1.4 Особенности государственного ветеринарного контроля в рамках ВТО
С 22 августа 2012 года Россия стала членом Всемирной торговой организации (ВТО). Официальный сайт ВТО [Электронный ресурс]. Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.wto.org. Следствием этого стало практически полное соответствие норм Таможенного союза условиям вступления России в ВТО, так как еще в октябре 2011 года комиссия ТС начала приводить все нормы Таможенного союза в соответствие с нормами ВТО. Кроме того, было решено, что в случае вступления в ВТО нормы этой организации будут иметь большую силу, чем нормы ТС.
Стороны ТС должны обеспечивать, чтобы санитарные, ветеринарные и фитосанитарные меры основывались на соответствующей оценке рисков жизни или здоровью человека, животного или растения, с учетом методик оценки риска, разработанных соответствующими международными организациями, включая Комиссию Кодекс Алиментариус, Международное эпизоотическое бюро, а также соответствующими международными и региональными организациями, действующими в рамках Международной конвенции по карантину и защите растений. Об эквивалентности санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер и о проведении оценки риска: решение Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 835 (ред. от 11.02.2014) // СПС Консультант плюс, 2014 [Электронный ресурс]. Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.consultant.ru/document/
Установление эквивалентности санитарных, ветеринарно-санитарных и фитосанитарных мер проводится в соответствии с Методическими указаниями по оценке эквивалентности санитарных мер, связанных с системой контроля и сертификации пищевых продуктов (CAC/GL 53-2003), Методическими указаниями по разработке соглашений о признании эквивалентности систем контроля и сертификации импорта и экспорта пищевых продуктов (CAC/GL 34-1999) Комиссии Кодекса Алиментариус Кодекс Алиментариус [Электронный ресурс]. Режим доступа: World Wide Web. URL: www.codexalimentarius.org/codex-home/ru, Кодексом наземных и водных животных Международного эпизоотического бюро и Руководством по установлению и признанию эквивалентности фитосанитарных мер Международной конвенции по карантину и защите растений (ISPM-24).
Одним из важнейших направлений работы МЭБ является создание глобальных, региональных и национальных стратегий и программ по обеспечению здоровья животных. Программы МЭБ учитывают тенденцию ускоренного роста мирового потребления продукции животного происхождения. В условиях глобализации происходит беспрецедентное по масштабам перемещение товаров и людей, что создает принципиально новые условия для быстрого распространения патогенных микроорганизмов. Помимо этого, на распространение возбудителей и переносчиков болезней оказывает большое влияние изменение климата. При этом 605 патогенов человека - это зоонозы, более 75% новых болезней - также зоонозы. Нельзя не учитывать, что 80% микроорганизмов, которые могут использоваться биотеррористами, зоонозны. Зоонозные болезни вызывают 2,3 млрд. случаев заболевания человека и 1,7 миллиона случаев гибели людей в год. Помимо этого, ими заболевает одно животное из каждых семи. Ежегодные потери мирового животноводства от зоонозных болезней оцениваются в 20%. В этой связи императивно необходимым на уровне отдельных стран становится совершенствование национального ветеринарного законодательства, обеспечивающее соответствующий надзор, ранее обнаружение вспышек заболеваний, систему диагностических лабораторий, прозрачность, а также единство и эффективность национальной ветеринарной службы в целом.
Для того, чтобы привести российское законодательство в соответствие с нормами ВТО, а также узаконить дополнительные меры поддержки сельхоз товаропроизводителей, в настоящее время ведется работа по внесению изменений в ряд федеральных законов: «О развитии сельского хозяйства» О развитии сельского хозяйства: федеральный закон от 29 декабря 2006г. N 264-ФЗ // СПС Гарант [Электронный ресурс]. Режим доступа URL: http://www.garant.ru, «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» О крестьянском (фермерском) хозяйстве: федеральный закон от 11.06.2003 N 74-ФЗ (ред. от 23.06.2014) // СПС Гарант [Электронный ресурс]. Режим доступа World Wide Web. URL: http://www.garant.ru, «О карантине растений» О карантине растений: федеральный закон от 21.07.2014 N 206-ФЗ (21 июля 2014г.) // СПС Гарант [Электронный ресурс]. Режим доступа World Wide Web. URL: http://www.garant.ru, «О внесении изменений в Федеральный закон Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве)». В самое ближайшее время планируется доработать законопроекты, «О семеноводстве» О семеноводстве: федеральный закон от 17.12.1997 N 149-ФЗ (ред. от 23.06.2014г.) // СПС Гарант [Электронный ресурс]. Режим доступа World Wide Web. URL: http://www.garant.ru, и создать «О генетических растительных ресурсах», «О производстве органической сельскохозяйственной продукции».
К негативным последствиям вступления в ВТО можно назвать следующие моменты:
1. Требование замены ветеринарных сертификатов, которые выдаются на каждую партию товара, на импортное разрешение; ведь считается, что российские сертификаты - дискриминация иностранных импортеров;
2. Запрет ГМО;
3. Запрет импорта мяса с гормонами роста.
