1.4 Основные направления взаимодействия
Основные направления взаимодействия таможенных органов можно рассматривать по областям взаимодействия.
В области таможенной политики Государственный таможенный комитет разрабатывает и вносит Президенту Республики Беларусь предложения о совершенствовании таможенной политики Республики Беларусь. Государственный таможенный комитет информирует Президента и Правительство Республики Беларусь об угрозах экономической безопасности республики. Государственный таможенный комитет разрабатывает правовой, экономический и организационный механизмы реализации таможенной политики Республики Беларусь.
В области организации и руководства таможенным дело Государственный таможенный комитет разрабатывает меры и создает условия, содействующие ускорению товарооборота через таможенную границу Республики Беларусь, развитию внешнеэкономической деятельности организаций и граждан, обеспечивают реализацию этих мер. Государственный таможенный комитет по поручению Президента Республики Беларусь определяет особенности правового регулирования таможенных режимов. Государственный таможенный комитет организует толкование положений и практическое применение товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, а также работу по подготовке предложений о внесении в товарную номенклатуру изменений и дополнений.
Например, Государственный таможенный комитет Республики Беларусь осуществляет ведение Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности. В обязанности Государственного таможенного комитета входит: разработка, изменения, дополнения, толкования и применения международной основы Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности. Государственный таможенный комитет следит за изменениями и дополнениями международной основы Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности.
Государственный таможенный комитет выдает в предусмотренных законодательством Республики Беларусь случаях лицензии и квалификационные аттестаты, аннулирует и отзывает такие лицензии и аттестаты. Государственный таможенный комитет Республики Беларусь обеспечивает ведение реестров таможенных агентов, таможенных перевозчиков, банков и иных кредитно-финансовых организаций, признанных в качестве гарантов обеспечивать уплаты таможенных платежей.
В области организации взимания таможенных платежей Государственный таможенный комитет разрабатывает методику взимания и обеспечивает взимание таможенных пошлин, налогов и иных таможенных платежей. Государственный таможенный комитет обеспечивает своевременное и полное внесение таможнями в республиканский бюджет таможенных платежей.
Государственный таможенный комитет участвует в составлении республиканского бюджета на очередной финансовый год.
В области организации таможенного и валютного контроля Государственный таможенный комитет организует и совершенствует таможенный контроль и таможенное оформление товаров, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь.
Государственный таможенный комитет разрабатывает и осуществляет меры тарифного и нетарифного регулирования внешнеэкономической деятельности.
Государственный таможенный комитет обеспечивает самостоятельно и во взаимодействии с иными правоохранительными органами проведение специальных мероприятий в зонах таможенного контроля, организует систему защиты объектов таможенной инфраструктуры.
Государственный таможенный комитет является органом осуществляющим и организующим в соответствии со своей компетенцией валютный контроль.
Государственный таможенный комитет в области борьбы с таможенными правонарушениями организует борьбу с контрабандой, обеспечивает содействия соответствующим органам в борьбе с международным терроризмом, организованной преступностью и в пресечении незаконного вмешательства в аэропортах Республики Беларусь в деятельность международной гражданской авиации.
В пределах своей компетентности Государственный таможенный комитет осуществляет оперативно-розыскную деятельность, обеспечивает выполнение таможенными органами функций дознания, производство по делам об административных таможенных правонарушениях. Например, в Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях есть глава «Административные правонарушения против порядка таможенного регулирования (административные таможенные правонарушения)» [3, гл. 14].
В области законодательства и обеспечения законности в таможенном деле Государственный таможенный комитет издает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по таможенному делу.
В области учета, информации и консультирования Государственный таможенный комитет организует ведение таможенной статистики внешней торговли и специальной таможенной статистики Республики Беларусь.
В области международного сотрудничества Республики Беларусь Государственный таможенный комитет по таможенному делу обеспечивает выполнение международных обязательств Республики Беларусь в части таможенного дела, проводит переговоры и вносит предложения о заключении таких договоров, осуществляет сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями по вопросам таможенного дела, участвует в работе таких организаций.
В области руководства деятельностью таможенных органов по согласованию с Президентом Республики Беларусь Государственный таможенный комитет определяет систему таможенных органов, создает, реорганизует и ликвидирует таможни, создает таможенные лаборатории.В области кадрового обеспечения таможенных органов Государственный таможенный комитет Республики Беларусь организует подготовку, переподготовку и повышение квалификации должностных лиц таможенных органов, подготовку специалистов для работы в таможенных лабораториях.
Рассмотрим взаимодействия таможенных органов по формам взаимодействия. По мнению Крамника А.Н. к формам относятся организационно-правовые и управленческие. Организационно-правовые - это формы единоначалия и коллегиальности, управленческие - правовые и неправовые формы. [49, с. 646].
Среди организационно-правовых форм взаимодействия таможенных органов с иными государственными органами превалирует единоначальная форма. В единоначальная форме проявляется деятельность лиц таможенных органов, являющихся должностными лицами и представителями власти. Единоначальная форма объединяет действия, с помощью которых управленческие вопросы решаются одним лицом.
