31. Таможенный тариф: понятие, цели, элементы и история возникновения.
ТТ РФ – свод ставок таможенных пошлин (таможенного тарифа), применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ и систематизированным в соответствии с ТН ВЭД.
ТН ВЭД определяется Правительством РФ исходя из принятых в международной практике систем классификации товаров.
Целями ТТ являются:
рационализация товарной структуры ввоза иностранных товаров в РФ ;поддержание рационального соотношения вывоза товаров и их ввоза, соотношения валютных дох. и расх. на территории России; создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров, для защиты экономики РФ от неблагоприятного воздействия на нее иностранной конкуренции и для обеспечения условий эффективной интеграции страны в мировую экономику.
Таможенный тариф состоит из следующих элементов:
а) таможенных пошлин, их ставок и видов;
б)таможенной стоимости товаров и методов ее определения;
в)тарифных льгот, преференций и привилегий.
В России история таможенного дела имеет более чем 1000-летний период существования, прослеживается от взимания ден. сборов и пошлин с прод-х или обмен-ых предметов в оживленных торговых пунктах и на перекрестках древних торговых путей, от возникновения там сборных торговых или так называемых «гостиных» мест, пунктов промышленного обмена, перевалки и складирования товаров. (VIII век в Киевской Руси).
Термин «тариф» «бесспорная оплата» - бесспорная с точки зрения формы (только наличными), времени оплаты (здесь и сейчас) и размера (именно столько, ни больше, но и не меньше) - был впервые применен во Франции в эпоху Крестовых походов. По мере становления нац. государств и возникновения колониальных политик у монархов возникла необходимость организации собственных экономик, прежде всего, сохранения важнейших гос. атрибутов . Поскольку главным инструментом внешней политики были армия и флот, способные защищать, прежде всего, экономические возможности - важнейшим инструментом государственного регулирования становилась гос.граница. И именно на границе начинал применяться тариф. Долгое время это был тариф таможенный. На нем отрабатывалась практика и технология тарифной деятельности практически во всех странах. Осуществляли эту деятельность, как правило, лица близкие к королю-царю-императору.
Первая общественная организация в Р Империи - Вольно-экономическое общество - было учреждено через три года после прихода к власти Екатерины Второй и через девять лет после упразднения последней в России внутренней таможни: в 1765 году. Одной из первых рекомендаций ВЭО стало введение протекционистского тарифа для защиты не столько внутреннего рынка (внешняя торговля России была незначительной), сколько одних производителей перед другими. Введением черты еврейской оседлости, внутри которой был установлен свой торговый тариф и система налогообложения.
После Великой Французской революции у ТТ появляется еще одно качество: именно с его помощью формировались антинаполеоновские коалиции, именно при помощи торговых и ТТ Наполеон намеревался изолировать Англию. Павел 1, сторонник Наполеона, в 1797 году ввел очень высокий тариф на торговлю с Англией, в 1800 году - сделал его еще более высоким. Обороты на рынке корабельного леса упали, англичане несли значительные убытки. Положение было исправлено лишь после убийства Павла 1 и воцарения Александра 1: в 1801 году последовало значительное, но не длительное, снижение торговых тарифов с Англией. Политика континентальной блокады, осуществлявшаяся Наполеоном, в общем, сводилась к одной мере: «разорить торговлю врага, чтобы лишить его возможности воевать». Главный противник - Англия. Ее экспортные товары - колониальные товары и хлопок - облагаются гигантским ТТ. Россия была вынуждена присоединиться к континентальной блокаде в 1807 году. Лишь в 1815 году, после Венского конгресса, тарифы на торговлю с европейскими странами были значительно снижены.
20-30-е года XIX - первая в России «финансовая революция», известная также как реформа Канкрина (ввел серебряное денежное обращение, наконец, ввел протекционистский тариф, направленный на развитие собственной промышленности внутри страны).
В 20-е годы XIX века Россия училась использовать торговые и таможенные тарифы для развития окраинных территорий.
До Крымской войны вся российская внешняя торговля разделялась на два пространства: Европейская и Американская. В европейской торговле вся тарифная политика осуществлялась Министерством финансов по согласованию с различными заинтересованными ведомствами. Американская торговля велась Российско-Американской компанией, ставшей ко времени своего расцвета в тридцатых годах девятнадцатого века крупнейшей корпорацией мира. РАК не была государством, поэтому не устанавливала тарифов. НО отсутствие долговременной политики развития и отстраненность государства от управления компанией привели ее к краху после почти 60 лет существования. После чего вся российско-американская торговля замерла почти на сорок лет.
После Крымской войны тарифная политика России направлена, прежде всего, на защиту собственного производителя.
Таможенный тариф 1868 года был выстроен по другому принципу: уменьшены пошлины по 152 статьям, уравнены пошлины по морской и сухопутной границам. Однако и эта политика не дала ожидаемого результата: уже с середины семидесятых Россия опять возвращается к протекционизму. С 1877 года таможенные пошлины начали взимать золотой валютой, что сразу увеличило их номинальную стоимость на 25%. До 1891 года все таможенные пошлины были направлены на поддержание развития собственной индустрии, таможенная политика была на особом контроле у Александра III.
Новые принципы тарифной политики были закреплены в Государственном тарифе 1891 года, предоставленном Министерством финансов. Этот тариф соединял, систематизировал все положительно себя зарекомендовавшие изменения предшествующих лет и был нацелен на поддержание тех отраслей промышленности, кот. существовавшей поддержки было недостаточно: в первую очередь торговому мореплаванию, сельскому хозяйству и металлургии.
