logo search
История таможенного дела и таможенной политики России 3

Раздел X. Таможня Российской империи на рубеже XIX—XX вв. 261

соответствии с инструкцией таможенные заставы и таможенные посты, расположенные по побережью и заливам Тихого океана, контролировали приход судов из-за границы только в те порты, в которых имелись тамо­женные учреждения. Согласно правилам, таможенному досмотру подле­жали все суда. Оплата пошлинами производилась после досмотра.'

Рыболовным судам Японии разрешалось при наличии патента и нави­гационного свидетельства заниматься рыбным промыслом у русского по­бережья, перевозить без всяких налогов и пошлин предметы, необходи- ^ мые для рыболовства, а также рыбные продукты. Японские суда обязаны были подчиняться русским законам о каботаже в соответствии со статьей VIII Рыболовной конвенции от 15 июля 1907 г.

1 июня 1910 г. государственное казначейство выделило средства" на ус­тановление в портах Петропавловско-Камчатской области и Александров-ске Сахалинской области таможенного надзора.

На основе высочайше утвержденного мнения Государственного совета от 24 августа 1910 г. в Приамурском таможенном округе были открыты Петропавловский и Александровский таможенные посты. Это способство­вало возникновению и развитию целого ряда крупных промышленных предприятий на Дальнем Востоке. Проведение указанных мероприятий изменило общественное мнение о регионе как неотъемлемой части Россий­ского государства..

На основании закона от 28 мая 1912 г. были созданы таможенные уча­стки: Санкт-Петербургский, Виленский, Варшавский, Юго-Западный, Одесский, Кавказский, Ташкентский, Семипалатинский, Читинский, Ха­баровский и Владивостокский, установлены таможенные границы и сфор­мировалась структура таможенных органов.

Установленные с 1 января 1913 г. границы этих инспекторских тамо­женных участков с указанием их наименований и местонахождений уча­стковых управлений приведены в табл. 10.

Таблица 10

Наименование Границы таможенных участков | Местонахождение

таможенных участковых

участков управлении

I'

С.-Петербургский Граница 1 Великим княжеством г. С.-Петербург

I Финляндским и побережье !

Финского и Рижского заливов и Балтийского моря до Полан-генскои таможни, за исключением i из состава участка таможенных ! учреждений, расположенных в С.-Петербурге

262 История таможенного дела и таможенной политики России

л X. Таможня Российской империи на рубеже XIX—XX вв.

263

Наименование

таможенных

участков

Границы таможенных участков

Местонахождение участковых управлений

Виленский

Граница с Пруссией от Полангенской таможни, входящей в состав сего участка, до Пелтского таможенного поста включительно

г. Вильна

Варшавский

Граница с Пруссией от Пелтского таможенного поста до границы с Австро-Венгрией

г. Варшава

Юго-Западный

Граница с Австро-Венгрией

м. Радзивиллов

Одесский

Граница с Румынией и побережье Черного и Азовского морей, включая Новороссийскую таможню; Одесская таможня не входит в состав участка

г. Одесса

Кавказский

Восточное побережье Черного моря к югу от Новороссийской таможни, граница с Турцией и Персией до Кас­пийского моря и западное побережье сего моря до Астраханской таможни включительно

г. Тифлис

Ташкентский

Восточное побережье Каспийского моря и граница с Персией и Афганистаном до границы с Западным Китаем

г. Ташкент

Семипалатинский

Граница с Западным Китаем до Иркутской губернии

г. Семипалатинск

Читинский

Граница с Китаем в пределах Забайкальской области, с включе­нием Маньчжурской таможни

г. Чита

Хабаровский

Граница с. Китаем по р. Амуру до р. Уссури до Иманской заставы, а также таможенные учреждения в за­ливе Де-Кастри, в г. Николаевске и в Камчатской и Сахалинской областях

г. Хабаровск

Влади востокский

Граница с Китаем к югу от Иманской заставы, входящей в состав этого участка, и с Кореей, а также побережье Японского моря и Татарского пролива до залива Де-Кастри. Во Владивостокский участок входит также Пограничная таможня

г. Владивосток


X. I

*1щ

aEnR»RMEHTb ТВМОЖЕННЫ^Ъ СБ0Р0В1>

штш

Обложка юбилейного издания Департамента таможенных сборов

264


История таможенного дела и таможенной политики России

Таким образом, в начале XX в. в России шел поиск наиболее дейст­венных способов охраны таможенной и государственной границы.

Эта работа осуществлялась как по линии совершенствования таможенно­го законодательства, так и по линии организационных мероприятий, про­водимых государством по укреплению таможенной охраны.

Важное значение придавалось введению на южной, среднеазиат­ской и дальневосточной границах таможенного надзора как одной из государственных структур обеспечения экономической безопасности стра­ны. Эта мера наиболее себя оправдала в условиях Дальневосточного края, где не было пограничной стражи и устроенных границ.

С определением границ таможенных участков завершился процесс со­здания единой таможенной территории России и установления государст­венной и таможенной границы. Оставалась неприкрытой лишь прибрежная часть территории страны, прилегающая к Северному Ледовитому океану.

Введение таможенного надзора в общей системе таможенных учрежде­ний повышало качество охраны государственных и таможенных границ Дальнего Востока.