logo search
Otvety_k_ekzamenam_za_6_let / Таможенное право(не мои ответы)

101. Основания приостановления выпуска товаров.

Особую актуальность в настоящее время приобретают вопросы, связанные с нарушениями в сфере защиты прав интеллектуальной собственности. Использование без согласия правообладателейпроизведений литературы, видеозаписей, музыкальных произведений в коммерческих целях не только наносит существенныйущерб экономике государства, но инарушает права авторов, потребителей указанной продукции.

В целях реализации эффективности борьбыс нарушениями в сфере интеллектуальной деятельности, предоставления заинтересованному лицу возможности для принятия мер по пресечению нарушений прав на объекты интеллектуальной собственностиТК РФ предусматривает положения о принятии таможенными органами в отношении объектов интеллектуальной собственности мер, связанных с приостановлением выпуска товаров(глава 38 ТК РФ).

Статья 393 ТК.

Таможенные органы в порядке, предусмотренном настоящей главой, принимают меры, связанные с приостановлением выпуска товаров,на основаниизаявления обладателя исключительных прав (интеллектуальной собственности) на объекты авторского права и смежных прав, на товарные знаки, знаки обслуживания и обладателя права пользования наименованием места происхождения товара.

Предусмотренные главой 38 ТК РФ меры принимаются при перемещении товаровчерез таможенную границуили совершении иных действий с товарами, находящимися под таможенным контролем. Меры, принимаемые таможенными органами,не препятствуютправообладателю прибегатьк любым средствам защитысвоих прав в соответствии с законодательством РФ.

Таким образом, если при осуществлении таможенного оформленияи таможенного контроля таможенный орган выявляет товары, указанные правообладателем (его представителем) какконтрафактные, выпуск таких товаровприостанавливается на 10 рабочих дней.По мотивированному письменному запросу правообладателя (его представителя) указанныйсрок может быть продлен, но не более чем еще на 10 рабочих дней, если указанное лицо обратилось в уполномоченные в соответствии с законодательством РФ органы за защитой прав правообладателя.

Решение о приостановлении выпуска товарови продлении срока приостановления выпуска товаров принимаетсяначальником таможенного органаили лицом, его замещающим, в письменной форме.

Таможенный органне позднее следующего дня после дня приостановления выпуска товаровуведомляет декларантаи правообладателя(его представителя) о:

Правообладатель в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерациинесет ответственностьза имущественный вред, причиненный декларанту, собственнику, получателю товаров или лицув результате приостановления выпуска товаровв соответствии с ТК РФ,еслив установленном законодательством РФ порядкене будет определено, что товары (включая их упаковку и этикетку) являютсяконтрафактными.

Приостановление выпуска товаров является таможенной процедурой, предусматривающей порядок дей­ствий таможенных органов, а также правообладателей и декларан­тов в отношении товаров, содержащих объект интеллектуальной собственности и обладающих признаками контрафактных.

Основанием для приостановления выпуска товаров является заявление правообладателя, подаваемое в Федеральную таможен­ную службу России.

Правообладатель - обла­датель исключительных прав на объект интеллектуальной собствен­ности. При этом лицо, которое использует, например, товарный знак на основании лицензионного договора по законодательству Рос­сийской Федерации не является правообладателем.

ТК РФ предусмотрено, что меры по обеспечению защиты прав правообладателей принимаются как при перемещении товаров через таможенную границу, так и при совершении иных действий с товарами, находящимися под таможенным контролем.

Контроль осуществляется в отношении:

1) объекты авторского права;

2) объекты смежных прав;

3) товарные знаки;

4) знаки обслуживания;

5) наименование места происхождения товаров.

Меры, принимаемые таможенными органами по приостанов­лению выпуска товаров, не препятствуют правообладателю при­бегать к любым средствам защиты своих прав, предусмотренных законодательством РФ.

