logo search
OTVET_po_TAMOZhKE

33 Вопрос.

Заявляемые при декларировании сведения должны объективно и полно отражать фактические данные о товарах и транспортных средствах. Заявление недостоверных сведений является нарушением таможенных правил и влечет ответственность, предусмотренную ст. 279 ТК РФ.

Для производства таможенного оформления товаров и транспортных средств, как при их вывозе из России, так и при ввозе в нее, участники внешнеэкономической деятельности должны соблюдать следующий порядок:

Для производства таможенного оформления таможенные органы вправе требовать также и целый ряд иных документов, окончательный перечень которых определяется должностными лицами таможни. Например, для отдельных товаров обязательно предъявление так называемого сертификата безопасности, а при импорте товаров из развивающихся стран и в некоторых других случаях также и сертификата происхождения товаров. Кроме того, могут потребоваться документы санитарного, ветеринарного, фитосанитарного контроля, документы, необходимые для проверки заявляемых сведений, для ведения таможенной статистики и пр.

К таким документам, в частности, относятся декларация таможенной стоимости, документ контроля за доставкой товаров, ксерокопия паспорта сделки, документы, подтверждающие уплату таможенных платежей, и др. В целом перечень необходимых для таможенного декларирования документов может быть различен в зависимости от категорий перемещаемых товаров, заявляемого таможенного режима и других факторов. Основное назначение представляемой одновременно с подачей ГТД документации заключается в подтверждении информации, которая содержится в ГТД (в кратком и закодированном виде).

Рассмотрим необходимые для таможенного декларирования документы, предварительно разделив их на относительно самостоятельные группы по целевому признаку.

Первую группу документов можно обозначить как организационные документы. К организационным документам относятся учредительные и регистрационные документы (учредительные договоры, уставы, свидетельства о регистрации и др.). Необходимо отметить, что в целях ускорения производства таможенного оформления и контроля ГТК России издал приказ от 31 августа 2000 г. № 787 "О порядке учета участников внешнеэкономической деятельности в таможенных органах Российской Федерации", которым предусмотрена возможность предварительного представления в таможенный орган соответствующих организационных документов в целях постановки на учет участников ВЭД. Постановка на учет оформляется составлением учетной карты. В последующем учетная карта используется при таможенном декларировании товаров, заменяя необходимый комплект организационных документов и упрощая, таким образом, процедуру декларирования. Как отмечается в ч. 3 п/п 1.2 Приложения к приказу ГТК России от 1 декабря 1999 г. № 831, учетная карта служит средством идентификации участника ВЭД при осуществлении им правоотношений с таможенными органами и представляется участником ВЭД в каждом случае проведения таможенного оформления. Вместе с тем отсутствие учетной карты у участника ВЭД не является основанием для отказа в таможенном оформлении товаров и транспортных средств (ч. 4 п/п 12 Приложения к приказу ГТК России от 1 декабря 1999 г. № 831).

Следующая группа документов имеет название коммерческих. К документам данной группы относятся внешнеторговые контракты, счета фактуры (проформы), спецификации, упаковочные листы и др., то есть то, что отражает основания и (частично) цели перемещения товаров через таможенную границу РФ.

Далее следуют транспортные документы, (коносамент, железнодорожная накладная и др.). В указанных документах, как правило, отражены особенности транспортировки товаров, используемые таможенными органами для целей контроля, за правильностью исчисления таможенной стоимости товара и проверки маршрута его движения.

Среди всех документов особую группу составляют так называемые таможенные документы. Таможенные документы характеризуются тем, что они либо изначально выдаются таможенными органами (лицензии на право осуществления деятельности в качестве таможенного брокера, владельца магазина беспошлинной торговли, лицензии на переработку товаров и др.), либо ими утверждаются (ДКД при доставке товаров, ГТД, если требуется подтвердить дату вывоза при обратном ввозе, и др.).

Последняя группа документов, которые можно выделить, представлена иными платежно-разрешительными документами, не охваченными предыдущими примерами. Это такие, как лицензии (выдаваемые Министерством экономического развития и торговли РФ на право ввоза/вывоза отдельных категорий товаров), сертификаты соответствия, разрешения, платежные поручения, таможенные приходные ордеры, гарантии банков об уплате таможенных платежей и др.

Следует отметить, что подобного рода деления по группам документов, необходимых для таможенных целей, в литературе уже предпринимались. Однако стоит иметь в виду, что такое деление имеет скорее теоретико-познавательное, нежели практическое значение, поскольку один и тот же документ может выполнять несколько функций. Например, гарантия банка об обеспечении уплаты таможенных платежей служит и своего рода платежным документом и разрешительным, который дает таможенным органам основания для условного выпуска товаров (отсрочка уплаты таможенных платежей) на территории РФ.