90-е года - радикальное изменение российской тарифной политики, выразившееся в принятии двойного конвекционного тарифа. До 1890 года таможенный тариф России носил вполне автономный характер: однородные иностранные товары, привозимые в Россию, облагались одинаковыми пошлинами, независимо от страны-производителя. В то же время таможенная борьба западноевропейских государств привела к системе двойного конвекционного тарифа: договаривающиеся стороны делали взаимные уступки в пошлинах на товары, в получении или сбыте которых они были заинтересованы.
Сама по себе история тарифа - это история государственного управления экономической системой: и в отношении частного бизнеса, и в отношении государственного сектора экономики, и в отношении транснациональных корпораций, первыми из которых были крупнейшие торговые компаниия. Тариф был самым гибким инструментом этой деятельности, позволявшим доводить управление до высокого искусства, в некоторой степени - даже до изощренности. Но вместе с тем его природа оставалась прежней, такой, какой была со времен Крестовых походов.
В 1948-1994 образовалось генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) (The General Agreement on Tariffs and Trade - GATT) - международная экономическая организация, регулировавшая правила международной торговли согласно принципам либерализма, предшественница ВТО.
- 1. Понятие таможенного дела в современной России, его содержание и структура.
- 4. Таможенно-правовые нормы и таможенно-правовые отношения.
- 5. Система таможенного права, принципы и критерии ее построения.
- 6. Источники таможенного права, их классификация и краткая характеристика.
- 7. Понятие и виды субъектов таможенного права. Общие и специальные субъекты.
- 8. Таможенные органы как субъекты таможенного права: понятие, правовой статус, виды, краткая характеристика, принципы построения взаимоотношений.
- 9. Организации таможенной службы.
- 10. Основные функции таможенных органов.
- 11. Государственная таможенная служба: понятие, принципы, особенности и правовая регламентация порядка се прохождения.
- 12. Должности и специальные звания в таможенных органах.
- 13. Понятие, особенности и виды юридической ответственности за таможенные правонарушения.
- 14. Контрабанда и иные преступления в сфере таможенного дела: краткая характеристика.
- 15. Понятие нарушения таможенных правил и общие принципы привлечения к ответственности за их совершение.
- 16. Виды нарушений таможенных правил и их классификация.
- 17. Ответственность таможенных органов и их должностных лиц.
- 18. Основные принципы перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.
- 19. Понятие таможенного оформления и его виды.
- 20. Цели, язык, место и время производства таможенного оформления (тк тс).
- 21. Предварительные операции: понятие, назначение, виды.
- 22. Доставка товаров под таможенным контролем.
- 23. Временное хранение.
- 24. Основное таможенное оформление (декларирование): понятие, функции, формы.
- 25. Таможенный контроль: понятие, виды и формы осуществления.
- 26. Таможенное оформление и таможенный контроль с применением грузовой таможенной декларации.
- 27. Декларант, его права и обязанности.
- 28. Таможенный брокер и иные участники таможенного оформления.
- 29. Льготы по таможенному оформлению и таможенному контролю.
- 30. Таможенно-тарифное регулирование: понятие и правовая основа.
- 31. Таможенный тариф: понятие, цели, элементы и история возникновения.
- 32. Понятие, виды и общий порядок уплаты таможенных платежей.
- 33. Таможенная пошлина: понятие, виды, функции и способы исчисления.
- 34. Специальные, антидемпинговые и компенсационные таможенные пошлины.
- 35. Общий порядок уплаты таможенных платежей. Тарифные льготы и преференции.
- 36. Меры нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности и некоторые особенности их применения.
- 37. Особенности перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств физическими лицами.
- 38. Правоохранительная деятельность как форма реализации компетенции таможенных органов и ее основные направления.
- 39. Контроль за деятельностью таможенных органов (ведомственный контроль, судебный контроль и прокурорский надзор).
- 40. Международное сотрудничество в области таможенного дела.
- 41. Таможенная статистика: понятие, цели, виды.
- 42. Личный досмотр как исключительная форма таможенного контроля.
- 43. Порядок прохождения таможенной службы.
- 44. Особые предметы таможенных правоотношений и основные требования их перемещения.
- 45. Таможенная граница: понятие, виды.
- 46. Правоограничения государственных таможенных служащих.
- 47. Правовой статус таможенного перевозчика: понятие, виды, обязанности.
- 48. Правовой статус таможенного брокера: понятие, виды, обязанности.
- 50. Рту как звено системы таможенных органов: статус, задачи, функции, структуры.
- 51. Формы таможенного контроля.
- 52. Виды таможенного контроля.
- 53. Специализированные таможенные органы.
- 54. Классификация таможенных режимов.
- 55. Понятие и правовые основы валютного контроля в таможенной сфере.
- 56. Специальные упрощенные процедуры таможенного оформления для отдельных категорий лиц.
- 57. Меры обеспечения уплаты таможенных платежей.
- 58. Права и обязанности государственного таможенного служащего.
- 59. Объекты таможенных правоотношений: понятие, виды, классификация.
- 60. Общие требования и правила перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств.
- 61. Юридические лица как субъекты таможенного права.
- 62. Физические лица как субъекты таможенного права.
- 63. Органы таможенного союза