logo search
История таможенного дела и таможенной политики России 3

Раздел X. Таможня Российской империи на рубеже XIX—XX вв. 255

ние обороны, развитие торговли, выработка внешней политики. Особое внимание уделялось заселению Дальневосточного края выходцами из цен­тральных районов России*. Остро ставились вопросы об освоении терри­тории и богатств Приморской области и прибрежных районов. Постоян­ное внимание уделялось охране дальневосточных границ, особенно даль­невосточного побережья России2.

Этого требовала сложившаяся ситуация во внешней торговле, сокра­щение русского экспорта и возрастание импорта, что подтверждается следующими данными.

В 1907 г. через Владивостокский и Николаевский порты было ввезено товаров на сумму 62,2 млн руб., в том числе русских товаров на 13,8 млн руб., из них из Владивостока в Северо-Восточный Китай было отправле­но товаров на сумму 5,5 млн руб. Русская торговая буржуазия не смогла сохранить за собой рынок.

В сложившейся обстановке напрашивалось решение об усилении тамо­женной защиты, установлении таможенной охраны на Дальнем Востоке и в Сибири и необходимости отмены порто-франко, в связи с тем что ре­жим порто-франко на Дальнем Востоке мог привести не только к эконо­мическому закабалению страны, но и к политической зависимости от дру­гих государств. Заинтересованность в отмене порто-франко проявили так­же предприниматели из центральных регионов России. Они стремились к участию в экономическом подъеме края.

Пришло время отказаться от режима порто-франко, нужно было пе­реходить к нормальным таможенным и железнодорожным тарифам и установлению единой для всей страны таможенно-тарифной политики как важного условия промышленного подъема. Порто-франко на Даль­нем Востоке было отменено в ноябре 1908 г. Но это было лишь начало усиления экономического фактора. На повестку дня встало укрепление морской и сухопутной обороны. Решение этой задачи потребовало нала­живания добрососедских отношений с Китаем, Кореей и Японией. По ре­шению российского правительства был намечен ряд мероприятий по ук­реплению сухопутной и морской обороны Владивостока. В ноябре 1909 г. Совет министров постановил: 1) немедленно приступить к укреплению Владивостока; 2) построить необходимое количество кораблей для оборо­ны города; 3) изучить вопрос о постройке мелких военных судов во Вла­дивостокском доке и др.3.

Важнейшим направлением в деятельности правительства и властей Дальневосточного края явились вопросы экономического подъема края. Решая эту задачу, русская буржуазия, предприниматели и государствен -

1 См.: Григорович С. С. Указ. соч. С. 112.

2 См.: Бестужев И. В. Указ. соч. С172; РГИА, ф. 1276, оп. 4, д. 630, л. 336-340.

3 См.: РГИА, ф. 1276, оп. 5, д. 608, л. 233.

ные чиновники «стремились к тому, чтобы сохранить богатства края для будущих поколений»!.

Вопрос о заселении края и его экономическом положении неоднократ­но рассматривался на заседании Комитета по заселению Дальнего Восто­ка. Комитет создал специальную экспедицию, на которую возлагались следующие задачи: земледельческая, колонизационная, статистико-эконо-мическая, гидротехническая, лесная и путей сообщения.

Одновременно осуществлялось экономическое укрепление Приамурья и Южно-Уссурийского края, принимались меры по освоению крайнего се­веро-востока районов Охотско-Камчатского и Чукотско-Анадырского края. Вслед за этим последовало образование Камчатской области, в ко­торую вошли Охотско-Камчатский край, Командорские острова и Чукот­ский полуостров. Город Петропавловск стал местом пребывания губерна­тора Камчатской области.

Предпринятые меры способствовали административному вытесне­нию иностранного капитала и экономической защите полуострова.

В последующие годы продолжалось совершенствование администра­тивного деления края. В 1909 г. образовался Чукотский уезд, в состав которого вошла территория Чукотского полуострова, площадью около 100 тыс. кв. км. Местом пребывания чукотского уездного начальника ста­ла бухта Провидения. Предприняты меры по охране береговой полосы протяженностью 1500 км.