Как считает Крамник А.Н. в системе таможенных органов должностные лица, которые наделены полномочиями внешнего характера, выступают в двойном статусе: должностных лиц и представителей власти. Другие служащие таможенных органов, не являющиеся начальствующим составом, но имеющие подобные полномочия, относятся только к представителям власти [49, с. 647].
В таможенном законодательстве Республики Беларусь по-разному определяется статус единоначальной формы. Есть случаи, четко указывающие должностные лица и устанавливающие полномочия по решению тех или иных вопросов этими должностными лицами [8, п. 3 ст. 10]. В других случаях назначается конкретный руководитель или обозначается таможенный орган [8, п. 1 ст. 10].
Правовыми формами взаимодействия являются такие, которые объединяют управленческие действия таможенных органов и влекут наступления правовых последствий - это установления, изменения или прекращения таможенных отношений, осуществление установления, изменения или отмены правовых норм, либо то и другое одновременно. В правовых формах выражается государственно-властная деятельность, властные полномочия таможенных органов. Правовые формы воплощаются в правовых актах таможенных органов. Основными правовыми актами Государственного таможенного комитета являются: приказы, постановления, инструкции, положения, правила, указания.
К неправовым формам относятся организационная форма и материально-техническая форма.
Таким образом, из вышеизложенного по подглаве «Основные направления взаимодействия» можно сделать вывод, что Государственный таможенный комитет Республики Беларусь по основным направлениям взаимодействует:
- в области таможенной политики;
- в области организации и руководства таможенными делами;
- в области организации взимания таможенных пошлин;
- в области организации таможенного и валютного контроля;
- в области борьбы с таможенными правоохранительными органами;
- в области законодательства и обеспечения законности в таможенном деле;
- в области учета, информации и консультирования;
- в области международного сотрудничества Республики Беларусь;
- в области руководства деятельностью таможенных органов;
- в области кадрового обеспечения таможенных органов.
В процессе взаимодействия таможенные органы, их должностные лица вправе использовать те формы взаимодействия, которые предписаны, если в законодательных актах Республики Беларусь не предусмотрена возможность поступать по усмотрению. Выбор формы определяется характером осуществляемых таможенными органами или должностным лицом управленческих действий и обстоятельствами.
Написав главу: «Понятие и содержание взаимодействия государственных органов по реализации возложенных на них функций» можно сделать вывод, что государственные органы реализуют свои функции путем выполнения возложенных на них задач. Все государственные органы Республики Беларусь работают в тесной взаимосвязи между собой, выполняя конкретно поставленные перед ними задачи. Задачи и функции государственных органов Республики Беларусь реализуются в конкретных действиях этих органов и должностных лиц, осуществляемых в определенных формах и соответствующими методами. Формы признаны обеспечивать наиболее целесообразное выполнение функций государственных органов, достижения целей в работе государственных органов с наименьшими затратами сил, средств и времени. Формы деятельности многообразны. Однако это не свидетельствует о том, что каждый государственный орган Республики Беларусь полностью самостоятелен в выборе способа своих действий. Форма деятельности регламентируется административно-правовыми нормами. Это можно проследить в положениях об отдельных государственных органах.
На наш взгляд основные функции государственных органов Республики Беларусь совпадают. К таким функциям можно отнести: проведение единой государственной политики; защиту экономических интересов Республики Беларусь; защиту прав и интересов граждан, предприятий, учреждений и организаций.
За годы независимости Республики Беларусь удалось создать стройную систему государственных органов. Элементы этой системы взаимосвязаны и цель их работы построение демократического государства, где на первое место будут выходить обеспечение и охрана прав и свобод человека и гражданина, создание равных условий для работы организаций, относящихся к различным формам собственности. Система органов государственного управления Республики Беларусь почти исключает противоречивость и несогласованность в работе входящих в нее органов.
- ВВЕДЕНИЕ
- 1. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ВОЗЛОЖЕННЫХ НА НИХ ФУНКЦИЙ
- 1.1 Система органов государственного управления Республики Беларусь
- 1.2 Место таможенных органов в системе органов государственного управления
- 1.4 Основные направления взаимодействия
- 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ С ИНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНАМИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
- 2.1 Взаимодействие таможенных органов с органами пограничной службы
- 3.3. Органы государственного управления Республики Беларусь
- Дайте характеристику системе таможенных органов Республики Беларусь.
- 25)Организация взаимодействия таможенных органов с иными государственными органами
- 25)Организация взаимодействия таможенных органов с иными государственными органами
- 2.4 Налоговые органы Республики Беларусь и их взаимодействие с другими государственными органами
- Вопрос 5. Таможенные органы Республики Беларусь в системе государственных органов
- Вопрос 6 Государственный таможенный комитет Республики Беларусь. Таможни Республики Беларусь
- 25)Организация взаимодействия таможенных органов с иными государственными органами
- Взаимодействие таможенных органов с иными государственными органами