4. Источники таможенного права.
Конституция РФ
Международные конвенции и договоры
Федеральные законы, имеющие положения, относящиеся
к таможенному делу, а так же кодексы
Подзаконные акты, регулирующие таможенные правоотношения
(указы Президента РФ, постановления Правительства РФ)
Ведомственные нормативные акты (приказы Минэкономразвития России,
ФТС России, ГТК России и пр.)
Рис. Источники таможенного права
Конституция РФ — основной закон государства, т.е., по сути дела, это основа и источник для всех иных действующих нормативных правовых актов. В ч. 1 ст. 15 Конституции РФ сказано, что этот документ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ. В настоящее время в России действуют более чем 70 международных конвенций. Эти источники могут применяться в таможенном деле в качестве самостоятельных нормативных актов или являться основой при разработке подзаконных или ведомственных нормативных документов. Примеры: Конвенция о временном ввозе (заключена в Стамбуле 26 июня 1990 г.); Международная конвенция о гармонизированной системе описания и кодирования товаров от 14 июня 1983 г.; Таможенная конвенция о карнете АТА для временного ввоза товаров от 6 декабря 1961 г.; Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) от 19 мая 1956 г.и т.д.. Федеральные законы. Сегодня основным нормативным актом, регулирующим вопросы таможенного дела в РФ, является Закон о таможенном регулировании. НК также является одним из источников таможенного права — ст. 34 регламентирует полномочия таможенных органов и обязанности их должностных лиц в области налогообложения и сборов. В таможенных правоотношениях применяются и некоторые положения УК РФ. Федеральный закон от 08.12.2003 № 165-ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» предусматривает применение Правительством РФ специальных защитных мер от импорта какого-либо товара в Российскую Федерацию в таком количестве и в таких условиях, что причиняет существенный ущерб соответствующим отраслям российской экономики. Закон от 15.04.1993 № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей» содержит положения, используемые таможенными органами РФ при таможенном оформлении перемещаемых через таможенную границу РФ товаров данной категории. Валютный контроль, в том числе и контроль над порядком перемещения через таможенную границу РФ наличной валюты физическими лицами, таможенные органы РФ осуществляют, руководствуясь положениями ФЗ от 10.12.2003 № 173-Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроле». ФЗ от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» содержит положения о порядке поступления и прохождения службы в таможенных органах РФ, о правах и обязанностях лиц, проходящих таможенную службу. При хранении и учете служебного оружия таможенные органы РФ обязаны выполнять требования Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии», а при работе с отдельными источниками информации — руководствоваться Законом РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне». Подзаконные нормативные акты. К данной категории источников норм таможенного права в первую очередь относятся указы Президента РФ и постановления Правительства РФ. Постановления Правительства РФ готовятся в целях регламентации таможенных правоотношений, которые ранее были в недостаточной мере урегулированы законами РФ. Ведомственные нормативные акты. Как правило, на практике этот блок нормативных актов включает в себя самый большой объем документов, основу которого в настоящее время составляют приказы ГТК России, ФТС России и Минэкономразвития России.
5.Принципы таможенного права. Принципы таможенного права — это базовые, «незыблемые» правила, которые устанавливает государство в целях обеспечения режима перемещения товаров через таможенную границу. Принципы: 1.Принцип равноправия - все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу в порядке, установленном таможенным законодательством, за исключением случаев, предусмотренных ТК ТС, иными федеральными законами и международными договорами РФ. 2.Принцип законности - участники ВЭД обязаны соблюдать запреты и ограничения при перемещении товаров через таможенную границу ТС. 3.Принцип обязательного декларирования - все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформлению и таможенному контролю в порядке и на условиях, которые предусмотрены таможенным законодательством. 4.При осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля таможенные органы и их должностные лица не вправе устанавливать требования и ограничения, не предусмотренные актами таможенного законодательства, таможенного союза или иными правовыми актами РФ. 5.Пользование и (или) распоряжение товарами, перемещаемыми через таможенную границу, до их выпуска таможенным органом осуществляется в порядке и на условиях, которые установлены таможенным законодательством таможенного союза и РФ. Фактически это означает, что распоряжаться перемещаемыми через таможенную границу таможенного союза товарами нельзя до завершения их таможенного оформления. 6.Обязанность по совершению таможенных операций для выпуска товаров лежит на утвержденных ТК таможенного союза и Законом о таможенном регулировании лицах. 7.В случаях, предусмотренных ТК ТС, Законом о таможенном регулировании и иными правовыми актами РФ, таможенные органы РФ вправе требовать от определенных лиц гарантии надлежащего исполнения обязанностей, установленных таможенным законодательством.
Если обобщить приведенные принципы, то можно выделить основное правило, на котором строится таможенное дело — все заинтересованные лица могут перемещать через таможенную границу товары и транспортные средства, но пользоваться и распоряжаться ими в своем интересе могут только после окончания их таможенного оформления и уплаты причитающихся таможенных платежей.
