Определение страны происхождения товаров из стран, которым Республика Беларусь (государства-участники Таможенного союза) во взаимной торговле предоставляет (-ют) преференциальный торговый режим.
На единой территории государств-участников ТС в отношении товаров из развивающихся и наименее развитых стран применяются правила определения страны происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран, утвержденные соответствующим соглашением от 12.12.2008.
В соответствии с указанными правилами товар считается происходящим из развивающихся и наименее развитых стран, на которые распространяется тарифный преференциальный режим в следующих случаях:
-
когда он полностью произведен в этой стране.
-
когда он произведен в данной стране с использованием сырьевых материалов или полуфабрикатов, или готовых изделий, происходящих из другой страны, или товаров неизвестного происхождения при условии, что такие товары подверглись в данной стране достаточной переработке или обработке.
Товар считается подвергшимся достаточной переработке или обработке в развивающихся или наименее развитых странах, на которые распространяется тарифный преференциальный режим, если:
-
товар подвергся обработке или переработке в одной или нескольких развивающихся или наименее развитых стран, на которые распространяется тарифный преференциальный режим и стоимость использованных товаров, при этом, из других стран, на которые не распространяется тарифный преференциальный режим или товаров неизвестного происхождения не превышает 50% стоимости товара, экспортируемого одной из развивающихся или наименее развитых стран, на которую распространяется тарифный преференциальный режим.
-
товар произведен в одной из развивающихся или наименее развитых стран, на которые распространяется тарифный преференциальный режим и подвергся обработке или переработке другой развивающейся или наименее развитой страной, на которую распространяется тарифный преференциальный режим.
Товары, вывозимые с единой таможенной территории ТС в страну, на которую распространяется тарифный преференциальный режим и использованные там для производства товаров, подлежащих экспорту на единую таможенную территорию ТС, рассматриваются как товары, произведенные в упомянутой развивающейся или наименее развитой стране-экспортере.
Приспособления, принадлежности, запасные части и инструменты, предназначенные для использования вместе с машинами, оборудованием, аппаратами или транспортными средствами, считаются происходящими из той же развивающейся или наименее развитой страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, что и машины, оборудование, аппараты и транспортные средства, если такие приспособления, принадлежности, запасные части и инструменты ввозятся и используются вместе с указанными машинами, оборудованием, аппаратами и транспортными средствами в комплектации и в количестве, которые обычно поставляются с этими устройствами в соответствии с техническими документами.
При определении страны происхождения товары в разобранном или не собранном виде, поставляемые несколькими партиями из-за невозможности отгрузки их одной партией в силу производственных или транспортных условий, а также товары, партия которых разделена на несколько в результате ошибки, рассматривается по желанию декларанта как единый товар. Такое правило применяется при выполнении всех следующих условий:
-
Предварительное уведомление таможенного органа страны ввоза о товарах в разобранном или не собранном виде, поставляемых несколькими партиями или разделение товара на несколько партий с указанием причин такого разделения, приложением спецификации каждой партии, с указанием кодов товаров согласно единой ТНВЭД, стоимости и страны происхождения товаров, входящих в каждую партию либо документальное подтверждение ошибочности разделения товара на несколько партий.
-
Поставка всех партий товара одним поставщиком из одной развивающейся или наименее развитых стран, на которую распространяется тарифный преференциальный режим.
-
Декларирование всех партий товара одному таможенному органу.
-
Поставка всех партий товаров в рамках одного контракта.
-
Поставка всех партий товара в срок, не превышающий 1 год с даты принятия таможенной декларации, либо до истечения срока ее подачи в отношении 1-ой партии товаров. По мотивированному заявлению декларанта в случае невозможности поставки всех партий товаров по причинам, не зависящих от получателя товара. Эти сроки таможенным органом могут быть продлены на время, необходимое для поставки всех партий товаров, но не более 1 года.
При определении страны происхождения товара происхождение используемых для их производства или переработки тепловой и электрической энергии, машин, оборудований и инструментов не учитывается.
