logo
таможка

Вопрос 7. Правовое регулирование службы в таможенных органах.

Служба в таможенных органах является видом государственной службы в Республике Беларусь, заключающимся в выполнении должностными лицами этих органов задач по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов по обеспечению от имени государства властных полномочий в сфере таможенного регулирования. Государственная служба - это вид постоянной деятельности по осуществлению от имени государства заранее определенных функций.

Под государственной службой понимается профессиональная деятельность лиц, занимающих государственные должности, осуществляемая в целях непосредственной реализации государственно-властных полномочий и (или) обеспечения выполнения функций государственных органов.

Государственным служащим является гражданин Республики Беларусь, занимающий в установленном законодательством порядке государственную должность, наделенный соответствующими полномочиями и выполняющий служебные обязанности за денежное вознаграждение из средств республиканского или местных бюджетов либо других предусмотренных законодательством источников финансирования.

Особенности государственной службы заключаются в следующем:

во-первых, характеристика службы как государственной означает, что ее содержание, принципы и функции являются производными и определяются сущностью государства, его местом и ролью в жизни общества. Государственная служба обеспечивает решение как общегосударственных политических, так и частных задач государственного управления, отражает основные задачи, функции и черты государства, идущего по пути утверждения правового, социального, демократичного и светского характера. Поэтому государственный служащий рассматривается не как просто работник, занятый на рабочем месте в строго определенные часы, а как человек государственный, представляющий и защищающий государственные интересы или представляющий и защищающий интересы народа, выступающий от имени и по поручению государства в решении вопросов, относящихся к его компетенции. Отсюда вытекают такие высокие понятия, как долг, справедливость, преданность, патриотизм, нравственность;

во-вторых, государственные служащие принимаются на работу, имеющую постоянный характер, им присваиваются категории, звания, чины и ранги;

в-третьих, государственные служащие обладают статусом, подлежащим строгому государственно-правовому регулированию. По своему положению в системе трудовых отношений государственные служащие существенно отличаются от положения тех работников, которые подпадают только под нормы общего трудового права. На государственной службе допускаются существенные ограничения прав и свобод гражданина, практически отсутствует правовое равенство между работником и работодателем. Государственная власть и ее служащие находятся в отношениях субординации. Содержание трудовых отношений формируется в рамках общего и специального регулирования социально-правового статуса государственного служащего.

2. Как социальный институт государственная служба осуществляет следующие функции:

— реализация интересов, прав и свобод граждан;

— решение социальных задач государства;

— производство государственных социальных услуг;

— регулирование социальных конфликтов;

— регулирование социального статуса государственных служащих.

Государственная служба является одним из видов общественнополезной деятельности, т.е. одним из видов труда (усилий) по целесообразному изменению и преобразованию определенной сферы общественных отношений. Эта деятельность по своему характеру управленческая, является движущей силой процесса обеспечения полномочий государственных органов, условием реализации данных полномочий.

Таможенная служба как вид профессиональной деятельности означает непрерывное, преемственное и компетентное обеспечение исполнения соответствующих полномочий лицами, находящимися на должностях в таможенных органах.

Сущность полномочий таможенных органов заключается в их праве принимать общеобязательные решения. Властные полномочия таможенных органов воплощаются в компетенции конкретного таможенного органа, закрепленной соответствующим нормативным правовым актом.

3. Принципы государственной службы – это основные, концептуальные начала, догмы и положения, на которых держится вся система государственной службы в Республике Беларусь.

Таможенная служба основывается на принципах:

— верховенства Конституции Республики Беларусь;

— служения народу Республики Беларусь;

— законности;

— приоритета прав и свобод человека и гражданина, гарантий их реализации;

— гуманизма и социальной справедливости;

— гласности;

— профессионализма и компетентности служащих таможенных органов;

— подконтрольности и подотчетности таможенных служащих, персональной ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение ими своих служебных обязанностей;

— добровольности поступления граждан на таможенную службу;

— равного доступа граждан к любым должностям в таможенной службе и продвижения по службе в соответствии с их способностями и профессиональной подготовкой;

— экономической, социальной и правовой защищенности таможенных служащих.