6.Методы таможенно-правового регулирования. Таможенное тарифное и нетарифное регулирование Там.-тариф. регулирование – меры гос.воздействия навнешнеэкономические связи гос-ва, основ-ые на использовании ценового фактора, влияющие на внешнеторговый оборот. Цель: защита внутреннего рынка, чтимулирование прогрессивных структурных изменений в экономике. Ключевым инструментом является тамож.тариф – свод ставок тамож.пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через тамож.границу и систематизированным в соответствии с тов.номенклатурой ВЭД, Важным правовым документом в этой сф.является: при импорте – “Товарная номенклатура ТС”, а при экспорте действуют отдельные постановления прав-ва д/конкретных категорий товаров. Порядок формирования и применения там.тарифа, а так же облажение товара там.пошлинами при их перемещении через там.границу устанавливается законом “О там.тарифе”. Основные элементы там.тарифа: там.пошлина, ставки там.пошлин, том.стоимость, тарифные льготы(тарифные преференции, тарифные привилегии). Там.пошлина-обязательный платеж при ввозе/вывозе на/с там.территорию, а так же при изменении там.режима, если там.пошлины не были уплачены. Виды там.пошлин: 1)адвалорная-начисляемые в %-ах к там.стоимости, облагаемых товаров 2)специфические-начисл.в установленном размере за единицу облагаемых товаров 3)комбинированная – сочитаются оба вида там.оформления. Ставка там.пошлин – указанный в там.тарифе ден.размер пошлин. В зависимоти от эк. и полит. изменений в старне ставки могут меняться. Тамож.льготы – предоставляются на условиях взаимности или в одностороннем порядке. Тариф.преференции – там.преимущества при облажении там.пошлин для отдельных стран, на отдельные категории товаров. Там.привелегии – преимущества, предоставляемые определен.физ.и должностым лицам при перемещении тов.через там.границу. Нетарифные меры регулирования – разнообразные ограничения, которые делаются исходя из эк.интересов гос-ва: выполнение междунар-х обязательств, защиты внутрен.рынка, действия в ответ на дискриминационные меры др.гос-в, в зависимости от эк. и полит.взглядов. Меры эк.политики: установление запретов и ограничений, разрешительная система, лицензирование, спец.сертификация и др. Правовые основания запретов и ограничений на вывоз отдельных тоаров предусматривается в ст.32 ФЗ “Об основах гос.регулирования ВЭД”. Правительство России устанавливает разрешительный порядок экспорта-импорта отдельных видов товаров, которые могут оказывать неблагоприятное воздействие на: безопасность гос-ва, жизнь или здоровье людей,животных, растений, имущество физ. И юр.лиц, окружающую среду. Тов. огранияения – ограничения на ввоз или вывоз товаров. Ограничения по времени – ограничения на опред.промежуток времени. Квотирование – количествен.ограничения экспорта-импорта тов. Географические ограничения – ограничения, связанные с отдельными странами или группами стран. Разрешительная система – особый порядок перемещения тов. через там.границу, лицо должно получить разрешительный документ. Лицензирование – это регулирование компетентными гос.органами ввоза, вывоза или транзита тоаров свободное перемещение которых возможно только на основании спец.документов(лицензий).
7.Административно-правовая (императивная) и гражданско-правовая (диспозитивная) природа таможенного регулирования. Природа таможенного регулирования подразделяется на императивную и диспозитивную. Основным методом таможенного права является метод властных предписаний — императивный метод. Т.е. в большинстве таможенных правоотношений, вступающие в них субъекты находятся в неравном положении — одни управляют, распоряжаются, а другие подчиняются и выполняют распоряжения. Присутствует преобладание одной воли над другой, т.е. характерная для административного права связь типа «инспектор — контролируемый», имеющая место при функциональном подчинении. Полномочия таможенных органов основаны на императивных предписаниях, обязывающих в полной мере осуществлять контрольные и иные функции, обладая при этом властными полномочиями в области таможенного дела. Также в таможенном деле имеют место отношения, строящиеся на гражданско-правовой основе(диспозитивный метод). К примеру, участник ВЭД волен заключать договор хранения с любым владельцем СВХ на основании договора, условия которого, закрепляющие взаимные права и обязанности, могут оговариваться сторонами, так же участнику ВЭД разрешается хранить иностранные товары на собственной территории, у него имеется свобода выбора – обращаться или не обращаться к услугам таможенного представителя
8.Участники таможенных правоотношений. Субъектами таможенного права являются участники там.правоотношений. Все участники там.права подразделяются на: 1) обладающие властными полномочиями – президент, правительство, ФТС и нижестоящие там.органы (пр.министерство промышленности и торговли) 2) не обладающие властными полномочиями – юр.и физ.лица, кот.прямо или непосредственно участвуют в перемещении товаров( могут быть как российские, так и иностранные; лица без гражданства) 3) в самостоятельную группу(гл.3 ТК) относят владельцев СВХ, там.перевозчиков, владельцев там.складов и там.брокеров(только российские лица и должны быть включены в реестр).
