logo search
OTVET_po_TAMOZhKE

4. Источники таможенного права.

Конституция РФ

Международные конвенции и договоры

Федеральные законы, имеющие положения, относящиеся

к таможенному делу, а так же кодексы

Подзаконные акты, регулирующие таможенные правоотношения

(указы Президента РФ, постановления Правительства РФ)

Ведомственные нормативные акты (приказы Минэкономразвития России,

ФТС России, ГТК России и пр.)

Рис. Источники таможенного права

Конституция РФ — основной закон государства, т.е., по сути дела, это основа и источник для всех иных действу­ющих нормативных правовых актов. В ч. 1 ст. 15 Конституции РФ сказано, что этот документ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и при­меняется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ. В настоящее время в России действуют более чем 70 международных конвенций. Эти источники могут приме­няться в таможенном деле в качестве самостоятельных нор­мативных актов или являться основой при разработке под­законных или ведомственных нормативных документов. Примеры: Конвенция о временном ввозе (заключена в Стамбуле 26 июня 1990 г.); Международная конвенция о гармонизированной систе­ме описания и кодирования товаров от 14 июня 1983 г.; Таможенная конвенция о карнете АТА для временного ввоза товаров от 6 декабря 1961 г.; Конвенция о договоре международной дорожной пере­возки грузов (КДПГ) от 19 мая 1956 г.и т.д.. Федеральные законы. Сегодня основным нормативным актом, регулирующим вопросы таможенного дела в РФ, явля­ется Закон о таможенном регулировании. НК также является одним из источников таможенного права — ст. 34 регламентирует полномочия таможенных органов и обязанности их должностных лиц в области на­логообложения и сборов. В таможенных правоотношениях применяются и некото­рые положения УК РФ. Федеральный закон от 08.12.2003 № 165-ФЗ «О специ­альных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» предусматривает применение Правительством РФ специальных защитных мер от им­порта какого-либо товара в Российскую Федерацию в та­ком количестве и в таких условиях, что причиняет суще­ственный ущерб соответствующим отраслям российской экономики. Закон от 15.04.1993 № 4804-1 «О вывозе и ввозе куль­турных ценностей» содержит положения, используемые таможенными органами РФ при таможенном оформлении перемещаемых через таможенную границу РФ товаров дан­ной категории. Валютный контроль, в том числе и контроль над поряд­ком перемещения через таможенную границу РФ наличной валюты физическими лицами, таможенные органы РФ осу­ществляют, руководствуясь положениями ФЗ от 10.12.2003 № 173-Ф3 «О валютном регулирова­нии и валютном контроле». ФЗ от 21.07.1997 № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» содержит положения о порядке поступления и прохождения службы в таможенных органах РФ, о правах и обязанностях лиц, проходящих таможенную службу. При хранении и учете служебного оружия таможенные органы РФ обязаны вы­полнять требования Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии», а при работе с отдельными источ­никами информации — руководствоваться Законом РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне». Подзаконные нормативные акты. К данной категории источников норм таможенного права в первую очередь от­носятся указы Президента РФ и постановления Прави­тельства РФ. Постановления Правительства РФ готовятся в це­лях регламентации таможенных правоотношений, которые ранее были в недостаточной мере урегулированы закона­ми РФ. Ведомственные нормативные акты. Как правило, на практике этот блок нормативных актов включает в себя самый большой объем документов, основу которого в на­стоящее время составляют приказы ГТК России, ФТС Рос­сии и Минэкономразвития России.

