономическим и финансовым вопросам состоялась в Генуе с 10 апреля по 19 мая 1922 г. с участием 28 европейских государств иРоссии и 5 британских доминионов.
2 См.: Внешняя торговля России в 1922 — 1923 хозяйственном году. М., 1923. С, 84.
282
История таможенного дела и таможенной политики России
Антанты и Германией, добилась заключения советско-германского договора. Он был подписан Г. В. Чичериным — главой советской делегации — и германским министром иностранных дел В. Ратенау в советской резиденции, в местечке Раппало, и получил название Раппальского1. Договор предусматривал восстановление дипломатических отношений между обеими странами, аннулирование взаимных претензий, развитие экономических связей.
Подписание договора ознаменовало собой поворотный пункт как во взаимоотношениях между Германией и Советской Республикой, так и в переходе внешней политики последней на прочную основу полноправных дипломатических договоров с западными державами. Рап-пальский договор представлял для СССР также и экономические выгоды. К концу 1922 г. экспорт из Германии в РСФСР вырос с 160,2 млн руб. в 1921 г. до 367,1 млн руб.2.
На этой конференции состоялся первый серьезный дипломатический прорыв молодого Советского государства. Кольцо антисоветской блокады было разбито, «санитарный кордон» прорван. В ходе дальнейших переговоров СССР по вопросам заключения торгово-экономических договоров и соглашений советское правительство добилось в первую очередь признания принципа своей государственной монополии на внешнюю торговлю, определения в соответствии с этим принципом правового положения торгпредства и признания его составной частью дипломатического представительства.
Следующей капиталистической страной после Германии, которая вступила в переговоры о признании СССР де-юре в сентябре 1923 г., была Италия. Англия признала СССР де-юре 1 февраля 1924 г. С 25 апреля по
22 июля 1924 г. в течение трех месяцев работала смешанная советско-английская комиссия по подготовке торгового договора, который былподписан 8 августа 1924 г. Договор со Швецией был подписан 15 марта
г. Франция признала СССР де-юре 18 октября 1924 г. 15 декабря
г. был подписан договор о торговле и -мореплавании с Норвегией.
23 июля 1926 г. между СССР и Японией было подписано временное соглашение о статусе торгпредства.
Так шаг за шагом в этот сложный период складывался авторитет молодого Советского государства. От дипломатических работников требовалось глубокое понимание международной обстановки, мастерство и профессионализм. За пятилетие, с 1924 по 1928 г., было заключено 25 различных межгосударственных соглашений и договоров в торговой и хозяйственной областях.
1 См.: Торговые отношения СССР с капиталистическими странами. М., 1938. С. 127.
2 См.: Внешняя торговля России. М., 1922. С. 71.
- Раздел III. Периодизация истории .Таможенного дела России 55
- Раздел IX. Таможенная охрана России в XIX в. 227
- Раздел IX. Таможенная охрана России в XIX в.
- Раздел IX. Таможенная охрана России в XIX в.
- Раздел IX. Таможенная охрана России в XIX в.
- Раздел IX. Таможенная охрана России в XIX в. _________ 235
- Раздел IX. Таможенная охрана России в XIX в. 237
- Раздел IX. Таможенная охрана России в XIX в. 239
- Раздел IX. Таможенная охрана России в XIX в. 241
- Раздел X
- Раздел X. Таможня Российской империи на рубеже XIX—XX вв. 245
- Раздел X. Таможня Российской империи на рубеже XIX—XX вв. 251
- Раздел X. Таможня Российской империи на рубеже хк—XX вв. 253
- 2. Участие таможен в защите дальневосточных окраин России
- Раздел X. Таможня Российской империи на рубеже XIX—XX вв. 255
- Раздел X. Таможня Российской империи на рубеже XIX—XX вв. 257
- Раздел X. Таможня Российской империи на рубеже XIX—XX вв. 259
- Раздел X. Таможня Российской империи на рубеже XIX—XX вв. 261
- 4. Законодательство по борьбе с контрабандой
- Раздел X. Таможня Российской империи на рубеже XIX—XX вв. 265
- Раздел X. Таможня Российской империи на рубеже XIX—XX вв. 267
- Раздел X. Таможня Российской империи на рубеже XIX—XX вв. 269
- Раздел X. Таможня Российской империи на рубеже XIX—XX вв. 271
- Раздел X. Таможня Российской империи на рубеже XIX—XX вв. 273
- 5. Таможенные доходы государства
- Раздел XI. Функции таможенного ведомства в советском государстве 277
- Раздел XI. Функции таможенного ведомства в советском государстве
- Раздел XI. Функции таможенного ведомства в советском государстве 281
- Раздел XI. Функции таможенного ведомства в советском государстве 283
- Раздел XI. Функции таможенного ведомства в советском государстве 285
- 3. Работа внешнеторгового
- Раздел XI. Функции таможенного ведомства в советском государстве 287
- Раздел XI. Функции таможенного ведомства в советском государстве
- Раздел XI. Функции таможенного ведомства в советском государстве
- Раздел XI. Функции таможенного.Ведомства в советском государстве
- 4. Пресечение контрабанды
- Раздел XI. Функции таможенного ведомства в советском государстве 295
- Раздел XI. Функции таможенного ведомства в советском государстве 297
- Раздел XI. Функции таможенного ведомства в советском государстве 299
- Раздел XI. Функции таможенного ведомства в советском государстве 301