78. Тарифные льготы в механизме государственного регулирования внешнеэкономической деятельности: сущность, цели, механизм реализации, практика использования.
Одним из важнейших вопросов тарифного регулирования по-прежнему остается возможность применения компаниями, осуществляющими внешнеторговую деятельность, тарифных льгот - освобождений от уплаты ввозных таможенных пошлин (вне зависимости от страны происхождения товара).
Основные тарифные льготы (например, в отношении гуманитарной и технической помощи, при ввозе товаров в качестве вклада иностранного учредителя в уставный капитал, в отношении транспортных средств, осуществляющих международные перевозки) закреплены в Соглашении о едином таможенно-тарифном регулировании от 25.01.2008.
Более специфические виды льгот были отражены в Решении МежгоссоветаЕврАзЭС от 27.11.2009 N 18. Рассмотрим наиболее интересные из них.
Во-первых, тарифные льготы предоставляются в отношении транспортных средств, собранных в рамках промышленной сборки на территории одной страны Таможенного союза, при их перемещении на территорию другой страны-участницы.
Суть такой льготы заключается в следующем: импортные автомобильные комплектующие ввозятся, например, на территорию России по сниженным (нулевым) ставкам ЕТТ, а затем после промышленной сборки готовый автомобиль беспошлинно вывозится на территорию иных стран Таможенного союза.
Такой льготой вправе воспользоваться компании, включенные в специальный перечень, утверждаемый на уровне Комиссии ТС. В настоящее время в данный перечень включено 19 российских компаний. В целях применения льготы компании должны соблюдать ряд условий, заключающихся в достижении минимального объема производства, выполнении ряда обязательных технологических операций и т.д.
Дополнительно страны-участницы установили возможность предоставления тарифных льгот при ввозе иностранных комплектующих на территорию Таможенного союза в целях сборки иных транспортных средств, отличных от легковых автомобилей (например, грузовиков, фургонов, автобусов и т.д.). На сегодня порядок промышленной сборки иных видов транспорта на территории Российской Федерации не установлен, в связи с чем данная льгота временно не применяется.
Во-вторых, следует подробнее остановиться на принципиально новой тарифной льготе. Речь идет об освобождении от уплаты ввозной таможенной пошлины в отношении оборудования, комплектующих, запасных частей и сырья, которые ввозятся в рамках реализации инвестиционных проектов.
Ранее подобная льгота уже была установлена в российском законодательстве в Федеральном законе от 09.07.1999 N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации". К сожалению, она не применялась в силу отсутствия регуляторного механизма (в частности, в развитие Закона не были приняты соответствующие нормативные акты).
В соответствии с Законом об иностранных инвестициях тарифные льготы подразумевалось предоставлять в рамках приоритетных инвестиционных проектов, т.е. с суммарным объемом инвестиций не менее 1 млрд руб. (или 25 млн евро), где доля иностранного инвестора составляла бы не менее 10%.
Вводимая странами Таможенного союза аналогичная льгота очень важна для бизнес-сообщества. Ее значимость состоит в том, что она предоставляется в отношении не только технологического оборудования (ставки пошлин на которое в большинстве случаев обнулены), но и сырьевых товаров, облагаемых достаточно высокими ставками ЕТТ.
Перечислим условия применения данной льготы:
- льгота в отношении сырья или материалов предоставляется, если таковые не производятся в странах Таможенного союза или производимое сырье не соответствует техническим характеристикам проекта;
- инвестиционный проект, в рамках которого ввозятся товары, включен в перечень, составляемый Комиссией ТС;
- товары, ввезенные на территорию Таможенного союза с тарифной льготой, предназначены исключительно для использования в инвестиционном проекте. Порядок контроля за целевым использованием ввезенных товаров определяется Комиссией ТС.
К сожалению, данная льгота не может применяться компаниями на практике ввиду неразрешенности ряда принципиальных вопросов, связанных с порядком ее предоставления. К ним относятся:
- определение группы инвестиционных проектов, которые смогут претендовать на данную тарифную льготу (т.е. какие проекты будут относиться к категории инвестиционных, останутся ли те же критерии оценки размера инвестиций и доли иностранного инвестора, смогут ли льготой пользоваться те проекты, которые уже реализованы на территории России, или это коснется только новых проектов и т.д.);
- определение порядка обращения компаний, претендующих на включение инвестиционного проекта в перечень, который ведется Комиссией ТС (т.е. кто будет являться адресатом обращений, какие документы необходимо представлять компаниям, в какие сроки будут приниматься решения и т.д.).
- 1. Международно-правовые основы таможенно-тарифного регулирования.
- 164 Фз об основах государственного регулированиявнешнеторговой деятельности (от 11.07.2011 n 200-фз)
- 2. Понятие, сущность и структурные элементы системы таможенно-тарифного регулирования.
- 3. Роль и место таможенно-тарифного регулирования в системе государственного регулирования внешнеторговой деятельности.
- 4. Основные принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности в рф.
- 5. Правовые основы таможенно-тарифного регулирования в рф.
- 6. Таможенно-тарифное регулирование и современная таможенная политика.
- 7. Перспективы развития системы таможенно-тарифного регулирования в условиях Таможенного союза.
- 8. Перспективы развития системы таможенно-тарифного регулирования в условиях участия России во Всемирной торговой организации.
- 9. Таможенно-тарифное регулирование как инструмент обеспечения экономической безопасности.
- 10. Функции и задачи таможенных органов в системе таможенно-тарифного регулирования.
- 11. Таможенные пошлины: виды, механизм их разработки, принятия и применения. Классификация таможенных пошлин.
- Методология определения таможенной пошлины
- 12. Сущность, назначение и применение сезонных пошлин.
