101. Основания приостановления выпуска товаров.
Особую актуальность в настоящее время приобретают вопросы, связанные с нарушениями в сфере защиты прав интеллектуальной собственности. Использование без согласия правообладателейпроизведений литературы, видеозаписей, музыкальных произведений в коммерческих целях не только наносит существенныйущерб экономике государства, но инарушает права авторов, потребителей указанной продукции.
В целях реализации эффективности борьбыс нарушениями в сфере интеллектуальной деятельности, предоставления заинтересованному лицу возможности для принятия мер по пресечению нарушений прав на объекты интеллектуальной собственностиТК РФ предусматривает положения о принятии таможенными органами в отношении объектов интеллектуальной собственности мер, связанных с приостановлением выпуска товаров(глава 38 ТК РФ).
Статья 393 ТК.
Таможенные органы в порядке, предусмотренном настоящей главой, принимают меры, связанные с приостановлением выпуска товаров,на основаниизаявления обладателя исключительных прав (интеллектуальной собственности) на объекты авторского права и смежных прав, на товарные знаки, знаки обслуживания и обладателя права пользования наименованием места происхождения товара.
Предусмотренные главой 38 ТК РФ меры принимаются при перемещении товаровчерез таможенную границуили совершении иных действий с товарами, находящимися под таможенным контролем. Меры, принимаемые таможенными органами,не препятствуютправообладателю прибегатьк любым средствам защитысвоих прав в соответствии с законодательством РФ.
Таким образом, если при осуществлении таможенного оформленияи таможенного контроля таможенный орган выявляет товары, указанные правообладателем (его представителем) какконтрафактные, выпуск таких товаровприостанавливается на 10 рабочих дней.По мотивированному письменному запросу правообладателя (его представителя) указанныйсрок может быть продлен, но не более чем еще на 10 рабочих дней, если указанное лицо обратилось в уполномоченные в соответствии с законодательством РФ органы за защитой прав правообладателя.
Решение о приостановлении выпуска товарови продлении срока приостановления выпуска товаров принимаетсяначальником таможенного органаили лицом, его замещающим, в письменной форме.
Таможенный органне позднее следующего дня после дня приостановления выпуска товаровуведомляет декларантаи правообладателя(его представителя) о:
приостановлении выпуска товаров;
причинах и сроках такого приостановления;
сообщает декларанту наименование (фамилию, имя, отчество) и адрес правообладателя (его представителя);
Сообщает правообладателю (его представителю) - наименование (фамилию, имя, отчество) и адрес декларанта.
Правообладатель в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерациинесет ответственностьза имущественный вред, причиненный декларанту, собственнику, получателю товаров или лицув результате приостановления выпуска товаровв соответствии с ТК РФ,еслив установленном законодательством РФ порядкене будет определено, что товары (включая их упаковку и этикетку) являютсяконтрафактными.
Приостановление выпуска товаров является таможенной процедурой, предусматривающей порядок действий таможенных органов, а также правообладателей и декларантов в отношении товаров, содержащих объект интеллектуальной собственности и обладающих признаками контрафактных.
Основанием для приостановления выпуска товаров является заявление правообладателя, подаваемое в Федеральную таможенную службу России.
Правообладатель - обладатель исключительных прав на объект интеллектуальной собственности. При этом лицо, которое использует, например, товарный знак на основании лицензионного договора по законодательству Российской Федерации не является правообладателем.
ТК РФ предусмотрено, что меры по обеспечению защиты прав правообладателей принимаются как при перемещении товаров через таможенную границу, так и при совершении иных действий с товарами, находящимися под таможенным контролем.
Контроль осуществляется в отношении:
1) объекты авторского права;
2) объекты смежных прав;
3) товарные знаки;
4) знаки обслуживания;
5) наименование места происхождения товаров.
Меры, принимаемые таможенными органами по приостановлению выпуска товаров, не препятствуют правообладателю прибегать к любым средствам защиты своих прав, предусмотренных законодательством РФ.