В удостоверении происхождения товара из развивающихся или наименее развитых стран, на которые распространяется тарифный преференциальный режим лицо, перемещающее товары, предоставляет декларацию сертификат о происхождении товара по форме А, принятую в рамках общей системы преференций. В установлении происхождения небольших партий товаров (таможенной стоимостью эквивалентной не более 5000$ США) предоставление сертификата не требуется. В этом случае экспортер может задекларировать страну происхождения товара в коммерческих или других товаросопроводительных документах. В случае возникновения обоснованных сомнений относительно сертификата или находящихся в нем сведений, а также относительно сведений о происхождении товара таможенные или другие уполномоченные органы государств ТС могут обратиться в компетентные национальные органы развивающейся или наименее развитой страны, заверившей сертификат, с мотивированной просьбой сообщить дополнительные или уточняющие сведения.
Сертификат может быть признан недействительным в случаях, если:
-
Не получен ответ в течение 6 месяцев относительно запрашиваемого сертификата от компетентных органов страны вывоза или страны происхождения товара.
-
Имеются подтвержденные сведения от компетентных органов страны вывоза о том, что сертификат не выдавался (фальсифицирован) или выдан на основании недействительных документов и недостоверных сведений.
-
По результату исследований, осуществленных таможенными органами страны ввоза или на основании информации, полученной от запроса направленного в компетентные органы страны вывоза или страны происхождения товара выявлено, что сертификат выдан с нарушениями требований, установленных правилами.
Товар из развивающейся или наименее развитой страны не считается происходящим из этой страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим до тех пор, пока не будут предоставлены надлежащим образом оформленный сертификат о происхождении товара или запрошены сведения.
Тарифные преференции для ввозимых товаров предоставляются лишь после получения удовлетворительного ответа компетентных национальных органов страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим.
-
Определение страны происхождения товаров из стран, которым Республика Беларусь (государства-участники Таможенного союза) во взаимной торговле предоставляет (-ют) торговый режим свободной торговли.
На основании соглашения о создании зоны свободной торговли от 15.04.1994 и протокола о внесении изменений и дополнений данного соглашения от 02.04.1999 товары, ввозимые на таможенную территорию РБ и происходящие из РФ, Азербайджанской Республики, Республики Армении, Грузии, Республики Казахстан, Киргизкой Республики, Республики Молдова, Туркменистана, Республики Узбекистан, Украины, а также происходящие из РБ и ввозимых с указанных государств, и происходящих из свободных экономических зон РБ, при их ввозе на остальную часть таможенной территории РБ таможенные пошлины не возлагаются.
Для подтверждения страны происхождения товаров конкретного государства-участника соглашения необходимо предоставление таможенным органам страны ввоза сертификата о происхождении товара формы СТ1 или декларации о происхождении товара. Происхождение товара из стран-участников соглашения О создании зоны свободной торговли определяется в соответствии с правилами определения страны происхождения товара, утвержденными решением глав правительств СНГ от 30.11.2000.
Страной происхождения товара считается государство-участник соглашения, в котором товар полностью был произведен и подвергнут достаточной обработке или переработке. Для целей определения страны происхождения товара, изготовленного государством-членом соглашения применяется аккумулятивный признак, который определяет происхождение того или иного товара при его последовательной обработке, переработке.
Смысл признака: если производство конечного товара в одном из государстве-участнике соглашения используется сырье или материалы, происходящие из другого государства-участника соглашения подтвержден сертификатом о происхождении товара СТ1 и подвергаемые поэтапной последующей обработке в других странах-участниках соглашения, то страной происхождения такого товара считается страна, где он в последний раз был подвергнут обработке. При отсутствии сертификата о происхождении сырья или материалов формы СТ1, определение страны происхождения конечного товара осуществляется на основании критерия достаточной переработки.
Товар пользуется режимом свободной торговли на таможенных территориях государств-участников соглашения, если он соответствует критериям происхождения, установленными данными правилами, а также:
-
Экспортируется на основании контракта между резидентом одного из государств-участников соглашения и резидентом другого государства-участника соглашения и ввозится с одной таможенной территории государства-участника на таможенную территорию другого государства-участника соглашения.