Правообладатель (или его законный представитель) вправе подать заявление в ФТС России о принятии мер, связанных с приостанов­лением выпуска таких товаров, если у него есть основания полагать, что может иметь место нарушение его прав на вышеуказанные объекты интеллектуальной собственности при пе­ремещении товаров через таможенную границу или совершении иных действий с товарами, находящимися под таможенным конт­ролем, как например:

Заявление должно быть в письменной форме на русском языке и подаваться непосредственно или направляться в ФТС России по почте, для рассмотрения в Главном управлении товарной номенк­латуры и торговых ограничений (ГУТНиТО).

Естественно, что отдельные сведения и документы составля­ются на иностранном языке, например, если правообладатель яв­ляется иностранным лицом (в таком случае к заявлению прилага­ется их перевод на русский язык).

К заявлению должны быть приобщены следующие основные документы, без которых заявление рассмотрению не подлежит и возвращается заявителю:

В том случае, когда заявление подается не са­мим правообладателем, а его доверенным лицом. Заявление должно содержать следующие сведения:

  1. о правообладателе (и его представителе);

  2. об объекте интеллектуальной собственности;

  3. о товарах, являющихся, по мнению правообладателя, кон­трафактными;

  4. о сроке, в течение которого, по мнению правообладателя, ему потребуется содействие таможенных органов в приостановле­нии выпуска товаров.

В отношении объекта интеллектуальной собственности в за­явлении указываются такие сведения, как:

Правообладатель по своему усмотрению может указать любые другие сведения, которые тем или иным способом могут быть по­лезны таможенным органам для выявления товаров, обладающих признаками контрафактных.

Правообладатель может приобщить к заявлению образцы товаров, которые могут служить подтвержде­нием имеющегося, по его мнению, факта нарушения его прав. Это могут быть образцы товаров, обладающих признаками контрафак­тных, а также образцы оригинальных товаров в целях их сравне­ния и определения отличительных особенностей.

Требование о представлении достаточно подробных сведений о товарах, обладающих признаками контрафактных, напрямую свя­зано с нормой ТК РФ. Норма ТК РФ: в том случае, когда в установлен­ном законодательством РФ порядке (т.е. судеб­ным решением) не будет определено, что товары, выпуск которых приостановлен таможенными органами на основании заявления пра­вообладателя, являются контрафактными, правообладатель несет ответственность за имущественный вред, причиненный в резуль­тате приостановления выпуска товаров декларанту, собственнику, получателю товаров, импортеру, контрактодержателю или иному лицу, обладающему полномочиями в отношении таких товаров.

(Учебник!)Приостановление выпуска товаров является таможенной процедурой, предусматривающей порядок дей­ствий таможенных органов, а также правообладателей и декларан­тов в отношении товаров, содержащих объект интеллектуальной собственности и обладающих признаками контрафактных.

Основанием для приостановления выпуска товаров является заявление правообладателя, подаваемое в Федеральную таможен­ную службу России.

Правообладатель - обла­датель исключительных прав на объект интеллектуальной собствен­ности. При этом лицо, которое использует, например, товарный знак на основании лицензионного договора по законодательству Рос­сийской Федерации не является правообладателем.

ТК РФ предусмотрено, что меры по обеспечению защиты прав правообладателей принимаются как при перемещении товаров через таможенную границу, так и при совершении иных действий с товарами, находящимися под таможенным контролем.

Контроль осуществляется в отношении:

1) объекты авторского права;

2) объекты смежных прав;

3) товарные знаки;

4) знаки обслуживания;

5) наименование места происхождения товаров.

Меры, принимаемые таможенными органами по приостанов­лению выпуска товаров, не препятствуют правообладателю при­бегать к любым средствам защиты своих прав, предусмотренных законодательством РФ.

Правообладатель (или его законный представитель) вправе подать заявление в ФТС России о принятии мер, связанных с приостанов­лением выпуска таких товаров, если у него есть основания полагать, что может иметь место нарушение его прав на вышеуказанные объекты интеллектуальной собственности при пе­ремещении товаров через таможенную границу или совершении иных действий с товарами, находящимися под таможенным конт­ролем, как например:

Заявление должно быть в письменной форме на русском языке и подаваться непосредственно или направляться в ФТС России по почте, для рассмотрения в Главном управлении товарной номенк­латуры и торговых ограничений (ГУТНиТО).