Правообладатель (или его законный представитель) вправе подать заявление в ФТС России о принятии мер, связанных с приостановлением выпуска таких товаров, если у него есть основания полагать, что может иметь место нарушение его прав на вышеуказанные объекты интеллектуальной собственности при перемещении товаров через таможенную границу или совершении иных действий с товарами, находящимися под таможенным контролем, как например:
перемещение товаров с границы до таможни оформления,
хранение на складе,
упаковка,
переупаковка.
Заявление должно быть в письменной форме на русском языке и подаваться непосредственно или направляться в ФТС России по почте, для рассмотрения в Главном управлении товарной номенклатуры и торговых ограничений (ГУТНиТО).
Естественно, что отдельные сведения и документы составляются на иностранном языке, например, если правообладатель является иностранным лицом (в таком случае к заявлению прилагается их перевод на русский язык).
К заявлению должны быть приобщены следующие основные документы, без которых заявление рассмотрению не подлежит и возвращается заявителю:
документы, подтверждающие наличие прав на объект интеллектуальной собственности (свидетельство, договор о передаче исключительных прав (авторский, об уступке);
доверенность, выданная правообладателем в том случае, если заявление подается не самим правообладателем, а его представителем;
обязательство о возмещении имущественного вреда, который может быть причинен в результате приостановления выпускатоваров;
документы, подтверждающие сведения о правообладателе и его представителе
В том случае, когда заявление подается не самим правообладателем, а его доверенным лицом. Заявление должно содержать следующие сведения:
о правообладателе (и его представителе);
об объекте интеллектуальной собственности;
о товарах, являющихся, по мнению правообладателя, контрафактными;
о сроке, в течение которого, по мнению правообладателя, ему потребуется содействие таможенных органов в приостановлении выпуска товаров.
В отношении объекта интеллектуальной собственности в заявлении указываются такие сведения, как:
форма произведения (письменная, звуко или видеозапись,изображение, объемно-пространственная и т.д.);
вид произведения (литературное, программа для ЭВМ, музыкальное, аудиовизуальное, живопись, скульптура, графика, дизайн, фотографическое и т.д.);
наименование каждого из заявляемых объектов;
описание каждого из заявляемых объектов;
сведения о документах, подтверждающих наличие прав;
сведения о договорах на передачу прав;
сведения о документах, подтверждающих введение товаров, содержащих объекты авторского права, в гражданский оборот на территории РФ непосредственно правообладателем или с его согласия.
Правообладатель по своему усмотрению может указать любые другие сведения, которые тем или иным способом могут быть полезны таможенным органам для выявления товаров, обладающих признаками контрафактных.
Правообладатель может приобщить к заявлению образцы товаров, которые могут служить подтверждением имеющегося, по его мнению, факта нарушения его прав. Это могут быть образцы товаров, обладающих признаками контрафактных, а также образцы оригинальных товаров в целях их сравнения и определения отличительных особенностей.
Требование о представлении достаточно подробных сведений о товарах, обладающих признаками контрафактных, напрямую связано с нормой ТК РФ. Норма ТК РФ: в том случае, когда в установленном законодательством РФ порядке (т.е. судебным решением) не будет определено, что товары, выпуск которых приостановлен таможенными органами на основании заявления правообладателя, являются контрафактными, правообладатель несет ответственность за имущественный вред, причиненный в результате приостановления выпуска товаров декларанту, собственнику, получателю товаров, импортеру, контрактодержателю или иному лицу, обладающему полномочиями в отношении таких товаров.
(Учебник!)Приостановление выпуска товаров является таможенной процедурой, предусматривающей порядок действий таможенных органов, а также правообладателей и декларантов в отношении товаров, содержащих объект интеллектуальной собственности и обладающих признаками контрафактных.
Основанием для приостановления выпуска товаров является заявление правообладателя, подаваемое в Федеральную таможенную службу России.
Правообладатель - обладатель исключительных прав на объект интеллектуальной собственности. При этом лицо, которое использует, например, товарный знак на основании лицензионного договора по законодательству Российской Федерации не является правообладателем.