4. Ограничение мер государственной поддержки. С 2013 года исключено или значительно сокращено прямое субсидирование затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на поддержку производства, включая льготы на топливо, электроэнергию и льготное кредитование. Вместо них оказана господдержка за счет выделения субсидий на возмещение части затрат. Если до 2012 года Правительство России могло выделять на поддержку АПК порядка 9 миллиардов долларов в год, то к 2018 году - концу переходного периода - объем прямой поддержки, соответствующей правилам ВТО, должен снизиться до 4,4 миллиарда долларов. Та же Швейцария, например, площадь пахотных земель в которой несоизмеримо меньше, чем в России, может тратить на поддержку своих сельхозпроизводителей до 5,8 миллиарда долларов. США могут выделять на эти цели 19 миллиардов долларов. Все это заведомо ставит сельхозпроизводителей России в невыгодные условия. В связи с этим Минсельхоз России разрабатывает адаптационные меры, которые применяются сегодня - субсидирование ставок, отдельных видов расходов, приобретение сельхозтехники, минеральных удобрений - перевести в формы, которые соответствуют правилам ВТО. Астапов, К. Формирование единого экономического пространства стран СНГ / К.Остапов // Мировая экономика и международные отношения. - 2014. - №1. - С. 16-21.
Необходимо использовать возможности так называемой «зеленой корзины». Соглашение Всемирной торговой организации по сельскому хозяйству обязывает страны классифицировать внутренние меры поддержки сельского хозяйства в соответствии с одной из четырех категорий, которые на языке ВТО называют «корзинами». «Зеленая» корзина - это научные исследования, подготовка и повышение квалификации кадров, информационно-консультационное обслуживание, ветеринарные и фитосанитарные мероприятия, контроль безопасности продуктов питания; содействие сбыту сельхозпродукции, включая сбор, обработку и распространение рыночной информации, совершенствование инфраструктуры (строительство путей, электросетей, мелиоративных сооружений), содействие структурной перестройке сельскохозяйственного производства (например, выплаты по программам перевода производства из агарного сектора в неаграрный) и ряд других направлений.
В ряде стран в связи с присоединением к ВТО компетенции ветеринарных служб были расширены и сегодня охватывают все основные звенья продовольственного цикла: «от стойла - к столу». Муталимов, В.А. Россия стартует в ВТО: прогноз экономической безопасности / В.А. Муталимов // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - Краснодар: КубГАУ, 2012. - №01(75). - С. 834-843.
Поскольку в цепочке «от фермы - до бойни», ветеринарные врачи выполняют двойную функцию, обеспечивая, во-первых, эпизоотический надзор за недугами поголовья, а во-вторых, контролируя безопасность мяса и других продуктов животного происхождения для рядового потребителя, требуется создание трехуровневой системы мониторинга, которая включает:
1. Федеральный уровень - целевые программы, сформированные на основе анализа риска, касающиеся, в основном, экспортной и импортной продукции (МР, НАССР - узаконены международными стандартами).
2. Субъектовый уровень - программы, созданные на основе приоритетов в конкретном субъекте РФ: ветеринарным службам субъектов РФ необходимо осуществлять регулярный надзор за осуществлением производителями внутреннего производственного контроля.
3. Внутренний (само -) контроль производителей, вовлеченных в пищевую цепочку - программы самоконтроля также официально узаконены международными стандартами.
Для эффективности мониторинга необходимы следующие условия:
-прозрачность, оперативное регулирование при выявлении нарушений;
-разработка недостающих нормативных документов, регулирующих проведение мониторинга и принятия соответствующих
административных мер при выявлении нарушений;
-унификация методов, используемых при проведении мониторинговых исследований;
-ответственность за проведение программ обеспечения благополучия в животноводческих хозяйствах по инфекционным болезням и безопасности продукции в соответствии с международным законодательством возложена на владельца.
Правительством РФ предлагается принять меры по укреплению функций и полномочий Минсельхоза России и Россельхознадзора:
- повысить эффективность государственной системы контроля качества и безопасности сельскохозяйственного сырья и продовольствия на всех этапах их обращения - от производства до потребителя;
- сформировать ведомственную сеть научно-исследовательских учреждений, институтов, лабораторий, центров, в целях разработки и внедрения современных методов исследований, соответствующих международным требованиям, а также для подготовки научных обоснований для принятия соответствующих решений;
- наделить Министерство и Россельхознадзор дополнительными полномочиями и увеличить штатную численность.
Нормы ВТО, касающиеся сферы регулирования ТС, становятся частью правовой системы ТС.
Договором устанавливается приоритет обязательств стороны в рамках ВТО перед её обязательствами в рамках ТС. При этом любая присоединяющаяся к ВТО Сторона обязана информировать другие Стороны и координировать с ними действия в отношении принятия обязательств в качестве условия её присоединения, требующих внесения изменений в правовую систему ТС.
Таким образом, вступление России в ВТО, также существование Таможенного Союза, потребует гармонизации многих сфер российского законодательства с нормами международного права.
На сегодняшний день достаточно идет достаточно много споров в рамках ВТО.