Естественно, что отдельные сведения и документы составля­ются на иностранном языке, например, если правообладатель яв­ляется иностранным лицом (в таком случае к заявлению прилага­ется их перевод на русский язык).

К заявлению должны быть приобщены следующие основные документы, без которых заявление рассмотрению не подлежит и возвращается заявителю:

В том случае, когда заявление подается не са­мим правообладателем, а его доверенным лицом. Заявление должно содержать следующие сведения:

  1. о правообладателе (и его представителе);

  2. об объекте интеллектуальной собственности;

  3. о товарах, являющихся, по мнению правообладателя, кон­трафактными;

  4. о сроке, в течение которого, по мнению правообладателя, ему потребуется содействие таможенных органов в приостановле­нии выпуска товаров.

В отношении объекта интеллектуальной собственности в за­явлении указываются такие сведения, как:

Правообладатель по своему усмотрению может указать любые другие сведения, которые тем или иным способом могут быть по­лезны таможенным органам для выявления товаров, обладающих признаками контрафактных.

Правообладатель может приобщить к заявлению образцы товаров, которые могут служить подтвержде­нием имеющегося, по его мнению, факта нарушения его прав. Это могут быть образцы товаров, обладающих признаками контрафак­тных, а также образцы оригинальных товаров в целях их сравне­ния и определения отличительных особенностей.

Требование о представлении достаточно подробных сведений о товарах, обладающих признаками контрафактных, напрямую свя­зано с нормой ТК РФ. Норма ТК РФ: в том случае, когда в установлен­ном законодательством РФ порядке (т.е. судеб­ным решением) не будет определено, что товары, выпуск которых приостановлен таможенными органами на основании заявления пра­вообладателя, являются контрафактными, правообладатель несет ответственность за имущественный вред, причиненный в резуль­тате приостановления выпуска товаров декларанту, собственнику, получателю товаров, импортеру, контрактодержателю или иному лицу, обладающему полномочиями в отношении таких товаров.

Таможенные органы обязаны уведомить правообладателя (его представителя) о приостановлении выпуска товаров, обладающих признаками контрафактных.

Правообладатель, в свою очередь, в течение 10 дней обязан предпринять конкретные шаги, направлен­ные на защиту своих прав — обратиться в суд или иные компетен­тные органы.

В противном случае товары выпускаются, а объект интеллектуальной собственности подлежит исключению из тамо­женного реестра объектов интеллектуальной собственности и, со­ответственно, в дальнейшем не подлежит защите таможенными органами Российской Федерации посредством принятия, мер, свя­занных с приостановлением выпуска товаров.

Заявитель обязан представить в ФТС России документ, под­тверждающий обеспечение обязательства, либо представить дого­вор страхования риска ответственности за причинение вреда.

Заявление, отвечающее приведенным требованиям, подлежит рассмотрению ФТС России в течение одного месяца со дня его поступления.В случае возникновения необходимости проведения проверки представленных правообладателем сведений ФТС России может продлить срок рассмотрения заявления. При этом общий срок его рассмотрения не должен быть более двух месяцев.

При проверке заявленных сведений ФТС России вправе запра­шивать у лица, подавшего заявление, у государственных органов, у иных лиц документы, подтверждающие заявленные сведения, причем указанные лица обязаны представить запрашиваемые до­кументы в течение 10 дней со дня получения запроса. За непред­ставление запрашиваемых сведений статьей 19.7 КоАП предусмот­рена административная ответственность.

По результатам рассмотрения заявления в установленные за­коном сроки ГУТНиТО ФТС России принимает одно из двух ре­шений:

О принятом решении правообладатель в обязательном поряд­ке уведомляется в письменной форме в течение 3-х дней со дня его принятия.