1.2 Место таможенных органов в системе органов государственного управления
Для того что бы определить место таможенных органов в системе органов государственного управления рассмотрим что представляют собой таможенные органы.
Система таможенных органов Республики Беларусь определена Таможенным кодексом Республики Беларусь. Система таможенных органов состоит из Государственного таможенного комитета Республики Беларусь и таможни [8, п. 1 ст. 312].
Государственному таможенному комитету Республики Беларусь непосредственно подчинены таможни, а также создаваемые им организации, деятельность которых способствует выполнению функций, возложенных на таможенные органы [8, п. 3 ст. 312].
Правовой статус таможенных органов устанавливается Таможенным кодексом Республики Беларусь и соответствующими положениями. Положение о Государственном таможенном комитете Республики Беларусь утверждается Президентом Республики Беларусь, о таможнях - Государственным таможенным комитетом.
Органом государственного управления в таможенной области является Государственный таможенный комитет, который входит в систему республиканских органов государственного управления [21, ч. 1 п. 1].
В соответствии с указом Президента Республики Беларусь «О некоторых вопросах таможенных органов» Государственный таможенный комитет проводит государственную таможенную политику, обеспечивает в пределах своей компетенции экономическую безопасность Республики Беларусь, осуществляет регулирование и управление в сфере таможенного дела и координирует в этой сфере деятельность других республиканских органов государственного управления и иных организаций. Государственный таможенный комитет является правоохранительным органом. Государственный таможенный комитет подчиняется Совету Министров Республики Беларусь, а по отдельным вопросам деятельности, предусмотренным законодательными актами, - исключительно Президенту Республики Беларусь [21, п. 1].
В структуру центрального аппарата Государственного таможенного комитета могут входить департаменты с правами юридического лица, образуемые по решению Президента Республики Беларусь, главные управления, управления, отделы, секторы (группы). На сегодняшний день структура Государственного таможенного комитета выглядит так:
1) Председатель Государственного таможенного комитета, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом Республики Беларусь [21, п. 10].
В настоящее время председателем Государственного таможенного комитета является Шпилевский Александр Францевич, назначен в 2001 году.
2) Заместители председателя.
3) Управление организации таможенного комитета.
4) Управление тарифного регулирования и таможенных платежей.
5) Управление организации борьбы с контрабандой и административными таможенными правонарушениями.
6) Управление таможенной статистики и информационных технологий.
7) Финансово-экономическое управление.
8) Управление организациями проектирования объектов таможенной инфраструктуры.
9) Контрольно-ревизионное управление.
10) Договорно-правовое управление.
В подчинении Государственного таможенного комитета находятся учреждение образования «Государственный институт повышения квалификации и переподготовки кадров таможенных органов Республики Беларусь» и республиканское унитарное предприятие «Белтаможсервис»[21, п. 2].
Республиканское унитарное предприятие «Белтаможсервис» основано в 1999 г. Учредителем предприятия является Государственный таможенный комитет Республики Беларусь. В его состав входят 6 региональных филиалов, филиалы «Белтаможконвой» и «Белтаможиздат». РУП «Белтаможсервис» является крупнейшим оператором на рынке логистических услуг Республики Беларусь. Логистическая деятельность, осуществляемая Предприятием на территории Республики Беларусь, основывается на создании ведомственной логистической системы с применением новейших IT-технологий, статуса 3PL-провайдера, развитой инфраструктуры во всех регионах страны. РУП «Белтаможсервис» развивается в двух взаимосвязанных направлениях:
1) Создание сети транспортно-логистических центров - участвует в программе создания транспортно-логистической системы Республики Беларусь на период до 2015 года.
2) Выполнение логистических операций в интересах клиента по всей территории Республики Беларусь, в том числе за рубежом (через контрагентов).
РУП «Белтаможсервис» также является членом Ассоциации международных экспедиторов и логистики «БАМЭ», Ассоциации международных автомобильных перевозчиков «БАМАП», Международной федерации экспедиторских ассоциаций «FIATA».