Осуществлялось введение таможенного порядка. В марте 1909 г. было установлено таможенное обложение в Приамурском крае. Был запрещен заход иностранных кораблей во все порты, за исключением Петропавлов­ска и Александровска.

Для защиты отечественных берегов и интересов России на море в ап­реле 1910 г. Государственная дума приняла законопроект об учреждении таможенных застав в Петропавловске и закрытии побережья крайнего се­веро-востока Сибири.

Согласно закону о мерах по развитию судоходства в водах Дальнего Востока, 29 января 1911 г.2 было в основном завершено закрытие русских рубежей на Дальнем Востоке.

Однако в портах северного устья Амура не был решен вопрос о кабо­тажном плавании, где основную долю кораблей составляли иностранные. Интересы России в сопредельных странах в рассматриваемый период пы­тались ограничить США, Япония, Германия. Воспользовавшись провозгла­шенной американцами политикой «открытых дверей», Япония завалила рынки Востока товарами своей промышленности, вытеснила американскую

1 Отчет Гойера о поездке в Японию. 10 июня/28 мая 1909 г.

2 См.: Стенографические отчеты Думы. 3-й созыв, сессия 4. СПб., 1911. Ч. 1. Ст. 3264.

256 История таможенного дела и таможенной политики России

торговлю из Кореи и добилась сокращения ввоза американских товаров в Маньчжурию. Одновременно Япония пыталась организовать территориаль­ную и экономическую экспансии против России. Это послужило причиной усиления торговой и таможенной политики на Дальнем Востоке.

В связи с обострением отношений с Японией был принят комплекс мер защиты, которые нашли отражение в программе, направленной на укреп­ление дальневосточных рубежей. Она включала: «...а) проведение Амур­ской железной дороги по левому берегу Амура от одного из пунктов Си­бирской магистрали до города Хабаровска; б) надежное укрепление кре­пости Владивостока и устья реки Амура; в) обеспечение некоторых при­брежных пространств от неприятельских покушений с моря; г) усиление сухопутных и морских сил; д) усиление провозоспособности Уссурийской железной дороги; е) развитие дорожной сети; ж) интенсивность колони­зации края; з) обеспечение свободного плавания по Амуру, создание реч­ной канонерской флотилии и базы для нее; и) разработку плана исполь­зования воздухоплавательных частей»1.

Развернулась активная переселенческая деятельность и привлечение населения для охраны границы.

Для укрепления экономического положения Дальнего Востока и защи­ты его рубежей большое значение имела Амурская железная дорога, а также Владивостокский порт, занимавший первое место в грузообороте, который с каждым годом увеличивался.

Благодаря указанным мероприятиям за пятилетний срок ввоз товаров возрос более чем в 3 раза, аналогично увеличился и вывоз, а в целом товарооборот к 1912 г. возрос в 3,2 раза по сравнению с 1908 г. Грузо­оборот каботажного флота в 1911 г. составил 12 млн пудов, в 1912 г. — 20 млн пудов.

С каждым годом увеличивался товарооборот между Россией и Кита­ем. Статистика русско-китайской торговли в 1909—1911 гг. показывает, что на долю России приходилось 12,5 % товаров, вывозимых из Китая за границу. Стоимость русского ввоза в Китай в 1910 г. оценивалась в 11,1 млн долларов, а стоимость импорта из Китая — в 30,3 млн долла­ров, в 1913 г. соответственно 16,2 и 33,0 млн долларов2.

В Россию ввозили чай, муку, зерно, скот, шелк. Русский экспорт включал хлопчатобумажные изделия, керосин, рыбу и другие товары.

Однако торговые отношения России и Китая в этот период выгляде­ли не лучшим образом. Одна из причин этого состояла в недостаточно эффективной внешней политике русской дипломатии в Китае.

1 Кисловский И. Ю. Экономическая безопасность России в прошлом и настоящем. М.,1998. С. 142.

2 См.: Сладковский М. И. Очерки развития внешнеэкономических отношений Китая.Ш 1953. С. 97.