- 13. Особые пошлины: виды, механизм их разработки, принятия и применения.
- 14. Экономическая сущность таможенной пошлины. Понятие оптимального таможенного тарифа.
- 15. Ставки таможенных пошлин: их сущность, виды, характеристика.
- 16. Механизм исчисления таможенных пошлин.
- 17. Понятие, сущность и механизм применения тарифных квот.
- 18. Тн вэд как метод систематизации таможенных пошлин.
- 19. Единый таможенный тариф как инструмент внешнеторговой политики государств-участников Таможенного союза.
- 20. Единый таможенный тариф: цели, структура, содержание.
- 21. Функции таможенного тарифа.
- 22. Принцип тарифной эскалации. Понятие и методика расчета реальной (действительной) тарифной защиты.
- 23. Принцип эффективного тарифа.
- 24. Диверсификация и унификация таможенного тарифа.
- 25. Механизм формирования и применения таможенного тарифа.
- 26. Вывозные таможенные пошлины: сущность, правовые основы, цели и механизм применения.
- 27. Порядок установления ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и отдельные товары, выработанные из нефти.
- 28. Виды таможенных процедур. Их назначение и применение.
- 29. Место таможенных процедур в системе таможенно-тарифного регулирования.
- 30 Применение таможенных пошлин в таможенных процедурах экспорта, выпуска для внутреннего потребления, таможенного транзита
- 31. Применение таможенных пошлин в таможенных процедуре таможенного склада.
- 32. Применение таможенных пошлин в таможенных процедуре переработки на таможенной территории
- 33.Применение таможенных пошлин в таможенных процедуре переработки вне таможенной территории
- 34.Применение таможенных пошлин в таможенных процедуре переработки для внутреннего потребления
- 35. Применение таможенных пошлин в отношении остатков при применении таможенных процедур переработки товаров
- 36.Применение таможенных пошлин в таможенных процедуре временный ввоз (допуска),
- 37. Применение таможенных пошлин в таможенных процедуре свободная таможенная зона.
- 38. Применение таможенных пошлин в таможенных процедурах реимпорта, реэкспорта, уничтожения, отказа в пользу государства, беспошлинной торговли, а также в специальной таможенной процедуре.
- 39. Международные принципы таможенной оценки товаров. Основные положения Соглашения по применению статьи VII гатт.
- 40. Таможенная оценка товара в системе тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности. Понятие таможенной стоимости товара.
- 41. Принципы таможенной оценки товаров. Система методов определения таможенной стоимости товара, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза.
- 42. Содержание и условия применения метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1).
- 43. Структура таможенной стоимости при применении метода 1. Обязательные начисления к цене сделки.
- 44.Структура таможенной стоимости при применении метода 1. Возможные вычеты из цены сделки.
- 45. Содержание и условия применения метода по стоимости сделки с идентичными товарами (метод 2).
- 46. Содержание и условия применения метода по стоимости сделки с однородными товарами (метод 3).
- 47. Содержание и условия применения метода вычитания стоимости (метод 4).
- 48. Содержание и условия применения метода сложения стоимости (метод 5).
- 49. Содержание и условия применения резервного метода (метод 6).
- 50. Порядок и методы определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с территории Российской Федерации.
- 51. Роль базисных условий поставки при определении таможенной стоимости.
- 52. Порядок декларирования таможенной стоимости товаров. Формы деклараций таможенной стоимости дтс-1 и дтс-2; дтс-3 и дтс-4: содержание и порядок оформления.
- 53. Виды и содержание документов, используемых для подтверждения таможенной стоимости.
- 54. Порядок контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска.
- 55. Порядок проведения дополнительной проверки при контроле таможенной стоимости товаров.
- 56. Контроль таможенной стоимости товаров после их выпуска.
- 57. Корректировка таможенной стоимости товара и порядок ее осуществления.
- 58. Распределение компетенции в таможенных органах по принятию решения по таможенной стоимости.
- 59. Определение и контроль таможенной стоимости товаров, перемещаемых взаимосвязанными лицами.
- Статья 4
- 60. Правовые основы определения страны происхождения товара.
- 1) Тк тс глава 7
- 2) Федеральный закон Российской Федерации от 1 июня 2011 г. N 103-фз "о ратификации Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств"
- 3) Соглашение о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств Ялта 20 ноября 2009 года
- 4) Соглашение о единых правилах определения страны происхождения товаровв тСот 25 января 2008 года
- 61. Страна происхождения товара: понятие, цели определения, механизм практического применения.
- Глава 7 "Страна происхождения товаров"
- 62. Критерии достаточной переработки товара при определении страны происхождения товара.
- 63. Кумулятивный принцип при определении страны происхождения товара.
- 64. Сущность, содержание и применение декларации о происхождении товара.
- 65. Содержание и применение сертификата о происхождении товара по форме «а».
- 66. Содержание и применение сертификата о происхождении товара по форме «ст-1».
- 67. Содержание и применение сертификата о происхождении товара по форме «ст-2».
- 68. Особенности определения страны происхождения товаров (товаров в разобранном или несобранном виде; принадлежностей, запасных частей и инструментов; упаковки).
- 69. Предварительное решение о стране происхождения товара.
- ПротокоЛот 12 декабря 2008 годаО единой системе тарифных преференций тс
- СоглашениЕот 25 января 2008 годаО едином таможенно-тарифном регулировании
- 71. Правила прямой отгрузки и непосредственной закупки при предоставлении тарифных преференций.
- 77. Основные категории товаров и иные особенности применения системы тарифных льгот.
- 78. Тарифные льготы в механизме государственного регулирования внешнеэкономической деятельности: сущность, цели, механизм реализации, практика использования.