Например, американские эксперты настаивают на исключении из Перечня ряда кодов видов подкарантинной продукции, утверждая, что с ними карантинные объекты ввезены быть не могут, поскольку речь идет о продукции глубокой переработки, такой как мука, жмых, шрот. Грязев И. Новый кодекс: все только начинается / И.Грязев // Таможенные новости. -2014. -№12. - С. 9-14. К сожалению, американские специалисты при подготовке своих комментариев не приняли во внимание, что в такой продукции карантинные для Таможенного союза объекты могут встречаться в виде засорителей. Мониторинг фитосанитарного состояния грузов, проводимый Россельхознадзором, показал, например, что при ввозе на территорию России соевой и кукурузной муки достаточно часто выявляются карантинные объекты -- до 10 случаев в год, в шротах карантинные сорняки выявляются более чем в ста случаях в год. Вызывает удивление и то, что США просят привести техническое обоснование по каждому виду подкарантинной продукции, включенной в Перечень -- при том, что в самих США не существует аналогичного перечня, а вопрос о разрешении ввоза на территорию США подкарантинной продукции решается в каждом конкретном случае отдельно с обязательным оформлением разрешения на ввоз каждой партии продукции. При этом существует обширный перечень продукции, запрещенной к ввозу в США, включающий более 400 видов, тогда как России в список всходит лишь 85 видов.
Также Россельхознадзор с некоторым недоумением воспринимает настоятельные рекомендации Евросоюза сократить проект Перечня карантинных объектов Таможенного союза из 187 видов, -- при том, что Перечень карантинных объектов самого Евросоюза включает в себя 348 видов. Официальный сайт Россельхознадзор [Электронный ресурс]. Режим доступа: World Wide Web. URL: www.fsvps.ru/ Россельхознадзор предполагает, что это предложение является следствием политики двойных стандартов. Примечательно, что большая часть вредных организмов, предлагаемых для включения в Единый перечень, распространены в Америке и Австралии, и отсутствуют на территории Европейского союза, тогда как при их попадании на территорию стран Таможенного союза они будут представлять реальную угрозу для биологической безопасности самого Евросоюза. При этом Россельхознадзор сообщает Еврокомиссии о том, что Директива ЕС/2000/29 сделала фактически невозможной поставки из России в страны Евросоюза картофеля, посадочного и семенного материала, в том числе сосны сибирской, причем без каких-либо научных обоснований.
Технические положения, касающиеся качественных характеристик, условий для презентации продукта или его описания (например, маркировка, упаковка и информации) и условий перевозки груза (испытания, проверки и карантин) содержатся в стандартах, одобренных признанным компетентным органом. Такие стандарты, касающиеся здоровья животных и гигиены продуктов питания, вероятно, являются наиболее серьезным препятствием для расширения международной торговли мясом, особенно между странами-экспортерами с низкими доходами и странами-импортерами с высокими доходами Технические требования вводятся для того, чтобы защитить здоровье человека, животных и растений, окружающей среды, или национальной безопасности.
В мире все возрастает беспокойство по поводу безопасности пищевых продуктов в результате:
- Заболеваний, связанных с продуктами питания, например получением инфекции Salmonella Enteritidis, следов антибиотиков, афлатоксинов, пестицидов, гербицидов в продуктах питания .
- Ограниченный опыт применения инноваций в производстве продуктов питания и обработки, например, использование гормонов или облучение пищевых продуктов.
- Рост появляющихся (емержентных) болезней, в частности зоонозов.
11 сентября 2013 в Москве за Круглым столом `Развития евразийской интеграции и торговли в целях обеспечения устойчивости сельского хозяйства и продовольственной безопасности была представлена диаграмма экономических убытков от появляющихся болезней (представлена в приложении 1)
- Введение
- Глава 1. Основы ветеринарного контроля при перемещении товаров через таможенную границу
- 1.1 Определение и сущность государственного ветеринарного контроля
- 1.2 Организация государственного ветеринарного контроля в РФ
- 1.3 Ветеринарный контроль в рамках ЕврАзЭс и ЕАЭС
- 1.4 Особенности государственного ветеринарного контроля в рамках ВТО
- Глава 2. Обеспечение ветеринарного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу ТС
- 2.1 Осуществление ветеринарного контроля
- VII. Порядок осуществления ветеринарного контроля (надзора) при транзите подконтрольных товаров через таможенную территорию таможенного союза
- 3.2. Особенности перемещения через таможенную границу Таможенного союза товаров, подлежащих ветеринарному, карантинному фитосанитарному и санитарно-эпидемиологическому контролю
- 1.3. Нормативно-правовая база осуществления контроля при пропуске лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную границу Российской Федерации
- Основные принципы перемещения товаров через таможенную границу.
- Взаимодействие таможенных органов с органами государственной власти, осуществляющих контроль при перемещении товаров через таможенную границу России.
- Основные положения о перемещении товаров через таможенную границу
- 2) Запреты и ограничения при перемещении товаров через таможенную границу;
- Статья 319. Взаимодействие таможенных органов с государственными органами, которые осуществляют контроль в время перемещения товаров через таможенную границу Украины
- 2.4. Порядок перемещения через таможенную границу Российской Федерации товаров, подлежащих ветеринарному контролю