logo
Анализ особенностей осуществления ветеринарного контроля при перемещении товаров через таможенную границу

1.1 Определение и сущность государственного ветеринарного контроля

Ввоз или вывоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза и их выпуск таможенными органами под таможенную процедуру для внутреннего потребления осуществляется при соблюдении запретов и ограничений, установленных в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза. "Таможенный кодекс Таможенного союза" (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) (ред. от 10.10.2014) // СПС Гарант [Электронный ресурс]. Режим доступа: World Wide Web. URL: http://www.garant.ru

К таким запретам и ограничениям относится, в том числе и следующий комплекс мер:

- меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов;

- особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами;

- санитарно-эпидемиологические требования;

- ветеринарные требования;

- карантинные требования;

- фитосанитарные требования.

Международными договорами государств - членов Таможенного союза, а также Комиссией Таможенного союза принят исчерпывающий ряд решений, устанавливающий как перечни подконтрольных объектов (товаров), так и порядок соответствующих видов контроля (надзора).

Суть принятых решений состоит в том, чтобы максимально минимизировать риски негативного воздействия на граждан и в целом на национальную безопасность государств - членов Таможенного союза при использовании потреблении товаров, производимых за его пределами.

Принятие решений осуществлялось на следующих принципах:

- унификация национальных законодательств;

- снятие административных барьеров во взаимной торговле;

- взаимная помощь при выполнении международных обязательств каждой из стран, взятых на себя самостоятельно, либо при применении запретов и ограничений при ввозе и вывозе отдельных товаров, принятых государством в одностороннем порядке;

- максимальное сокращение функций таможенных органов по обеспечению запретов и ограничений во взаимной торговле, и прежде всего на внутренней границе Таможенного союза. Мокров, Г.Г. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности: учебное пособие / Г.Г. Мокров. - М.: ЮРКНИГА, 2013. - C. 367.

В соответствии со статьей 4 Кодекса ТС запреты и ограничения - это комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий в себя:

- меры нетарифного регулирования;

- меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами;

- меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования;

- санитарно-эпидемиологические;

- ветеринарные;

- карантинные;

- фитосанитарные;

- радиационные требования, которые установлены международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, изданные в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза.

Исходя из вышесказанного ветеринарные, карантинные и фитосанитарные требования являются составной частью запретов и ограничений, применяемых в Таможенном союзе, и действуют на день фактического пересечения товарами таможенной границы, если иное не установлено Кодексом или в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза.

Итак, "ветеринарный контроль " - это деятельность уполномоченных органов, направленная на предотвращение ввоза и распространения возбудителей заразных болезней животных, в том числе общих для человека и животных, и товаров (продукции), не соответствующих ветеринарным (ветеринарно-санитарным) требованиям, а также предупреждение, обнаружение, пресечение нарушений законодательства таможенного союза и законодательства государств ТС в области ветеринарии. О ветеринарии: закон РФ от 14.05.1993 N 4979-1 (ред. от 18.07.2011, с изм. от 04.06.2014) // СПС Гарант [Электронный ресурс]. Режим доступа World Wide Web. URL: http://www.garant.ru Установим схожесть и разницу понятий контроль и надзор. Контроль - это учёт, проверка, сущность которого выражается в том, что субъект управленческого органа осуществляется контроль над тем, как на объекте выполняются требования вышестоящего органа. Также контроль - это одна из важнейших функций управления, без которой невозможно существование как отдельного предприятия, так и государства в целом. Контроль

осуществляется как постоянно, так и время от времени (например, государственная проверка деятельности организации, осуществляемая раз в несколько лет).

Под надзором понимают непрерывное наблюдение и проверку, связанную с обеспечением неукоснительного исполнения законов. Характерный признак надзора в том, что он связан с юридической деятельностью. Цель контролирующих органов - не только осуществить контроль, но и проверить целесообразность того или иного процесса. Оценка целесообразности при надзорных функциях не осуществляется, так как цель надзора - исключительно неукоснительное исполнение законов и конституции.

Под государственным ветеринарным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, Законом «о ветеринарии», О ветеринарии: закон РФ от 14.05.1993 N 4979-1 (ред. от 18.07.2011, с изм. от 04.06.2014) // СПС Гарант [Электронный ресурс]. Режим доступа World Wide Web. URL: http://www.garant.ru другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области ветеринарии, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению или устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных государственных органов по систематическому наблюдению за исполнением требований законодательства Российской Федерации в области ветеринарии, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований законодательства Российской Федерации в области ветеринарии при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.