Меры торговой защиты: общие принципы применения и порядок установления.
Меры торговой защиты (защитные меры) являются примером избирательного применения протекционистских мер, которые целенаправленно и временно используются в тех случаях, когда иностранная конкуренция становиться наиболее опасной и может причинить ущерб национальным предприятиям, чья продукция конкурирует с импортной.
Защитные меры представляют собой меры по ограничению импорта, осуществляющиеся путем введения количественных ограничений или применение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных, которые взимаются сверх обычно действующих импортных таможенных пошлин.
Соответственно меры торговой защиты включают в себя:
-
Антидемпинговые меры- это меры по ограничению демпингового импорта товаров, применяемая посредством введения антидемпинговой пошлины, в том числе временной антидемпинговой пошлины, либо применяется в ценовых обязательствах со стороны экспортера этого товара в РБ
-
Компенсационная мера- это мера по ограничению импорта товара, производимого и/или экспортируемого с использованием специфических субсидий иностранного государства (объединения иностранных государств), применяемые посредством введения компенсационной пошлины, в том числе временной компенсационной пошлины, либо принятие обязательств субсидирующего иностранного государства (объединения иностранных государств) в лице его уполномоченного органа или экспортера субсидированного товара.
-
Специальные защитные меры, т.е. меры по ограничению импорта товара, применяемые посредством введения специальной импортной квоты или специальной пошлины, в том числе временной специальной пошлины.
Базовым нормативно-правовым актом, регулирующем порядок введения, применения, пересмотра и отмены мер по защите экономических интересов РБ, при осуществлении внешней торговли товарами, а также определяющим состав таких мер является закон РБ от 25.11.2004 №346 33 «О мерах по защите экономических интересов РБ при осуществлении внешней торговли товарами».
Основными и общими для всех защитных мер принципами их применения являются:
-
предварительное проведение расследования в целях установления фактов причинения или угрозы причинения отечественным производителям ущерба от возросшего импорта, демпингового импорта и субсидируемого импорта товаров и определение размета такого ущерба.
-
доказательство причинно-следственной связи между фактом возросшего импорта, демпингового импорта и субсидируемого импорта товаров и фактом причинения ущерба в установленном размере.
-
обеспечение соответствия ставок антидемпинговых, компенсационных и специальных пошлин к величине установленной расследованием демпингового занижения цен, субсидий выявленного ущерба.
Порядок проведения расследования предшествующего принятию антидемпинговых, специальных защитных и компенсационных мер устанавливается выше названным законом и иными актами законодательства.
При принятии решения о начале расследования органы, проводящие расследование, уведомляют в письменной форма уполномоченный орган иностранного государства, из которого экспортируется товар, являющиеся объектом расследования, а также другие, известные ему заинтересованные лица, о принятом решении и обеспечивает срок не более 5-ти рабочих дней со дня принятия решения о расследовании опубликованием в СМИ уведомления о начале расследования.
Орган, проводящий расследование, по требованию участников расследования обязан предоставлять им информацию о ходе расследования, содействовать обсуждению и решению спорных вопросов, возникающих при проведении расследования. Информация и доказательства, которые предоставляются участникам расследования в ходе его проведении, направляются этим участникам и всем другим участникам расследования. В случае, если информация и доказательства не направлены в орган, проводящий расследование, или участникам расследования, либо если эту информацию не возможно проверить, то такая информация и доказательства не учитываются органами, проводящими расследование, в процессе его проведения. Со дня принятия решения о начале проведения расследования и до его завершения в порядке, предусмотренном законодательством м.б. установлено лицензирование импорта товаров на таможенную территорию РБ, являющихся объектом расследования без применения количественных ограничений. По завершению расследования проводящий его орган в течении 10 календарных дней обеспечивает опубликование в СМИ основных выводов, которые он получил на основании анализа информации, имеющейся в его распоряжении.