9.Содержание и правовое регулирование лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела. ТК ТС гл.3 "Взаимоотношения таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности и лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела": Таможенный представитель – юр. лицо государства - члена ТС, которое совершает от имени и по поручению декларанта или иных заинтересованных лиц таможенные операции в соответствии с таможенным законодательством ТС на территории государства - члена ТС, таможенным органом которого он включен в реестр таможенных представителей. Таможенный перевозчик – юр.лицо государства - члена ТС, которое осуществляет перевозку товаров, находящихся под таможенным контролем, по таможенной территории ТС в соответствии с таможенным законодательством ТС. Владелец склада временного хранения – юр. лицо государства - члена ТС, которое осуществляет хранение товаров, находящихся под таможенным контролем, в случаях и на условиях, которые установлены таможенным законодательством ТС. Владелец таможенного склада – юр.лицо государства - члена ТС, которое осуществляет хранение товаров, находящихся под таможенным контролем, в случаях и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом. Владелец магазина беспошлинной торговли – юр.лицо государства - члена ТС, которое осуществляет хранение и реализацию в розницу товаров, помещенных под таможенную процедуру беспошлинной торговли, физическим лицам, выезжающим с таможенной территории ТС, а также иностранным дипломатическим представительствам, приравненным к ним представительствам международных организаций, консульским учреждениям, либо дипломатическим агентам, консульским должностным лицам и членам их семей, которые проживают вместе с ними. Уполномоченный экономический оператор – юр.лицо, получившие право применения специальных упрощений Таможенные органы ведут реестры лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела и периодически их публикуют.
- 4. Источники таможенного права.
- 10. Включение и исключение юридического лица из реестров лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела
- 11.Таможенная территория и таможенная граница тс. Государственная граница Российской Федерации
- 12. Информирование, консультирование и предварительное решение (понятия и сравнительные характеристики)
- 13.Таможенные правонарушения (понятие, виды, субъекты ответственности)
- 14.Страна происхождения товаров (понятие, назначение, критерии определения)
- 15.Понятие, содержание и назначение процедуры (внутреннего) таможенного транзита. Сравнительная характеристика с процедурой международного таможенного транзит
- Понятие и структура таможенного дела. Таможенные операции, процедуры, тарифы, статистика
- Внутренний таможенный транзит
- 18. Временное хранение товара
- 19. Понятие, стадии, содержание и общий порядок таможенного оформления товаров и транспортных средств
- 20. Документы и сведения, необходимые для таможенного оформления и декларирования товаров
- 28 Вопрос.
- 29 Вопрос.
- 30 Вопрос.
- Статья 33. Владелец магазина беспошлинной торговли
- 31 Вопрос.
- 32 Вопрос.
- 33 Вопрос.
- 34 Вопрос.
- 35 Вопрос.
- 36 Вопрос.
- Способы производства таможенного контроля (экспертиза, идентификация, применение технических средств)
- 41. Освобождение от определенных форм таможенного контроля
- Сроки уплаты таможенных платежей и порядок их изменения
- 49. Понятие, виды и правовой статус плательщиков таможенных платежей. Добросовестные и недобросовестные приобретатели товаров, ввезенных на территорию тс с нарушением таможенных правил
- 55. Общее понятие таможенных процедур (режимов). Факторы, влияющие на выбор и изменение таможенных процедур (режимов)
- 56.Понятия, содержание и особенности применения таможенных процедур (режимов) выпуска для внутреннего потребления и экспорта
- Таможенные процедуры (режимы) реимпорта и реэкспорта товаров: понятие, назначение, требования
- Понятие, назначение и порядок применения таможенных процедур (режимов) таможенного склада, свободная таможенная зона и свободный склад
- 62. Понятие, назначение и порядок применения таможенной процедуры, - беспошлинная торговля
- 63. Таможенное оформление и контроль товаров, перемещаемых в международных почтовых отправлениях
- 64. Перемещение физическими лицами через таможенную границу товаров и транспортных средств
- 65. Ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из рф валютных ценностей, валюты
- Особенности таможенного оформления и контроля товаров, перемещаемых отдельными категориями иностранных лиц
- Понятие, и способы таможенного декларирования товаров (предварительное, периодическое, неполное и др.)
- Взыскание таможенных платежей с юридических и физических лиц
- Содержание и назначение обеспечения уплаты таможенных платежей
- Выпуск товаров и его применение в таможенном регулировании. Основания для выпуска товаров. Условный выпуск товаров
- Помещение товаров на склады временного хранения. Иные места временного хранения товаров
- 72. Пункты пропуска через таможенную границу тс. Место прибытия товаров и транспортных средств на таможенную территорию тс
- 73. Этапы (стадии) производства таможенного оформления и декларирования товаров и транспортных средств. Начало и завершение таможенного оформления
- 74. Понятие, значение и виды таможенных сроков
- 75. Система, функции таможенных органов рф и их взаимодействие с другими государственными органами в области таможенного дела
- 76. Правомочия, обязанности и ответственность должностных лиц таможенных органов рф
- 77. Полномочия таможенных органов при обнаружении товаров, незаконно ввезенных на таможенную территорию тс
- 78. Права таможенных органов в отношении автотранспортных средств, перевозящих товары, находящихся под таможенным контролем