logo search
История таможенного дела и таможенной политики России 3

Раздел XI. Функции таможенного ведомства в советском государстве 281

и заключении нормативных документов занимался Таможенно-тариф­ный комитет при Народном комиссариате внешней торговли, а с 18 но­ября 1925 г. — при Народном комиссариате внешней и внутренней тор­говли СССР.

В таможенную систему России входило четыре типа таможен: порто­вые, железнодорожные, пограничные, расположенные у рек, озер и на грунтовых дорогах, и внутренние. В крупных таможнях имелись отделы: пакгаузный, документальной бухгалтерии, кассовой бухгалтерии, судебно-конфискационный, администратавно-хозяйственный. Во всех таможнях предусматривался досмотровый аппарат, состоящий из экспертов-товаро­ведов, а в крупных таможнях — институт инспекторов1. В последующие годы структура таможенных органов менялась лишь частично.

Создание таможенных органов потребовало решения вопросов подго­товки таможенных специалистов. В 1922 г. Коллегией НКВТ было разре­шено открыть в Петрограде, Москве, Харькове, Ташкенте и Иркутске курсы по подготовке таможенных служащих, для чего была разработа­на программа курсов и учрежден соответствующий кредит.

С 1930 г. Главное таможенное- управление передается в подчинение вновь созданному Народному комиссариату внешней торговли.

В дальнейшем в связи со свертыванием объема внешней торговли с 2 млрд руб. в 1930 г. до 608,7 млн руб. в 1935 г. произошло и сокраще­ние таможенных учреждений. Если в 1926 г. в стране было 218 таможен, то в 1927 г. осталось 160, в 1935 г. — 67 таможен. Сокращалась и чис­ленность личного состава. Таможенный аппарат, в 1927 г. насчитывавший около Зтыс. работников, к середине 30-х годов сократился на одну треть.

Перестройка таможенного дела и управления таможенной системой за­вершилась . во второй половине 20-х годов. На становление новой тамо­женной системы оказывали влияние как внешние, так и внутренние фак­торы, и прежде всего внешнеэкономическая деятельность и введение ме­роприятий по монополии внешней торговли.

Таможенное ведомство из ранее самостоятельного учреждения превра­тилось в ведомственный орган Наркомата внешней торговли и не стало механизмом регулирования экономики, финансов и внешней торговли. Исключение составляют только годы новой экономической политики.

2. Заключение торговых и таможенных договоров и соглашений

Экономический кризис в Западной Европе, вызванный Первой миро­вой войной, побуждал капиталистические страны лихорадочно искать но-

См.: Практика таможенного дела. М., 1927. С. 6.

вые рынки. Одним из таких перспективных рынков была Россия. Англия и Франция после долгих колебаний и длительных обсуждений решили со­звать весной 1922 г. в Генуе конференцию1 с участием Советской Респуб­лики, чтобы снова втянуть ее рынок в орбиту мирового капиталистичес­кого хозяйства, а попутно попытаться добиться путем экономического давления того, чего не удалось сделать силой оружия, а именно заставить платить по царским долгам, вернуть зарубежным собственникам конфис­кованные у них фабрики и заводы. В свою очередь, империалистическая и Гражданская войны, иностранная военная интервенция нанесли Совет­скому государству тяжелый урон. В стране была разрушена промышлен­ность, парализован транспорт. Капиталистическим сообществом был уста­новлен так называемый санитарный кордон — синоним политической и экономической блокады, которой они подвергли страну после провала во­оруженной интервенции. Большевистская революция, говорили они, что болезнь, которую надо изолировать, чтобы покончить с ней в зародыше и не дать ей заразить другие страны. Расчет был прост: разрушенная стра­на в условиях полной экономической изоляции, без нормального товаро­оборота не сумеет восстановить экономику и нормальную жизнь, и конец наступит сам по себе.