ТК РФ предусмотрено, что меры по обеспечению защиты прав правообладателей принимаются как при перемещении товаров через таможенную границу, так и при совершении иных действий с товарами, находящимися под таможенным контролем.
Контроль осуществляется в отношении:
1) объекты авторского права;
2) объекты смежных прав;
3) товарные знаки;
4) знаки обслуживания;
5) наименование места происхождения товаров.
Меры, принимаемые таможенными органами по приостановлению выпуска товаров, не препятствуют правообладателю прибегать к любым средствам защиты своих прав, предусмотренных законодательством РФ.
Правообладатель (или его законный представитель) вправе подать заявление в ФТС России о принятии мер, связанных с приостановлением выпуска таких товаров, если у него есть основания полагать, что может иметь место нарушение его прав на вышеуказанные объекты интеллектуальной собственности при перемещении товаров через таможенную границу или совершении иных действий с товарами, находящимися под таможенным контролем, как например:
перемещение товаров с границы до таможни оформления,
хранение на складе,
упаковка,
переупаковка.
Заявление должно быть в письменной форме на русском языке и подаваться непосредственно или направляться в ФТС России по почте, для рассмотрения в Главном управлении товарной номенклатуры и торговых ограничений (ГУТНиТО).
Естественно, что отдельные сведения и документы составляются на иностранном языке, например, если правообладатель является иностранным лицом (в таком случае к заявлению прилагается их перевод на русский язык).
К заявлению должны быть приобщены следующие основные документы, без которых заявление рассмотрению не подлежит и возвращается заявителю:
документы, подтверждающие наличие прав на объект интеллектуальной собственности (свидетельство, договор о передаче исключительных прав (авторский, об уступке);
доверенность, выданная правообладателем в том случае, если заявление подается не самим правообладателем, а его представителем;
обязательство о возмещении имущественного вреда, который может быть причинен в результате приостановления выпускатоваров;
документы, подтверждающие сведения о правообладателе и его представителе
В том случае, когда заявление подается не самим правообладателем, а его доверенным лицом. Заявление должно содержать следующие сведения:
о правообладателе (и его представителе);
об объекте интеллектуальной собственности;
о товарах, являющихся, по мнению правообладателя, контрафактными;
о сроке, в течение которого, по мнению правообладателя, ему потребуется содействие таможенных органов в приостановлении выпуска товаров.
В отношении объекта интеллектуальной собственности в заявлении указываются такие сведения, как:
форма произведения (письменная, звуко или видеозапись,изображение, объемно-пространственная и т.д.);
вид произведения (литературное, программа для ЭВМ, музыкальное, аудиовизуальное, живопись, скульптура, графика, дизайн, фотографическое и т.д.);
наименование каждого из заявляемых объектов;
описание каждого из заявляемых объектов;
сведения о документах, подтверждающих наличие прав;
сведения о договорах на передачу прав;
сведения о документах, подтверждающих введение товаров, содержащих объекты авторского права, в гражданский оборот на территории РФ непосредственно правообладателем или с его согласия.
Правообладатель по своему усмотрению может указать любые другие сведения, которые тем или иным способом могут быть полезны таможенным органам для выявления товаров, обладающих признаками контрафактных.
Правообладатель может приобщить к заявлению образцы товаров, которые могут служить подтверждением имеющегося, по его мнению, факта нарушения его прав. Это могут быть образцы товаров, обладающих признаками контрафактных, а также образцы оригинальных товаров в целях их сравнения и определения отличительных особенностей.
Требование о представлении достаточно подробных сведений о товарах, обладающих признаками контрафактных, напрямую связано с нормой ТК РФ. Норма ТК РФ: в том случае, когда в установленном законодательством РФ порядке (т.е. судебным решением) не будет определено, что товары, выпуск которых приостановлен таможенными органами на основании заявления правообладателя, являются контрафактными, правообладатель несет ответственность за имущественный вред, причиненный в результате приостановления выпуска товаров декларанту, собственнику, получателю товаров, импортеру, контрактодержателю или иному лицу, обладающему полномочиями в отношении таких товаров.
