logo
История таможенного дела и таможенной политики России 3

Раздел III. Периодизация истории .Таможенного дела России 55

демократии, а затем социалистического содружества. В этот период были унифицированы таможенное законодательство и правила таможенного контроля, усилено внимание к подготовке кадров, создан межгосударст­венный высший интеграционный таможенный орган в виде ежегодных со­вещаний руководителей таможенных служб и их центральный печатный орган — журнал «Социалистический таможенный контроль».

Таможенные службы социалистических стран внесли значительный вклад в осуществление экономических реформ и экономического роста своих государств и подготовили условия для перехода регулирования внешнеэкономических связей в условия рыночной экономики.

Полученный опыт совместного "решения вопросов таможенного контро­ля стран — участниц СЭВ обогатил теорию и практику таможенного де­ла. Он способствовал унификации таможенного оформления грузов, раз­витию теории таможенного дела и приближению к международным пра­вилам проведения таможенных процедур.

Однако, учитывая тот факт, что государство держало в руках регули­рование ввоза и вывоза товаров, а таможенный механизм регулирования внешней торговли не работал, таможенная система не выполняла своих главных функций, обусловленных экономическими законами. Отрица­тельно сказалась на работе таможенных органов их ведомственная подчи­ненность и непричастность к формированию таможенной политики. В го­сударстве отсутствовали специальные высшие учебные заведения по под­готовке таможенных кадров и не велась научно-исследовательская работа в этой области.

Четвертый этап (1986—1991) — функционирование таможенной службы в условиях начала либерализации внешней торговли и перехода к рыночной экономике. Он наступил до распада СССР и связан с реор­ганизацией таможенной службы и преобразованием ее в Государственную таможенную службу.

На базе Главного таможенного управления (ГТУ) МВЭС было создано Главное управление Государственного таможенного контроля (ГУ ГТК), выведено из подчинения Министерства внешнеэкономических связей и пе­реподчинено Государственной внешнеэкономической комиссии, а послед­няя — Совету Министров СССР. Этот шаг способствовал расширению прав таможенных органов и позволил им участвовать в формировании та­моженной политики. В связи с изменениями функций и новыми обязанно­стями руководящего таможенного органа был подготовлен и введен в дей­ствие новый Таможенный кодекс, включен механизм таможенного регули­рования внешнеэкономической деятельности; восстановлен таможенный контроль, увеличен штат таможенных органов, создан Институт повыше­ния квалификации таможенных работников, выделены средства для обус­тройства пунктов перехода, таможен и решения социальных вопросов.

226 История таможенного дела и таможенной политики России