Но экономические факторы сыграли доминирующую роль, отвергнув политическое противостояние. Развитые страны сами пошли на перегово­ры. Еще до Генуэзской конференции были заключены торговые соглаше­ния с Англией (16 марта 1921 г.), Германией (6 мая 1921 г.), Норвегией (2 сентября 1921 г.), Италией (26 декабря 1921 г.)2.

Наряду с державами-победительницами на конференцию была пригла­шена и побежденная Германия. Соединенные Штаты Америки, занимая наиболее антисоветскую позицию, не только отказались участвовать в конференции, но и всячески препятствовали ее созыву.

Генуэзская конференция, открывшаяся в апреле 1922 г. и продолжав­шаяся более пяти недель, привела к результатам, неожиданным для ее устроителей. Советская делегация предложила признать Советскую Рос­сию де-юре и предоставить ей кредиты, а также внесла предложение о всеобщем разоружении. При этом советская делегация ни на йоту не от­ступила от своих принципиальных позиций и ничего не позволила себе навязать. Своими практическими предложениями она заинтересовала зарубежных партнеров и их деловые круги, а выдвинутой программой всеобщего сокращения вооружений — широкие массы Европы и всего мира. Советская делегация, используя противоречия между державами

1 См.: Международная конференция по экономическим и финансовым вопросам со­стоялась в Генуе с 10 апреля по 19 мая 1922 г. с участием 28 европейских государств иРоссии и 5 британских доминионов.

2 См.: Внешняя торговля России в 1922 — 1923 хозяйственном году. М., 1923. С, 84.

282


История таможенного дела и таможенной политики России

Антанты и Германией, добилась заключения советско-германского до­говора. Он был подписан Г. В. Чичериным — главой советской делега­ции — и германским министром иностранных дел В. Ратенау в советской резиденции, в местечке Раппало, и получил название Раппальского1. До­говор предусматривал восстановление дипломатических отношений меж­ду обеими странами, аннулирование взаимных претензий, развитие эконо­мических связей.

Подписание договора ознаменовало собой поворотный пункт как во взаимоотношениях между Германией и Советской Республикой, так и в переходе внешней политики последней на прочную основу полно­правных дипломатических договоров с западными державами. Рап-пальский договор представлял для СССР также и экономические выгоды. К концу 1922 г. экспорт из Германии в РСФСР вырос с 160,2 млн руб. в 1921 г. до 367,1 млн руб.2.

На этой конференции состоялся первый серьезный дипломатический прорыв молодого Советского государства. Кольцо антисоветской бло­кады было разбито, «санитарный кордон» прорван. В ходе дальнейших переговоров СССР по вопросам заключения торгово-экономических дого­воров и соглашений советское правительство добилось в первую очередь признания принципа своей государственной монополии на внешнюю тор­говлю, определения в соответствии с этим принципом правового положе­ния торгпредства и признания его составной частью дипломатического представительства.

Следующей капиталистической страной после Германии, которая всту­пила в переговоры о признании СССР де-юре в сентябре 1923 г., была Италия. Англия признала СССР де-юре 1 февраля 1924 г. С 25 апреля по

22 июля 1924 г. в течение трех месяцев работала смешанная советско-ан­глийская комиссия по подготовке торгового договора, который былподписан 8 августа 1924 г. Договор со Швецией был подписан 15 марта

  1. г. Франция признала СССР де-юре 18 октября 1924 г. 15 декабря

  2. г. был подписан договор о торговле и -мореплавании с Норвегией.

23 июля 1926 г. между СССР и Японией было подписано временное со­глашение о статусе торгпредства.

Так шаг за шагом в этот сложный период складывался авторитет мо­лодого Советского государства. От дипломатических работников требова­лось глубокое понимание международной обстановки, мастерство и про­фессионализм. За пятилетие, с 1924 по 1928 г., было заключено 25 раз­личных межгосударственных соглашений и договоров в торговой и хозяй­ственной областях.

1 См.: Торговые отношения СССР с капиталистическими странами. М., 1938. С. 127.

2 См.: Внешняя торговля России. М., 1922. С. 71.