Вопрос 8 Права и обязанности должностных лиц таможенных органов. Ограничения, связанные со службой в таможенных органах.. Права сотрудников таможенных органов – это специальные служебные права, предоставленные им для успешного осуществления служебной деятельности. Права, предоставленные государственным служащим Законом «О государственной службе в Республике Беларусь», принадлежат на общих основаниях и сотрудникам таможенных органов. Некоторые права сотрудников таможенных органов предусмотрены в Таможенном кодексе. Конкретные служебные права сотрудника таможенных органов определяются должностной инструкцией. Сотрудники таможенных органов имеют следующие права, относящиеся к существу служебной деятельности.

Должностное лицо таможенного органа имеет право на:

— письменное закрепление своих должностных обязанностей и создание надлежащих условий для их исполнения;

— посещение в установленном порядке для исполнения должностных обязанностей государственных органов, иных организаций;

— получение в установленном порядке от граждан, государственных органов, иных организаций информации и других материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей;

— принятие решений и участие в принятии решений в соответствии с его должностными обязанностями;

— повышение в должности, персональном звании, увеличение размера денежного довольствия с учетом выслуги лет, результатов службы и уровня квалификации;

— денежное довольствие и дополнительное стимулирование труда;

— повышение квалификации и переподготовку за счет средств, предусмотренных на содержание таможенных органов;

— ознакомление с материалами своего личного дела и другими документами перед внесением их в личное дело, приобщение к личному делу своих письменных объяснений;

— проведение по его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство;

— защиту своих прав и законных интересов в соответствующих государственных органах или суде;

— участие в собраниях должностных лиц таможенных органов;

— применение физической силы, специальных средств, а также огнестрельного оружия в порядке и случаях, предусмотренных ТК;

— обязательное государственное личное социальное страхование и бесплатное медицинское обслуживание;

— отставку в соответствии с законодательством;

— пенсионное обеспечение.

Должностное лицо таможенного органа также имеет иные права в соответствии с законодательством.

2. Обязанности сотрудников таможенных органов – это установленные правовыми актами для обязательного постоянного исполнения функции и правомочия по занимаемой должности. Сотрудник таможенных органов выполняет свои обязанности в пределах своей компетенции в соответствии с действующим законодательством, присягой и контрактом. При исполнении служебных обязанностей сотрудник таможенных органов находится под защитой государства. Никто, кроме органов и должностных лиц, прямо уполномоченных на то законом, не вправе вмешиваться в его деятельность.

Под исполнением обязанностей по занимаемой должности сотрудником таможенных органов понимается следующее:

— обеспечивать соблюдение законодательства;

— обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц;

— выполнять должностные обязанности, приказы начальников, за исключением случаев, когда исполнение приказа является административным правонарушением или уголовным преступлением;

— в пределах своих должностных обязанностей своевременно и объективно рассматривать обращения граждан и юридических лиц, а также государственных органов, иных организаций и разрешать их в установленном порядке;

— соблюдать установленные в таможенном органе правила внутреннего распорядка, дисциплинарный устав, порядок работы со служебной информацией, выполнять должностные инструкции;

— поддерживать необходимый уровень квалификации для эффективного исполнения своих должностных обязанностей;

— сохранять, не распространять доверенные ему государственные секреты, в том числе после прекращения службы в таможенных органах, в течение сроков, установленных законодательством;

— не разглашать полученные при исполнении должностных обязанностей сведения, затрагивающие личную жизнь, честь и достоинство граждан, и не требовать от них представления таких сведений, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Функциональные (конкретные) обязанности должностного лица таможенного органа по занимаемой должности определяются должностной инструкцией. Типовые (примерные) должностные инструкции утверждаются ГТК.