5.Принципы таможенного права. Принципы таможенного права — это базовые, «незыбле­мые» правила, которые устанавливает государство в целях обеспечения режима перемещения товаров через таможен­ную границу. Принципы: 1.Принцип равноправия - все лица на равных основаниях имеют право на пе­ремещение товаров и транспортных средств через тамо­женную границу в порядке, установленном таможенным законодательством, за исключением случаев, предусмо­тренных ТК ТС, иными федеральными за­конами и международными договорами РФ. 2.Принцип законности - участники ВЭД обязаны соблюдать запреты и ограни­чения при перемещении товаров через таможенную грани­цу ТС. 3.Принцип обязательного декларирования - все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному оформ­лению и таможенному контролю в порядке и на условиях, которые предусмотрены таможенным законодательством. 4.При осуществлении таможенного оформления и тамо­женного контроля таможенные органы и их должностные лица не вправе устанавливать требования и ограничения, не предусмотренные актами таможенного законодательства, таможенного союза или иными правовыми актами РФ. 5.Пользование и (или) распоряжение товарами, пере­мещаемыми через таможенную границу, до их выпуска та­моженным органом осуществляется в порядке и на услови­ях, которые установлены таможенным законодательством таможенного союза и РФ. Фактически это означает, что распоряжаться перемещаемыми через та­моженную границу таможенного союза товарами нельзя до завершения их таможенного оформления. 6.Обязанность по совершению таможенных операций для выпуска товаров лежит на утвержденных ТК таможен­ного союза и Законом о таможенном регулировании лицах. 7.В случаях, предусмотренных ТК ТС, Законом о таможенном регулировании и иными правовы­ми актами РФ, таможенные органы РФ вправе требовать от определенных лиц гарантии надлежащего исполнения обязанностей, установленных таможенным законодатель­ством.

Если обобщить приведенные принципы, то можно вы­делить основное правило, на котором строится таможенное дело — все заинтересованные лица могут перемещать через таможенную границу товары и транспортные средства, но пользоваться и распоряжаться ими в своем интересе мо­гут только после окончания их таможенного оформления и уплаты причитающихся таможенных платежей.

6.Методы таможенно-правового регулирования. Таможенное тарифное и нетарифное регулирование Там.-тариф. регулирование – меры гос.воздействия навнешнеэкономические связи гос-ва, основ-ые на использовании ценового фактора, влияющие на внешнеторговый оборот. Цель: защита внутреннего рынка, чтимулирование прогрессивных структурных изменений в экономике. Ключевым инструментом является тамож.тариф – свод ставок тамож.пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через тамож.границу и систематизированным в соответствии с тов.номенклатурой ВЭД, Важным правовым документом в этой сф.является: при импорте – “Товарная номенклатура ТС”, а при экспорте действуют отдельные постановления прав-ва д/конкретных категорий товаров. Порядок формирования и применения там.тарифа, а так же облажение товара там.пошлинами при их перемещении через там.границу устанавливается законом “О там.тарифе”. Основные элементы там.тарифа: там.пошлина, ставки там.пошлин, том.стоимость, тарифные льготы(тарифные преференции, тарифные привилегии). Там.пошлина-обязательный платеж при ввозе/вывозе на/с там.территорию, а так же при изменении там.режима, если там.пошлины не были уплачены. Виды там.пошлин: 1)адвалорная-начисляемые в %-ах к там.стоимости, облагаемых товаров 2)специфические-начисл.в установленном размере за единицу облагаемых товаров 3)комбинированная – сочитаются оба вида там.оформления. Ставка там.пошлин – указанный в там.тарифе ден.размер пошлин. В зависимоти от эк. и полит. изменений в старне ставки могут меняться. Тамож.льготы – предоставляются на условиях взаимности или в одностороннем порядке. Тариф.преференции – там.преимущества при облажении там.пошлин для отдельных стран, на отдельные категории товаров. Там.привелегии – преимущества, предоставляемые определен.физ.и должностым лицам при перемещении тов.через там.границу. Нетарифные меры регулирования – разнообразные ограничения, которые делаются исходя из эк.интересов гос-ва: выполнение междунар-х обязательств, защиты внутрен.рынка, действия в ответ на дискриминационные меры др.гос-в, в зависимости от эк. и полит.взглядов. Меры эк.политики: установление запретов и ограничений, разрешительная система, лицензирование, спец.сертификация и др. Правовые основания запретов и ограничений на вывоз отдельных тоаров предусматривается в ст.32 ФЗ “Об основах гос.регулирования ВЭД”. Правительство России устанавливает разрешительный порядок экспорта-импорта отдельных видов товаров, которые могут оказывать неблагоприятное воздействие на: безопасность гос-ва, жизнь или здоровье людей,животных, растений, имущество физ. И юр.лиц, окружающую среду. Тов. огранияения – ограничения на ввоз или вывоз товаров. Ограничения по времени – ограничения на опред.промежуток времени. Квотирование – количествен.ограничения экспорта-импорта тов. Географические ограничения – ограничения, связанные с отдельными странами или группами стран. Разрешительная система – особый порядок перемещения тов. через там.границу, лицо должно получить разрешительный документ. Лицензирование – это регулирование компетентными гос.органами ввоза, вывоза или транзита тоаров свободное перемещение которых возможно только на основании спец.документов(лицензий).