Таможенные органы обязаны уведомить правообладателя (его представителя) о приостановлении выпуска товаров, обладающих признаками контрафактных.
Правообладатель, в свою очередь, в течение 10 дней обязан предпринять конкретные шаги, направленные на защиту своих прав — обратиться в суд или иные компетентные органы.
В противном случае товары выпускаются, а объект интеллектуальной собственности подлежит исключению из таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности и, соответственно, в дальнейшем не подлежит защите таможенными органами Российской Федерации посредством принятия, мер, связанных с приостановлением выпуска товаров.
Заявитель обязан представить в ФТС России документ, подтверждающий обеспечение обязательства, либо представить договор страхования риска ответственности за причинение вреда.
Заявление, отвечающее приведенным требованиям, подлежит рассмотрению ФТС России в течение одного месяца со дня его поступления.В случае возникновения необходимости проведения проверки представленных правообладателем сведений ФТС России может продлить срок рассмотрения заявления. При этом общий срок его рассмотрения не должен быть более двух месяцев.
При проверке заявленных сведений ФТС России вправе запрашивать у лица, подавшего заявление, у государственных органов, у иных лиц документы, подтверждающие заявленные сведения, причем указанные лица обязаны представить запрашиваемые документы в течение 10 дней со дня получения запроса. За непредставление запрашиваемых сведений статьей 19.7 КоАП предусмотрена административная ответственность.
По результатам рассмотрения заявления в установленные законом сроки ГУТНиТО ФТС России принимает одно из двух решений:
о принятии заявления к исполнению, т.е. о принятии мер, связанных с приостановлением выпуска товаров, обладающих признаками контрафактных;
об отказе в принятии таких мер.
О принятом решении правообладатель в обязательном порядке уведомляется в письменной форме в течение 3-х дней со дня его принятия.
- 1. Предмет таможенного права.
- 2. Методы и принципы таможенного права.
- 4. Источники таможенного права.
- 5. Таможенные правовые отношения.
- 6. Нормы таможенного права.
- 7. Субъекты таможенно-правовых отношений.
- 8. Система таможенных органов в рф.
- 1. Контрольной:
- 6. Информационно-консультативной:
- 9. Действие таможенного права во времени, в пространстве и по кругу лиц.
- 10. Запреты и ограничения на перемещение товаров через таможенную границу рф.
- 11. Общая правовая характеристика таможенного оформления.
- 12. Таможенные процедуры и таможенные операции.
- 13. Порядок таможенного оформления.
- 14. Начало и завершение таможенного оформления.
- 15. Место и время производства таможенного оформления.
- 16. Документы и сведения, необходимые для таможенного оформления.
- 17. Таможенное оформление и контроль иных гос органов.
- 18. Упрощенный и первоочередной порядок таможенного оформления.
- 19. Специальные упрощенные процедуры таможенного оформления.
- 20. Таможенные процедуры.
- 21. Декларирование товаров.
- 22. Выпуск товаров.
- 23. Общие положения, характеризующие таможенные режимы.
- 24. Выпуск товара для внутреннего потребления.
- 25. Экспорт
- 26. Международный таможенный транзит (мтт).
- 27. Переработка на таможенной территории.
- 28. Переработка для внутреннего потребления.
- 29. Переработка вне таможенной территории.
- 30. Временный ввоз.
- 31. Таможенный склад.
- 32. Реимпорт.
- 33.Реэкспорт.
- 34. Уничтожение.
- 35. Отказ в пользу государства.
- 36. Временный вывоз.
- 37. Беспошлинная торговля.
- 38. Перемещение припасов.
- 40. Перемещение товаров через тамож границу рф между воинскими частями рф.
- 41. Перемещение товаров через тамож границу рф, предназначенных для предупреждения и ликвидации стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций.
