Вопрос 5. Таможенные органы Республики Беларусь в системе государственных органов
1. Таможенные органы Республики Беларусь - это государственные органы, регулирующие правоотношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в сфере таможенного дела. Деятельность таможенных органов универсальна и специфична, она не имеет аналогов. Ее многоплановость проявляется в разнообразии социальных функций, выполняемых таможенными органами и закрепленных в ст. 313 ТК. Переход экономики страны на условия рыночных отношений, демонополизация внешнеэкономической деятельности, выделение таможенных органов в самостоятельную государственную структуру и многие другие факторы привели к тому, что министерства и ведомства Республики Беларусь передали таможенным органам часть своих полномочий и функций: экономических, статистических, природоохранных и др. Выполнение этих функций стало неотъемлемым элементом компетенции таможенных органов.
Правовой статус таможенных органов определяется их местом и ролью в общей системе органов государственной власти. Таможенные органы являются составной частью системы органов исполнительной власти и осуществляют исполнительную и распорядительную деятельность в сфере таможенного дела.
2. Таможенные органы действуют под общим руководством Президента Республики Беларусь и обладают строго определенной компетенцией в сфере таможенного дела.
3. Компетенция таможенных органов - это система властных полномочий, функций и задач, возлагаемых государством на таможенные органы, в их неразрывной связи между собой. Государство предоставляет таможенным органам определенные полномочия для выполнения возложенных на них функций и решения поставленных перед ними задач. Полномочия таможенных органов складываются из совокупности их прав по отношению к управляемым объектам и обязанностей перед личностью, обществом и государством. Никакие иные государственные органы не вправе принимать решения по вопросам, отнесенным к компетенции таможенных органов. Реализация компетенции таможенных органов осуществляется в различных правовых формах - путем правоустановления (издания нормативно-правовых актов), правоприменения и правоохраны.
Таможенные органы во исполнение возложенных на них функций и для решения поставленных перед ними задач имеют право издавать правовые акты управления (как нормативного, так и индивидуального характера), обязательные для исполнения всеми субъектами-участниками правоотношений, урегулированных нормами таможенного права (государственными органами, организациями и учреждениями, юридическими и физическими лицами — как белорусскими, так и иностранными).
Правоприменение в деятельности таможенных органов - это властно-регулятивные действия должностных лиц таможенных органов по претворению в жизнь предписаний правовых норм. Правоприменение должно осуществляться в точном соответствии с нормами законодательства, устанавливающими процедуру правоприменительной деятельности, круг субъектов правоприменительной деятельности и другие вопросы. Правоприменительная деятельность с нарушением требований правовых норм по ее осуществлению влечет привлечение виновных в этом должностных лиц таможенных органов к соответствующему виду юридической ответственности (вплоть до уголовной).
Правоохрана осуществляется таможенными органами путем контроля за соблюдением субъектами таможенных правоотношений требований нормативно-правовых актов, входящих в систему источников таможенного права, и применением к виновным лицам в случае их нарушения мер юридического воздействия.
4. Таможенные органы входят в систему правоохранительных органов государства. Правоохранительными являются органы, которые «всей своей деятельностью на основе закона и в соответствующих формах на демократических принципах призваны обеспечивать законность и правопорядок, защиту прав и интересов граждан, трудовых коллективов, общества и государства, предупреждать, пресекать правонарушения и применять государственное принуждение или воздействие к лицам, нарушившим законность и правопорядок». Анализ законов и подзаконных актов, регламентирующих деятельность наиболее типичных правоохранительных органов (милиции, прокуратуры, органов безопасности и др.) позволяет сделать вывод о том, что мы относим эти органы к числу правоохранительных скорее по логике, по совокупности всех выполняемых ими функций, а не потому, что так записано в нормативно-правовом акте, определяющем их компетенцию.
Правоохранительный статус таможенных органов прямо закреплен законом. В этом отличительная особенность таможенных органов как органов правоохранительных, поскольку далеко не весь перечень отнесенных к компетенции таможенных органов функций носят явно правоохранительный характер.
В соответствии с этими целями осуществляется вся деятельность таможенных органов, определяются их задачи и перечень выполняемых ими функций, которые отражаются в соответствующих нормативно-правовых актах.
- Взыскание таможенных пошлин, налогов.
- 28. Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств (денег).
- 32. Таможенный контроль после выпуска товаров. Таможенный контроль при обороте товаров, ввезенных на таможенную территорию Таможенного Союза.
- 33. Участие специалиста при проведении таможенного контроля. Привлечение специалистов и экспертов из других государственных органов для оказания содействия в проведении таможенного контроля.
- 47. Таможенная экспертиза при проведении таможенного контроля.
- 48. Заключение таможенного эксперта. Виды таможенной экспертизы. Пробы и образцы товаров.
- 49. Задержание товаров и документов на них при проведении таможенного контроля.
- 50. Основные положения о перемещении товаров через таможенную границу.
- 51. Прибытие товаров на таможенную территорию таможенного союза.
- 52. Убытие товаров с таможенной территории таможенного союза.
- 53. Порядок совершения таможенных операций, связанных с помещением товаров под таможенную процедуру. Помещение товаров под таможенную процедуру.
- 54. Таможенная декларация.
- 55. Декларация на товары.
- 57. Права, обязанности и ответственность декларанта.
- 58. Подача и регистрация таможенной декларации. Изменение и дополнение сведений, заявленных в таможенной декларации. Отзыв таможенной декларации.
- 59. Предварительное таможенное декларирование товаров. Особенности таможенного декларирования товаров.
- 86. Оперативно-розыскная деятельность таможенных органов.
- 87. Дознание, осуществляемое таможенными органами.
- 88. Уголовные преступления в таможенной сфере.
- 89. Международное сотрудничество таможенных органов.
- 90. Понятие и виды административных правонарушений в области таможенного дела.
- Вопрос 5. Таможенные органы Республики Беларусь в системе государственных органов
- Вопрос 6 Государственный таможенный комитет Республики Беларусь. Таможни Республики Беларусь
- Вопрос 7. Правовое регулирование службы в таможенных органах.
- Вопрос 9
- Вопрос 10 Условия службы в таможенных органах.
- Вопрос 82 Перемещение товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередачи
- 67. Особенности таможенного контроля товаров, помещенных под таможенный режим переработка вне таможенной территории