7.Административно-правовая (императивная) и гражданско-правовая (диспозитивная) природа таможенного регулирования. Природа таможенного регулирования подразделяется на императивную и диспозитивную. Основным методом таможенного права является метод властных предписаний — императивный метод. Т.е. в большинстве таможенных правоот­ношений, вступающие в них субъекты находятся в неравном положении — одни управляют, распоряжаются, а другие подчиняются и выполняют распоряжения. Присут­ствует преобладание одной воли над другой, т.е. характер­ная для административного права связь типа «инспектор — контролируемый», имеющая место при функциональном подчинении. Полномочия таможенных органов основаны на импе­ративных предписаниях, обязывающих в полной мере осу­ществлять контрольные и иные функции, обладая при этом властными полномочиями в области таможенного дела. Также в таможенном деле имеют место отношения, стро­ящиеся на гражданско-правовой основе(диспозитивный метод). К примеру, участ­ник ВЭД волен заключать договор хранения с любым вла­дельцем СВХ на основании договора, условия которого, закрепляющие взаимные права и обязанности, могут огова­риваться сторонами, так же участнику ВЭД разрешается хранить иностранные товары на собственной территории, у него имеется свобода выбора – обращаться или не обращаться к услугам таможенного представителя

8.Участники таможенных правоотношений. Субъектами таможенного права являются участники там.правоотношений. Все участники там.права подразделяются на: 1) обладающие властными полномочиями – президент, правительство, ФТС и нижестоящие там.органы (пр.министерство промышленности и торговли) 2) не обладающие властными полномочиями – юр.и физ.лица, кот.прямо или непосредственно участвуют в перемещении товаров( могут быть как российские, так и иностранные; лица без гражданства) 3) в самостоятельную группу(гл.3 ТК) относят владельцев СВХ, там.перевозчиков, владельцев там.складов и там.брокеров(только российские лица и должны быть включены в реестр).

9.Содержание и правовое регулирование лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела. ТК ТС гл.3 "Взаимоотношения таможенных органов с участниками внешнеэкономической деятельности и лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела": Таможенный представитель – юр. лицо государства - члена ТС, которое совершает от имени и по поручению декларанта или иных заинтересованных лиц таможенные операции в соответствии с таможенным законодательством ТС на территории государства - члена ТС, таможенным органом которого он включен в реестр таможенных представителей. Таможенный перевозчик – юр.лицо государства - члена ТС, которое осуществляет перевозку товаров, находящихся под таможенным контролем, по таможенной территории ТС в соответствии с таможенным законодательством ТС. Владелец склада временного хранения – юр. лицо государства - члена ТС, которое осуществляет хранение товаров, находящихся под таможенным контролем, в случаях и на условиях, которые установлены таможенным законодательством ТС. Владелец таможенного склада – юр.лицо государства - члена ТС, которое осуществляет хранение товаров, находящихся под таможенным контролем, в случаях и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом. Владелец магазина беспошлинной торговли – юр.лицо государства - члена ТС, которое осуществляет хранение и реализацию в розницу товаров, помещенных под таможенную процедуру беспошлинной торговли, физическим лицам, выезжающим с таможенной территории ТС, а также иностранным дипломатическим представительствам, приравненным к ним представительствам международных организаций, консульским учреждениям, либо дипломатическим агентам, консульским должностным лицам и членам их семей, которые проживают вместе с ними. Уполномоченный экономический оператор – юр.лицо, получив­шие право применения специальных упрощений Таможенные органы ведут реестры лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела и периодически их публикуют.