Таможни являются нижестоящими органами Государственного таможенного комитета и образуют вместе с ним единую систему таможенных органов. Таможни осуществляют свою деятельность на основании Типового положения о таможне Республики Беларусь, утвержденного приказом Государственного таможенного комитета Республики Беларусь [36].
Таможни создаются на местном уровне для непосредственного решения задач, связанных с осуществлением таможенной политики государства. Таможни, выполняя свои задачи, осуществляют схожие с Государственным таможенным комитетом функции. Если у Государственного таможенного комитета больше функций организационного, обеспечительного, регулирующего характера, то у таможен - осуществление таможенного контроля, таможенного оформления, взимания таможенных платежей.
Таможни образуются по территориальному принципу и осуществляют свою деятельность на территории подведомственного региона. Территория такого региона определяется Государственным таможенным комитетом, который создает, реорганизует и ликвидирует таможни по согласованию с Президентом Республики Беларусь. Государственный таможенный комитет также руководит деятельностью таможен.
Таможни находятся на таможенной границе или внутренней территории. Таможни, находящиеся на таможенной границе, называются пограничными. Пограничные таможни располагаются на крупных транспортных узлах. Примерами пограничных таможен в Республике Беларусь могут служить таможни «Западный Буг», Ошмянская, Гродненская региональная. Внутренними таможнями являются Минская центральная, Минская региональная.
Деление таможен Республики Беларусь, на пограничные и внутренние, соответствует мировой практике и способствует ускорению грузооборота через таможенную границу, также делает таможенный контроль более эффективным.
Таким образом, из вышесказанного в подглаве «Место таможенных органов в системе органов государственного управления» делаем вывод, что таможенные органы в системе органов государственного управления относятся к республиканским органам исполнительной власти отраслевой и функциональной компетенции.
Государственный таможенный комитет республиканский орган исполнительной власти, распространяет свои полномочия в целом на территорию Республики Беларусь, образуется и подчиняется Президенту Республики Беларусь.
Во главе Государственного таможенного комитета находится председатель, который по своей должности входит в состав Совета Министров и по статусу является министром.
Государственный таможенный комитет выполняет две группы задач:
1) межотраслевое (функциональное) управление порученной сферой - главная задача;
2) линейное руководство подчиненным ему организациями, внутриведомственное управление.
Также в таможенные органы входят таможни Республики Беларусь, которые подчиняются Государственному таможенному комитету Республики Беларусь.
1.3 Понятие взаимодействия таможенных органов и иных государственных органов Республики Беларусь
Таможенные органы осуществляют свои функции самостоятельно и во взаимодействии с иными государственными органами. Взаимодействие между государственными органами и таможенными органами можно определить как совокупность организационно-правовых форм и методов, направленных на совместное решение как общегосударственных, так и отраслевых вопросов.
Взаимодействие таможенных органов Республики Беларусь и государственных органов Республики Беларусь строится на принципах. Выделяет следующие принципы:
1) Принцип законности.
Принцип является основополагающим во взаимоотношениях между любыми органами государственного и республиканского управления. Только при неукоснительном соблюдении данного принципа можно реально говорить о правовом управлении. Такая деятельность возможна только при детальной правовой регламентации общественных отношений, возникающих в процессе взаимодействия государственных органов и таможенных органов.
2) Принцип целесообразности.
Данный принцип является вторым по значимости. Любые взаимодействия между таможенными органами с государственными органами должны иметь определенный смысл, быть направленными на реализацию общегосударственных целей. Этот принцип включает в себя и выделяемый в некоторых нормативных актах принцип соблюдения общегосударственных интересов, относясь к нему как общее к частному.
Примером общегосударственных целей служит то, что в Республике Беларусь осуществляется единая таможенная политика, являющаяся составной частью внутренней и внешней политики Республики Беларусь [8, ст. 1].
3) Принцип самостоятельности государственных органов и таможенных органов в пределах их компетенции.
4) Принцип равноправия органов государственной власти и таможенных органов. Сущность этого принципа заключается в том, что органы государственной власти и таможенные органы вступают во взаимоотношения как равные субъекты права.
