logo
Анализ системы взаимодействия таможенных органов Федеральной службы по надзору РФ

1.2. История внедрения информационных систем и технологий в деятельность таможенных органов РФ

Работы по автоматизации таможенных технологий начались в 1990-х годах. В это время был создан Главный научно-информационный вычислительный центр ГТК России, который возглавил все работы по созданию автоматизированных систем. Главным достижением таможенной службы России в области автоматизации за прошедшие годы является создание Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов - ЕАИС. Первоначально, основными задачами ЕАИС были:

§ Контроль за начислением и взиманием таможенных платежей;

§ Ведение таможенной статистики внешней торговли;

§ Автоматизация финансово-хозяйственной деятельности таможенных органов;

На начальном этапе разработки ЕАИС создавались отдельные автоматизированные рабочие места для сотрудников функциональных подразделений таможенных органов без объединения их в единое информационное пространство. Начиная с 1992 г. ГТК России приступил к формированию на регулярной основе первых статистических сводок внешней торговли на базе выписок из грузовых таможенных деклараций (ГТД). В течение 1992-1993 гг. были отработаны технологии таможенного оформления и ввода первичной информации в ЕАИС в машиночитаемом виде и создания массивов электронных копий ГТД.

В дальнейшем постепенно были автоматизированы основные функциональные задачи таможенной службы. Кроме ведения таможенной статистики полностью было автоматизировано таможенное оформление, внедрены контроль доставки товаров, валютно-экспортный контроль, контроль начисления таможенных платежей, налажена информационная поддержка борьбы с нарушителями таможенных правил и контрабандой, обеспечен информационный обмен с другими правоохранительными органами и налоговой службой.

Уже в 1994 г. более 75% информации поступало в центральную базу данных ГТК России по каналам связи. В 1997 г. в таможенной системе была внедрена первая версия электронной почты, и с этого времени практически вся информация поступала в ГТК России по каналам передачи данных.

В конце 2000 г. председателем ГТК России М.В. Ваниным перед специалистами информационно-технической службы была поставлена новая задача - развернуть комплекс работ по созданию и внедрению в таможенных органах системы оперативного управления таможенной деятельностью. Даже по постановке эта задача в корне отличалась от обычных задач автоматизации таможенных процедур. Если раньше говорилось о создании системы сбора и обработки информации, то теперь предстояло замкнуть цикл управления, сформировать так называемый канал обратной связи, который позволит на основе полученной оперативной информации о ходе таможенного оформления выработать рекомендации для таможенных органов, довести их до исполнителей и обеспечить контроль выполнения.

Эта работа послужила началом серьезного переосмысления концепции информатизации таможенных органов России.

Руководство ГТК России отчетливо понимало, что планируемое вступление Российской Федерации во Всемирную торговую организацию (ВТО) требует создания информационных систем качественно нового уровня, отвечающего требованиям Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур. В соответствии с ней таможенная служба должна при выборе форм таможенного контроля использовать систему управления рисками и, где это возможно, информационные технологии и средства электронных телекоммуникаций.

Именно поэтому следующим проектом стало создание автоматизированной системы анализа и управления рисками в таможенном деле. Этот проект был ориентирован на формирование системы оперативного контроля за таможенным оформлением, использование комплекса баз данных обеспечения деятельности функциональных подразделений ГТК России, создание комплексной системы информационного обеспечения контроля таможенной стоимости и внедрение системы удаленного доступа к базам данных федеральных органов исполнительной власти и контролирующих организаций.

Представление о таможне XXI века диктовало необходимость изменений во многих аспектах таможенной деятельности, связанных с информатизацией. Российские законы лишь частично регулировали проведение торговых операций в электронной форме, и практически отсутствовали правовые нормы, регулирующие выполнение таможенных процедур с использованием электронной формы декларирования. Учитывая эти обстоятельства, в проект нового Таможенного кодекса были заложены соответствующие положения, позволяющие представлять документы в таможенные органы в электронном виде.

Прежде всего речь идет об электронном декларировании товаров и транспортных средств. Кроме того, в проект нового Таможенного кодекса Российской Федерации была введена специальная глава Глава 40 ТК РФ. Информационные системы и информационные технологии в таможенном деле. Ст. 423-427., определяющая порядок применения информационных технологий в таможенном деле. При этом наиболее важной является статья, в которой говорится о возможности представления документов с использованием информационных систем (п. 4 ст. 425 ТК РФ)