-
Ввозится физическим лицом- резидентом государства-участника соглашения с таможенной территории одного из государств-участников соглашения на таможенную территорию другого государства-участника соглашения.
При этом товар не должен покидать территорию этих государств, кроме случаев, если такая транспортировка не возможна в силу географического положения государства-участника или отдельной его территории, а также случаев, согласованных компетентными органами государств-участников соглашения.
Товары, происхождение которых не установлено или происхождение которых установлено, но при этом в их отношении не может быть применен режим свободной торговли из-за отсутствия в этих целях необходимых документов, допускаются в страну ввоза в соответствии с требованиями тарифного и нетарифного регулирования страны импортера. К таким товарам может применятся (восстанавливаться) режим свободной торговли на таможенных территориях государств-участников соглашения, при условии получения надлежащего удостоверения об их происхождении (по форме СТ1) или других необходимых документов в течение 1 года с даты таможенного оформления.
- Понятие, классификация и особенности инструментов государственного регулирования внешнеторговой деятельности.
- Таможенно-тарифное регулирование вэд. Свобода торговли, протекционизм
- Международные принципы ведения внешней торговли.
- 1. Принцип наибольшего благоприятствования
- 2. Принцип национального режима.
- 3. Принцип свободы транзита
- 4. Принцип гласности внешнеторгового законодательства
- 5. Принцип преференциального режима
- Понятие и виды таможенных тарифов.
- Принципы формирования таможенных тарифов.
- Наиболее важно!
- Таможенные пошлины; классификация таможенных пошлин.
- Ставки таможенных пошлин. Эффективная ставка тарифной защиты.
- Единый таможенный тариф Таможенного союза.
- Размер ставки ввозных таможенных пошлин в зависимости от предоставляемого государствами Таможенного союза торгового режима во взаимной торговле товарами с третьими странами.
- Применение ставок таможенных пошлин, отличных от ставок Единого таможенного тарифа. Сезонные пошлины.
- Меры торговой защиты: общие принципы применения и порядок установления.
- Антидемпинговые меры торговой защиты.
- Компенсационные меры торговой защиты.
- Специальные защитные меры.
- Цель определения страны происхождения товара. Товары, полностью происходящие с территории государства.
- Критерий достаточной переработки (кдп). Операции, не отвечающие кдп.
- Производственные и технологические операции, при выполнении которых товар считается происходящим из той страны, где эти операции имели место.
- Документы, подтверждающие страну происхождения товаров. Декларация о происхождении товара.
- Сертификаты о происхождении товара и их виды.
- Условия обязательного представления документов, подтверждающих страну происхождения товаров.
- Определение страны происхождения товаров из стран, которым Республика Беларусь (государства-участники Таможенного союза) во взаимной торговле предоставляет (-ют) преференциальный торговый режим.
- Правовые основы определения таможенной стоимости товаров.
- Методы определения таможенной стоимости товаров.
- Метод определения таможенной стоимости по цене сделки с ввозимыми товарами.
- Ограничения в использовании метода определения таможенной стоимости по цене сделки с ввозимыми товарами.
- Дополнительные начисления к цене сделки. Суммы, подлежащие вычитанию из цены сделки.
- Метод определения таможенной стоимости по цене сделки с идентичными товарами.
- Метод определения таможенной стоимости по цене сделки с однородными товарами.
- Метод определения таможенной стоимости на основе вычитания стоимости.
- Метод определения таможенной стоимости на основе сложения стоимости.
- Резервный метод определения таможенной стоимости товаров.
- Сущность тарифных льгот, их виды и критерии предоставления.
- Условия предоставления тарифных льгот при осуществлении поставок в страны Таможенного союза.
- Преференции развивающимся и наименее развитым странам.
- Сущность и основные виды нетарифных ограничений.
- Порядок применения в Таможенном союзе количественных ограничений.
- Лицензирование во внешнеторговой сфере Таможенного союза.
- Порядок и условия применения тарифных квот в Таможенном союзе.
- Другие виды нетарифного регулирования (наблюдение за экспортом/импортом, исключительное право на экспорт/импорт, особые виды запретов и ограничений во внешней торговле товарами).