Должностные лица таможенных органов обязаны проходить физическую и специальную подготовку, а также периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Перечень должностей должностных лиц таможенных органов, которым предоставлено право на ношение и хранение табельного огнестрельного оружия и специальных средств, а также порядок ношения и хранения указанного огнестрельного оружия и специальных средств устанавливаются ГТК.

3. Ограничения, связанные со службой в таможенных органах, четко регламентированы и не подлежат расширительному толкованию. Должностное лицо таможенного органа не вправе:

— заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также быть представителем третьих лиц по вопросам, связанным с деятельностью таможенных органов;

— принимать участие лично или через доверенных лиц в управлении коммерческой организацией;

— принимать участие в забастовках, иных действиях, нарушающих функционирование государственных органов;

— выполнять работу на условиях совместительства, кроме работы в государственных организациях, в порядке и на условиях, установленных законодательством о труде;

— выполнять связанные с таможенным делом работы по договорам гражданско-правового характера;

— оказывать с использованием своего служебного положения какое бы то ни было не предусмотренное законодательством содействие гражданам и юридическим лицам и получать за это вознаграждение, услуги и льготы;

— выполнять имеющие отношение к службе в таможенных органах указания и поручения политических партий, общественных объединений иных юридических лиц, а также граждан;

— использовать после прекращения службы в таможенных органах в интересах юридических лиц и граждан в течение срока, определенного законодательством, информацию по вопросам, которые являются государственной или иной охраняемой законом тайной.

Законодательством могут быть установлены иные ограничения, связанные со службой в таможенных органах.

4. С целью недопущения коррупции должностным лицам таможенных органов запрещается:

— вмешательство в деятельность других государственных и негосударственных органов, предприятий, учреждений и организаций, если это не входит в круг их обязанностей;

— использование своего служебного положения при решении вопросов, затрагивающих их личные интересы или интересы членов их семьи и близких родственников;

— предоставление необоснованных льгот и привилегий физическим или юридическим лицам или оказание содействия в их предоставлении;

— участие в качестве поверенных физических или юридических лиц по делам, относящимся к компетенции органа, в котором они находятся на службе (работе) или который им подчинен либо деятельность которого они контролируют;

— использование в личных интересах или в интересах физических или юридических лиц информации, полученной при исполнении служебных обязанностей, если она не подлежит официальному распространению;

— отказ в даче информации физическим или юридическим лицам, представление которой предусмотрено нормативными правовыми актами, необоснованная задержка ее, передача недостоверной или неполной информации;

— неправомерная передача предприятиям, учреждениям, организациям независимо от форм собственности и физическим лицам государственных финансовых и материальных ресурсов;

— искусственное создание препятствий физическим или юридическим лицам в реализации их прав и законных интересов;

— выполнение оплачиваемой работы на условиях штатного совместительства, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности;

— получение подарков в связи с исполнением служебных обязанностей, за исключением символических знаков внимания и символических сувениров при проведении протокольных и иных официальных мероприятий.

Нарушение данных требований служит основанием для увольнения должностных лиц со службы в таможенных органах в порядке, установленном законодательством.

Должностным лицам таможенных органов запрещается проходить службу в одном и том же таможенном органе, если они состоят между собой в близком родстве или свойстве (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов) и их служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

В таможенных органах не создаются структуры политических партий и общественных объединений, преследующих политические цели.

Должностные лица таможенных органов в целях представительства и защиты прав и законных интересов, связанных с исполнением своих должностных обязанностей, могут создавать свои объединения или вступать в профессиональные союзы.

Гражданин, принятый на службу в таможенные органы, возлагает на себя обязанность соблюдать нравственные нормы поведения, соответствующие общечеловеческим ценностям, беречь честь и достоинство должностных лиц таможенных органов, в своей службе руководствоваться моральными и этическими нормами.

Права, обязанности и ответственность руководителя таможенного органа по поддержанию служебной дисциплины, а также порядок применения поощрений и наложения дисциплинарных взысканий устанавливаются Дисциплинарным уставом.