3.1. Роль и место информационных систем и информационных технологий при перемещении культурных ценностей через таможенную границу РФ
Как уже отмечалось в первой главе, информатизация коснулась далеко не всех направлений деятельности таможенных органов. В частности, это касается таможенного оформления и таможенного контроля культурных ценностей при перемещении их физическими лицами.
Контроль за ввозом культурных ценностей на территорию РФ осуществляется сначала таможенными органами, затем они регистрируются в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия РФ (Россвязьохранкультуры), где вносятся в соответствующий реестр культурных ценностей, ввезенных на территорию РФ. Сложнее обстоит вопрос о контроле вывоза таких предметов. Информатизация таможенных органов практически не затронула данную сферу таможенного оформления и таможенного контроля.
Поэтому, основными направлениями деятельности в части информационно-технического обеспечения таможенных структур, занимающихся оформлением и контролем культурных ценностей, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации должны стать:
§ Развитие методологической, нормативно-правовой и методической базы по всему комплексу вопросов информатизации деятельности по перемещению культурных ценностей через таможенную границу РФ;
§ Внедрение в соответствующие структурные подразделения новых информационных технологий, развитие и совершенствование информационно-технической инфраструктуры, новых технических средств таможенного контроля за вывозом культурных ценностей.
§ Разработка и реализация принципов, методов и механизмов системной интеграции объектов информационно-технической инфраструктуры соответствующих структурных подразделений;
§ Обеспечение информационной безопасности соответствующих подразделений таможенных органов.
§ Совершенствование системы информационного взаимодействия таможенных органов и их соответствующих структурных подразделений, занимающимися вопросами вывоза культурных ценностей с территории РФ, с органами государственной исполнительной власти, такими как Управление Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия РФ (Россвязьохранкультуры), ее территориальными органами, другими государственными и негосударственными организациями Российской Федерации и зарубежных стран (музеями, выставочными центрами);
Первым шагом на пути к информатизации процесса контроля таможенными органами перемещения культурных ценностей стала работа по внедрению качественно новой системы администрирования в таможенных органах. Система МИАИС - это система межведомственного информационного взаимодействия контролирующих органов, находящихся в пунктах пропуска на границе. По концепции, система представляет собой интеграционный сегмент различных ведомств на базе государственного информационного центра, который разрабатывается Министерством связи и массовых коммуникаций и сегмента пункта пропуска.
Вдобавок ко всему, МИАИС должна содержать единую базу данных разрешительных документов, которые выдаются не только федеральными службами, находящимися на границе, но также и теми, которые участвуют в системе запретов, ограничений и разрешений, например: Управление Федеральной службы по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия РФ, Федеральная служба технического и экспортного контроля (ФСТЭК), Федеральная служба военно-технического сотрудничества (ФСВТС) и др.
Данная система должна значительно упростить и оптимизировать процесс прохождения не только транспортных средств в пункте пропуска на границе, но так же и физических лиц, перемещаемых культурные ценности. Это будет достигаться за счет однократного ввода сведений о предметах, параллельной обработки данных сведений контролирующими органами, организации взаимодействия с ведомственными информационными системами и государственным информационным центром для проверки заявленных сведений на предмет соблюдения запретов и ограничений.
Минкомсвязи проводил обследования готовности органов исполнительной власти, осуществляющих полномочия на государственной границе к внедрению этой системы. Готовность Федеральной таможенной службы оценена на 69%, остальные ведомства от 30 до 0%.
Например: Россвязьохранкультуры - практически 0%, т. к. собственной информационной системы в этой организации не существует, каналов связи для передачи данных нет, обработка ведется в бумажном виде, регистрация ведется либо в журналах, либо на локальном персональном компьютере.
Работа по созданию системы МИАИС ведется довольно медленно. План реализации концепции до сих пор не разработан.
В 2006 - 2007 годах ФТС России организовала проведение работ по созданию Межведомственной интегрированной автоматизированной информационной системы автомобильного пункта пропуска (аналог сегмента пункта пропуска МИАИС), но, к сожалению, работа прекратилась на стадии согласования с другими контролирующими органами. Главное управление информационных технологий ФТС России было вынуждено информировать Правительство об остановке данного проекта.
Подобная интегрированная система между таможенными органами и подразделениями Россвязьохранкультуры будет иметь много преимуществ, среди которых можно выделить следующие:
§ Упрощение таможенного оформления культурных ценностей при пересечении таможенной границы РФ;
§ Повышение эффективности таможенного контроля культурных ценностей при пересечении таможенной границы РФ;
§ Отслеживание путей законного перемещения предметов, представляющих культурную ценность, через таможенную границу РФ;
§ Контроль обратного ввоза культурных ценностей
§ Минимизация рисков, связанных с возможностью «подкупить» должностное лицо таможенных органов для целей незаконного вывоза культурного наследия страны;
§ Минимизация рисков, касающихся предоставления недостоверных разрешительных документов для вывоза культурных ценностей.
Экономический эффект от разработки и внедрения подобной системы трудно переоценить.
Ежегодно сотрудники таможенных органов выявляют и пресекают факты незаконного перемещения предметов изобразительного искусства, включая иконы, а так же старинных музыкальных инструментов, монет, рукописных, старопечатных и редких книг, православных крестов, орденов и медалей, старинных часов и других предметов, являющихся предметами старины и искусства.
Только за 2007 год было пресечено более 1500 попыток нелегального перемещения через таможенную границу России предметов, представляющих культурную и историческую ценность общей стоимостью более 250 тыс. долларов США. При этом следует учитывать, что невозможно выразить в цифрах духовное и моральное богатство общества.
Согласно вышеперечисленным основаниям можно сделать вывод, что создание интегрированной информационной межведомственной системы для осуществления контроля за перемещением культурных ценностей на данном этапе информатизации таможенных органов крайне необходимо для сохранения культурного наследия нашей страны.
- Глава 1. Применение информационных систем и технологий в деятельности таможенных органов РФ
- 1.2. История внедрения информационных систем и технологий в деятельность таможенных органов РФ
- 1.2. Проблемы внедрения информационных систем и технологий в деятельность таможенных органов РФ
- Глава 2. Порядок перемещения культурных ценностей через таможенную границу РФ физическими лицами (с использованием программы Bpwin)
- 2.1. Понятие и перечень культурных ценностей
- 2.2. Вывоз Культурных ценностей
- 2.3. Ввоз культурных ценностей
- Глава 3. Способы применения информационных систем и информационных технологий при перемещении культурных ценностей через таможенную границу Российской Федерации
- 3.1. Роль и место информационных систем и информационных технологий при перемещении культурных ценностей через таможенную границу РФ
- 3.2. Создание интегрированной информационной межведомственной системы для осуществления контроля за вывозом культурных ценностей на примере СУБД Microsoft Access
- Заключение
- Контроль и надзор за деятельностью таможенных органов
- 51.Понятие, система и основные полномочия Федеральной таможенной службы рф
- Федеральная служба рф по контролю за оборотом наркотиков. Таможенные органы
- Федеральная таможенная служба
- 13.2. Федеральная таможенная служба рф и система ее органов
- 47.Федеральная налоговая служба и таможенные органы
- Служба в органах прокуратуры рф.
- 25. Федеральная таможенная служба в системе федеральных органов исполнительной власти.
- 47.Федеральная налоговая служба и таможенные органы российской федерации