logo search
История таможенного дела и таможенной политики России 3

Раздел X. Таможня Российской империи на рубеже XIX—XX вв. 257

Министерство иностранных дел России, боясь военной агрессии со стороны Китая и Японии, молчаливо уступало завоеванные Россией пози­ции. Оно фактически отказалось от полосы отчуждения, которая принад­лежала России по концессии, планировало подготовить конвенцию о му­ниципалитетах, по которой китайцы и другие иностранцы могут не пла­тить налогов в Харбине. Пользуясь слабостью России, Китай открыл на Сунгари таможни, которые обложили пошлинами русскую речную тор­говлю и судоходство. Непродуманность и слабость русской дипломатии привели к тому, что Харбин из русского города превратился в междуна­родный.

Россия проявила также непоследовательность в вопросах охраны КВЖД. В то время как Япония вместо охранной стражи для железных

Пропускной пункт на русско-германской границе в районе Вержболово

дорог поставила в Южной Маньчжурии регулярные войска, Россия огра-, ничилась пограничной стражей.

Придерживаясь политики уступок, российские дипломаты способство­вали засилию иностранцев. Эти уступки привели к печальному результа­ту — полной потере Северной Маньчжурии.

«Легко себе представить, — пишет член Государственного совета Рос­сии В. И. Денисов, — разочарование, которое охватило торгово-промыш­ленные круги в связи с отказом России от зшциты своих интересов в Маньчжурии.

258 История таможенного дела и таможенной политики России

Теперь колонисты, будь то коммерсант или простой земледелец, осе­дают без твердой уверенности, что его интересы найдут защиту у русской власти»*.

Оборонительная стратегия в отношениях с Китаем привела к потере сфер влияния. Япония поощряла попытки китайского (цинского) прави­тельства потеснить Россию в Северной Маньчжурии, стремясь ухуд­шить русско-китайские отношения с целью укрепления своих позиций.

Однако благодаря принятым мерам торговые и таможенные взаимоот­ношения России с Китаем укреплялись. По соглашению от 10 мая 1909 г. были утверждены Правила плавания по реке Сунгари. Это соглашение было направлено против Японии и ущемляло ее интересы. Россия полу­чила право свободного плавания и торговли на реке Сунгари. Китай вы­ставил таможенные заставы и начал собирать пошлины.

В дальнейшем отношения с Китаем стали обостряться. Начавшиеся пе­реговоры не привели к успеху. Лишь спустя год договор 1881 г. был про­длен на десятилетний срок, но льготная 50-верстная полоса беспошлин­ной торговли была отменена.

Административное обустройство дальневосточных окраин России про­должалось. Был образован Анадырский уезд с местом нахождения на­чальника уезда в селе Марково, а летом — на посту Ново-Мариинском. На уездного начальника возлагали обязанность осуществления охраны Анадырского залива. В 1914 г. была образована Сахалинская область, в состав которой вошли Северный Сахалин и Удский уезд с городом Нико­лаевск-на-Амуре, местом пребывания сахалинского губернатора.

Таким образом, создание административных границ на северо-востоке страны и взятие под контроль русского побережья в таможенном отноше­нии способствовали ограждению указанных районов от иностранной тер­риториальной и экономической экспансии, но необходимость усиления за­щиты экономических интересов требовала от Военного министерства, Ми­нистерства финансов, Министерства иностранных дел и многочисленных ведомств принятия экстренных мер по дальнейшему усилению обороны дальневосточных окраин России.

3. Создание единой таможенной территории

Установление единой таможенной территории и таможенной границы на Дальнем Востоке и Тихоокеанском побережье к началу XX в. пред­ставляло важную государственную задачу. Это было связано с рядом об­стоятельств, прежде всего с решением о ликвидации на Дальнем Востоке режима свободной торговли порто-франко, который распространялся на всю огромную территорию от Приморья до Иркутска включительно.

Денисов В. И. Россия на Дальнем Востоке. СПб., 1913. С. 113.