Данный принцип находи свое применение в области тарифного метода регулирования (таможенных платежей). Крамник А.Н. считает, что таможенные платежи - это совокупность ставок обложения или оплаты, взимаемых таможенными органами при ввозе товаров и транспортных средств на таможенную территорию, и в других случаях, предусмотренных законодательством, выступают в качестве мер государственного воздействия на внешнеэкономические связи страны и внешнеторговый оборот [49, с. 618].
Во взимании таможенных платежей таможенные органы руководствуются Таможенным кодексом Республики Беларусь, Налоговым кодексом Республики Беларусь и актами Президента Республики Беларусь, постановлениями Совета Министров Республики Беларусь.
В Налоговом кодексе Республики Беларусь (общая часть) сказана, что установление, введение и прекращение действия республиканских налогов, сборов (пошлин) осуществляются принятием закона о внесении изменений и (или) дополнений в настоящий Кодекс, а по вопросам изменения плательщиков и отдельных элементов обложения применительно к таможенным платежам осуществляются таможенным законодательством Таможенного союза, законами о таможенном регулировании в Республике Беларусь и (или) актами Президента Республики Беларусь [4, п. 1 ст. 11].
5) Принцип согласования интересов.
На практике это достигается путем информирования друг друга о планах работы, проводимых мероприятиях, разрабатываемых документах, а также путем координации -- согласования планов, действий государственных органов и их структурных подразделений ради решения общих задач. Важную роль играет контроль за ходом выполнения согласованных мероприятий, в ходе которого дается оценка проделанному и устанавливается соответствие выполненного принятым решениям и достигнутым соглашениям. По результатам контроля устраняются отклонения от заданного состояния или корректируется решение, определяющее это состояние.
7) Принцип обеспеченности ресурсами.
Данный принцип направлен на обеспечение таможенных органов необходимыми ресурсами для реализации возложенных на эти органы полномочий. Например, в Положение о Государственном таможенном комитете Республики Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь говорится, что финансирование и материально-техническое обеспечение деятельности Государственного таможенного комитета осуществляются за счет средств республиканского бюджета и других источников, определенных законодательством [21, п. 4 гл. 1].
8) Принцип взаимной ответственности.
Во взаимоотношениях между государственными органами и таможенными органами речь должна вестись не только об ответственности таможенных органов перед государственными органами, но и об ответственности самих государственных органов.
9) Принцип гласности.
Принцип гласности заключения договоров, соглашений означает гарантию защищенности прав таможенных органов, поскольку полноценная информация обеспечивает невозможность в одностороннем порядке изменять взаимные права, обязанности и ответственность, установленную в договорном порядке.
Таким образом, по подглаве «Понятие взаимодействия таможенных органов и иных государственных органов Республики Беларусь» делаем вывод, что взаимодействия между ними строятся на принципах.
На наш взгляд принципы взаимодействия между государственными органами и таможенными органами являются основой, на которой должны строиться все взаимоотношения между данными органами, правовые формы и механизмы их взаимодействия.
- ВВЕДЕНИЕ
- 1. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ВОЗЛОЖЕННЫХ НА НИХ ФУНКЦИЙ
- 1.1 Система органов государственного управления Республики Беларусь
- 1.2 Место таможенных органов в системе органов государственного управления
- 1.4 Основные направления взаимодействия
- 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ С ИНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНАМИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
- 2.1 Взаимодействие таможенных органов с органами пограничной службы
- 3.3. Органы государственного управления Республики Беларусь
- Дайте характеристику системе таможенных органов Республики Беларусь.
- 25)Организация взаимодействия таможенных органов с иными государственными органами
- 25)Организация взаимодействия таможенных органов с иными государственными органами
- 2.4 Налоговые органы Республики Беларусь и их взаимодействие с другими государственными органами
- Вопрос 5. Таможенные органы Республики Беларусь в системе государственных органов
- Вопрос 6 Государственный таможенный комитет Республики Беларусь. Таможни Республики Беларусь
- 25)Организация взаимодействия таможенных органов с иными государственными органами
- Взаимодействие таможенных органов с иными государственными органами