6. Таможенно-тарифное регулирование и современная таможенная политика.
Таможенная политика представляет собой целенаправленную деятельность государства по регулированию внешнеторгового обмена (объема, структуры и условий экспорта и импорта) через установление соответствующего таможенного режима перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Таможенно – тарифное регулирование является средством реализации таможенной политики, которая должна быть направлена на достижение и решения задачи, поставленных перед государством во внешней торговле. Внешняя торговля должна способствовать повышению эффективности национальной экономики.
Условия, в которых действуют таможенные органы, динамично меняются в последние десятилетия. В результате проведения серии раундов торговых переговоров под эгидой ГАТТ уровень таможенного обложения в большинстве стран снизился, и в ряде развитых государств роль таможенных платежей как источника поступлений в национальные бюджеты уменьшилась. Однако перед таможней встали новые задачи.
Многие из них обусловлены внешними факторами, практически или совсем не контролируемыми таможенными органами. В частности, резко увеличился объем международной торговли. За период 1970 – 2000 годов стоимость мирового экспорта и импорта товаров выросла почти в 20 раз. В международной торговле появились десятки тысяч новых, сложных в технологическом плане товаров. Резко возросла скорость и надежность транспортных средств. Появились методы доставки товаров «в точно назначенное время». Многие фирмы отказались от хранения товаров на складах, и функционирование промышленных предприятий стало напрямую зависеть от четко работающей системы доставки комплектующих изделий прямо в сборочных цехах. Все это потребовало сокращения до минимума времени, идущего на таможенную обработку грузов.
Таможенная политика - часть внешнеэкономической деятельности государства. Исторически она стала первой формой государственного регулирования внешней торговли. Сущность таможенной политики проявляется в таможенно-тарифном законодательстве, организации таможенных союзов, заключении таможенных конвенций, создании свободных таможенных зон и т.д.
Формирование таможенной политики любого государства предполагает два важных подхода к определению ее направленности — это протекционизм и фритредерство.
Протекционизм - это политика, направленная на защиту собственной промышленности, сельского хозяйства от иностранной конкуренции на внутреннем рынке. Протекционистская таможенная политика направлена на создание наиболее благоприятных условий для развития отечественного производства и внутреннего рынка. Ее основные цели достигаются путем установления высокого уровня таможенного обложения на импортируемые товары и ограничением импорта.
Фритредерство - это политика свободной торговли. Она устраняет всякие помехи во внешнеторговых отношениях и достигается путем минимизации каких-либо ограничений на внешнеторговый оборот, что ведет к его росту, а также способствует более выгодному международному разделению труда и удовлетворению потребностей рынка. В отличие от протекционизма политика свободной торговли предполагает минимальный уровень таможенных пошлин и направлена на всемерное поощрение ввоза иностранных товаров на внутренний рынок страны.
Основными средствами (инструментами) реализации таможенной политики являются таможенные пошлины, сборы (тарифное, или экономическое, регулирование), процедура таможенного оформления и таможенного контроля, различные таможенные ограничения и формальности, связанные с практикой внешнеторгового лицензирования и квотирования (нетарифное, или административное, регулирование).
Административные инструменты регулирования внешней торговли просто необходимы на современном этапе. С их помощью государство в условиях самостоятельного осуществления большим числом компаний коммерческих операций может остановить рост внешнеторгового дифицита и выровнять торговый и платежный балансы, более рационально распорядиться иностранной валютой при острой ее нехватке для покупки за рубежом наиболее необходимых стране товаров, мобилизовать валютные резервы для обслуживания валютного долга. Кроме того, эти инструменты позволяют получать уступки в области ограничений импорта на условиях взаимности и добиваться отмены дискриминационных мер в странах — торговых партнерах России.
- 1. Международно-правовые основы таможенно-тарифного регулирования.
- 164 Фз об основах государственного регулированиявнешнеторговой деятельности (от 11.07.2011 n 200-фз)
- 2. Понятие, сущность и структурные элементы системы таможенно-тарифного регулирования.
- 3. Роль и место таможенно-тарифного регулирования в системе государственного регулирования внешнеторговой деятельности.
- 4. Основные принципы государственного регулирования внешнеторговой деятельности в рф.
- 5. Правовые основы таможенно-тарифного регулирования в рф.
- 6. Таможенно-тарифное регулирование и современная таможенная политика.
- 7. Перспективы развития системы таможенно-тарифного регулирования в условиях Таможенного союза.
- 8. Перспективы развития системы таможенно-тарифного регулирования в условиях участия России во Всемирной торговой организации.
- 9. Таможенно-тарифное регулирование как инструмент обеспечения экономической безопасности.
- 10. Функции и задачи таможенных органов в системе таможенно-тарифного регулирования.
- 11. Таможенные пошлины: виды, механизм их разработки, принятия и применения. Классификация таможенных пошлин.
- Методология определения таможенной пошлины
- 12. Сущность, назначение и применение сезонных пошлин.
- 13. Особые пошлины: виды, механизм их разработки, принятия и применения.
- 14. Экономическая сущность таможенной пошлины. Понятие оптимального таможенного тарифа.
- 15. Ставки таможенных пошлин: их сущность, виды, характеристика.
- 16. Механизм исчисления таможенных пошлин.
- 17. Понятие, сущность и механизм применения тарифных квот.
- 18. Тн вэд как метод систематизации таможенных пошлин.