- 43. Перемещение российских товаров между таможенными органами через территорию иностранного гос-ва.
- 44. Перемещение тс.
- 45. Перемещение товаров фл-ми.
- 46. Перемещение товаров в межд-х почтовых отправлениях (мпо).
- 47. Перемещение товаров отдельными категориями иностранных лиц.
- 48. Перемещение товаров трубопроводным транспортом и по линиям электропередач.
- 49. Таможенные платежи и их виды.
- 50. Правовые основы уплаты таможенной пошлины.
- 51. Виды таможенной пошлины.
- 53. Правовые основы уплаты ндс.
- 54. Правовые основы уплаты акциза.
- 55. Возникновение и прекращение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов.
- 57. Порядок определения и заявления таможенной стоимости товара.
- 58. Порядок исчисления таможенных пошлин, налогов.
- 59. Сроки уплаты таможенных пошлин, налогов.
- 60. Авансовые платежи.
- 61. Порядок и формы уплаты таможенных пошлин, налогов. Исполнение обязанности по их уплате.
- 62. Условия изменения срока уплаты таможенных пошлин, налогов. Основания для предоставления отсрочки и рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов. Обстоятельства исключающие их предоставление.
- 63. Условия обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.
- 64. Обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов лицами, осуществляющими деятельность в таможенной сфере.
- 65. Способы уплаты таможенных платежей.
- 66. Залог товаров и иного имущества.
- 67. Банковская гарантия.
- 68. Внесение денежных средств на счет таможенного органа (денежный залог).
- 69. Поручительство.
- 70. Применение договора страхования в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов.
- 71. Порядок принудительного взыскания таможенной пошлины, налогов. Пени.
- 72. Требование об уплате таможенных платежей.
- 73. Взыскание таможенных платежей за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках (бесспорное списание).
- 74. Взыскание таможенных платежей за счет иного имущества плательщика.
- 75. Порядок возврата излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов.
- 76. Иные случаи возврата таможенных пошлин, налогов.
- 77. Возврат денежного залога.
- 78. Принципы проведения таможенного контроля.
- 79.Сроки проверки таможенной декларации, иных документов и товаров при таможенном оформлении
- 80. Товары и транспортные средства, находящиеся под таможенным контролем
- 81.Проверка достоверности сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств
- 82.Представление документов и сведений, необходимых для таможенного контроля
- 83. Формы таможенного контроля
- 84. Проверка документов и сведений
- 86.Получение пояснений
- 87.Таможенное наблюдение
- 88. Таможенный осмотр товаров и транспортных средств
- 89. Таможенный досмотр товаров и транспортных средств
- 90. Личный досмотр
- 91.Проверка маркировки товаров специальными марками, наличия на них идентификационных знаков
- 92.Осмотр помещений и территорий
- 93.Таможенная ревизия
- 94. Экспертизы и исследования при проведении таможенного контроля.
- 95. Дополнительные и повторные экспертизы.
- 96. Пробы и образцы.
- 97. Участие специалиста при проведении таможенного контроля.
- 98. Освобождение от определенных форм таможенного контроля.
- 99. Грузовые и иные операции с товарами и транспортными средствами, необходимые для таможенного контроля.
- 100. Таможенный контроль в отношении объектов, содержащих интеллектуальную собственность.
- 101. Основания приостановления выпуска товаров.
- 102. Заявление правообладателя и порядок его рассмотрения.
- 103. Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности.
- 104. Отмена решения о приостановлении выпуска товаров.
- 105. Товары, в отношении которых таможенными органами не применяются меры, связанные с приостановлением выпуска товаров.
- 106. Полномочия таможенных органов при осуществлении валютного контроля.
- 108. Ответственность за совершение правонарушений в таможенной сфере.
- 109. Административные правонарушения: понятие, виды, общая правовая характеристика.
- 110. Преступления: понятие, виды, общая правовая характеристика.
- 111. Основные направления международно-правового сотрудничества рф в таможенной сфере.