Следует отметить, что расследование не проводится в отношении товаров, происходящих из наименее развитых стран, которым предоставляются тарифные преференции РБ, кроме того специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры не применяются:
-
если применение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер может причинить серьезный или материальный ущерб экономики РБ а целом.
-
если применение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер может причинить серьезный или материальный ущерб развитию отраслей белорусской экономики или интересам потребителей товаров, либо имеются иные существенные основания общегосударственной важности для их не применения.
-
В случаях предусмотренных таможенным законодательством, если условия отдельных таможенных режимов или таможенных процедур предусмотрено не применение к внешним торговым товарам мер не тарифного регулирования исходя из интересов экономической политики РБ
-
Если товар ввозится в качестве безвозмездной помощи РБ ее административно-территориальным единицам
-
В иных случаях, определяемых президентом РБ
- Понятие, классификация и особенности инструментов государственного регулирования внешнеторговой деятельности.
- Таможенно-тарифное регулирование вэд. Свобода торговли, протекционизм
- Международные принципы ведения внешней торговли.
- 1. Принцип наибольшего благоприятствования
- 2. Принцип национального режима.
- 3. Принцип свободы транзита
- 4. Принцип гласности внешнеторгового законодательства
- 5. Принцип преференциального режима
- Понятие и виды таможенных тарифов.
- Принципы формирования таможенных тарифов.
- Наиболее важно!
- Таможенные пошлины; классификация таможенных пошлин.
- Ставки таможенных пошлин. Эффективная ставка тарифной защиты.
- Единый таможенный тариф Таможенного союза.
- Размер ставки ввозных таможенных пошлин в зависимости от предоставляемого государствами Таможенного союза торгового режима во взаимной торговле товарами с третьими странами.
- Применение ставок таможенных пошлин, отличных от ставок Единого таможенного тарифа. Сезонные пошлины.
- Меры торговой защиты: общие принципы применения и порядок установления.
- Антидемпинговые меры торговой защиты.
- Компенсационные меры торговой защиты.
- Специальные защитные меры.
- Цель определения страны происхождения товара. Товары, полностью происходящие с территории государства.
- Критерий достаточной переработки (кдп). Операции, не отвечающие кдп.
- Производственные и технологические операции, при выполнении которых товар считается происходящим из той страны, где эти операции имели место.
- Документы, подтверждающие страну происхождения товаров. Декларация о происхождении товара.
- Сертификаты о происхождении товара и их виды.
- Условия обязательного представления документов, подтверждающих страну происхождения товаров.
- Определение страны происхождения товаров из стран, которым Республика Беларусь (государства-участники Таможенного союза) во взаимной торговле предоставляет (-ют) преференциальный торговый режим.
- Правовые основы определения таможенной стоимости товаров.
- Методы определения таможенной стоимости товаров.
- Метод определения таможенной стоимости по цене сделки с ввозимыми товарами.
- Ограничения в использовании метода определения таможенной стоимости по цене сделки с ввозимыми товарами.
- Дополнительные начисления к цене сделки. Суммы, подлежащие вычитанию из цены сделки.
- Метод определения таможенной стоимости по цене сделки с идентичными товарами.
- Метод определения таможенной стоимости по цене сделки с однородными товарами.
- Метод определения таможенной стоимости на основе вычитания стоимости.
- Метод определения таможенной стоимости на основе сложения стоимости.
- Резервный метод определения таможенной стоимости товаров.
- Сущность тарифных льгот, их виды и критерии предоставления.
- Условия предоставления тарифных льгот при осуществлении поставок в страны Таможенного союза.
- Преференции развивающимся и наименее развитым странам.
- Сущность и основные виды нетарифных ограничений.
- Порядок применения в Таможенном союзе количественных ограничений.
- Лицензирование во внешнеторговой сфере Таможенного союза.
- Порядок и условия применения тарифных квот в Таможенном союзе.
- Другие виды нетарифного регулирования (наблюдение за экспортом/импортом, исключительное право на экспорт/импорт, особые виды запретов и ограничений во внешней торговле товарами).