logo search
История таможенного дела и таможенной политики России 3

2. Участие таможен в защите дальневосточных окраин России

На внешнюю политику России в начале XX столетия влияли как объ­ективные, так и субъективные факторы. С одной стороны, необходимо было обеспечить безопасность границ, с другой — защита интересов стра­ны требовала принятия эффективных мер противодействия иностранной экономической экспансии, о чем говорилось ранее.

На Западе продолжалась экспансия Германии. На юге Англия и Гер­мания прилагали усилия для закрепления на Балканах и в Персии. На дальневосточных окраинах США стремились «обеспечить приобретение новых территорий, защитить экономические и идеологические интересы, способствовать распространению американской демократии»1.

На Россию оказывала давление Япония. Ее устремления были направ­лены на получение прав свободного судоходства по Амуру и Сунгари, а таюке льготного провоза своих товаров в Сибири и неограниченной сво­боды рыбной "ловли на дальневосточных побережьях России^. После за­ключения 5 сентября 1905 г. договора в Портсмуте Россия была вынуяс-дена уступить Японии свои права в Корее и Южной Маньчжурии.

В сложившейся обстановке Россия принимает ряд мер, направлен­ных на укрепление обороны. В первую очередь в 1906 г. начала строить­ся Амурская железная дорога, а затем в соответствии с решением совеща­ния при Совете Государственной обороны начала создаваться Амурская, военная флотилия для защиты речной границы с Китаем.

В связи с продолжающейся экономической экспансией Японии Совет Государственной обороны неоднократно возвращался к состоянию оборо­ны края и разграблению рыбных богатств Дальнего Востока. Рассматри­ваемые Советом мероприятия охватывали широкий круг вопросов: усиле-

1 Бовыкин В. И. Очерки истории внешней политики России: конец XIX в.— 1917 г.М., 1960. С. 30.

2 См.: Гутгорцеаич С. С. Дальневосточная политика империалистических держав в1906-1917 гг. М., 1965. С. 34, 35. ШГ:'

254 История таможенного дела и таможенной политики России