- 19. Единый таможенный тариф как инструмент внешнеторговой политики государств-участников Таможенного союза.
- 20. Единый таможенный тариф: цели, структура, содержание.
- 21. Функции таможенного тарифа.
- 22. Принцип тарифной эскалации. Понятие и методика расчета реальной (действительной) тарифной защиты.
- 23. Принцип эффективного тарифа.
- 24. Диверсификация и унификация таможенного тарифа.
- 25. Механизм формирования и применения таможенного тарифа.
- 26. Вывозные таможенные пошлины: сущность, правовые основы, цели и механизм применения.
- 27. Порядок установления ставок вывозных таможенных пошлин на нефть сырую и отдельные товары, выработанные из нефти.
- 28. Виды таможенных процедур. Их назначение и применение.
- 29. Место таможенных процедур в системе таможенно-тарифного регулирования.
- 30 Применение таможенных пошлин в таможенных процедурах экспорта, выпуска для внутреннего потребления, таможенного транзита
- 31. Применение таможенных пошлин в таможенных процедуре таможенного склада.
- 32. Применение таможенных пошлин в таможенных процедуре переработки на таможенной территории
- 33.Применение таможенных пошлин в таможенных процедуре переработки вне таможенной территории
- 34.Применение таможенных пошлин в таможенных процедуре переработки для внутреннего потребления
- 35. Применение таможенных пошлин в отношении остатков при применении таможенных процедур переработки товаров
- 36.Применение таможенных пошлин в таможенных процедуре временный ввоз (допуска),
- 37. Применение таможенных пошлин в таможенных процедуре свободная таможенная зона.
- 38. Применение таможенных пошлин в таможенных процедурах реимпорта, реэкспорта, уничтожения, отказа в пользу государства, беспошлинной торговли, а также в специальной таможенной процедуре.
- 39. Международные принципы таможенной оценки товаров. Основные положения Соглашения по применению статьи VII гатт.
- 40. Таможенная оценка товара в системе тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности. Понятие таможенной стоимости товара.
- 41. Принципы таможенной оценки товаров. Система методов определения таможенной стоимости товара, ввозимых на таможенную территорию таможенного союза.
- 42. Содержание и условия применения метода по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1).
- 43. Структура таможенной стоимости при применении метода 1. Обязательные начисления к цене сделки.
- 44.Структура таможенной стоимости при применении метода 1. Возможные вычеты из цены сделки.
- 45. Содержание и условия применения метода по стоимости сделки с идентичными товарами (метод 2).
- 46. Содержание и условия применения метода по стоимости сделки с однородными товарами (метод 3).
- 47. Содержание и условия применения метода вычитания стоимости (метод 4).
- 48. Содержание и условия применения метода сложения стоимости (метод 5).
- 49. Содержание и условия применения резервного метода (метод 6).
- 50. Порядок и методы определения таможенной стоимости товаров, вывозимых с территории Российской Федерации.
- 51. Роль базисных условий поставки при определении таможенной стоимости.
- 52. Порядок декларирования таможенной стоимости товаров. Формы деклараций таможенной стоимости дтс-1 и дтс-2; дтс-3 и дтс-4: содержание и порядок оформления.
- 53. Виды и содержание документов, используемых для подтверждения таможенной стоимости.
- 54. Порядок контроля таможенной стоимости товаров до их выпуска.
- 55. Порядок проведения дополнительной проверки при контроле таможенной стоимости товаров.
- 56. Контроль таможенной стоимости товаров после их выпуска.
- 57. Корректировка таможенной стоимости товара и порядок ее осуществления.
- 58. Распределение компетенции в таможенных органах по принятию решения по таможенной стоимости.
- 59. Определение и контроль таможенной стоимости товаров, перемещаемых взаимосвязанными лицами.
- Статья 4
- 60. Правовые основы определения страны происхождения товара.
- 1) Тк тс глава 7
- 2) Федеральный закон Российской Федерации от 1 июня 2011 г. N 103-фз "о ратификации Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств"
- 3) Соглашение о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств Ялта 20 ноября 2009 года
- 4) Соглашение о единых правилах определения страны происхождения товаровв тСот 25 января 2008 года
- 61. Страна происхождения товара: понятие, цели определения, механизм практического применения.
- Глава 7 "Страна происхождения товаров"
- 62. Критерии достаточной переработки товара при определении страны происхождения товара.
- 63. Кумулятивный принцип при определении страны происхождения товара.
- 64. Сущность, содержание и применение декларации о происхождении товара.
- 65. Содержание и применение сертификата о происхождении товара по форме «а».
- 66. Содержание и применение сертификата о происхождении товара по форме «ст-1».
- 67. Содержание и применение сертификата о происхождении товара по форме «ст-2».
- 68. Особенности определения страны происхождения товаров (товаров в разобранном или несобранном виде; принадлежностей, запасных частей и инструментов; упаковки).
- 69. Предварительное решение о стране происхождения товара.
- ПротокоЛот 12 декабря 2008 годаО единой системе тарифных преференций тс
- СоглашениЕот 25 января 2008 годаО едином таможенно-тарифном регулировании
- 71. Правила прямой отгрузки и непосредственной закупки при предоставлении тарифных преференций.
- 77. Основные категории товаров и иные особенности применения системы тарифных льгот.
- 78. Тарифные льготы в механизме государственного регулирования внешнеэкономической деятельности: сущность, цели, механизм реализации, практика использования.