logo search
TTRVED

Меры торговой защиты: общие принципы применения и порядок установления.

Меры торговой защиты (защитные меры) являются примером избирательного применения протекционистских мер, которые целенаправленно и временно используются в тех случаях, когда иностранная конкуренция становиться наиболее опасной и может причинить ущерб национальным предприятиям, чья продукция конкурирует с импортной.

Защитные меры представляют собой меры по ограничению импорта, осуществляющиеся путем введения количественных ограничений или применение специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных, которые взимаются сверх обычно действующих импортных таможенных пошлин.

Соответственно меры торговой защиты включают в себя:

Базовым нормативно-правовым актом, регулирующем порядок введения, применения, пересмотра и отмены мер по защите экономических интересов РБ, при осуществлении внешней торговли товарами, а также определяющим состав таких мер является закон РБ от 25.11.2004 №346 33 «О мерах по защите экономических интересов РБ при осуществлении внешней торговли товарами».

Основными и общими для всех защитных мер принципами их применения являются:

  1. предварительное проведение расследования в целях установления фактов причинения или угрозы причинения отечественным производителям ущерба от возросшего импорта, демпингового импорта и субсидируемого импорта товаров и определение размета такого ущерба.

  2. доказательство причинно-следственной связи между фактом возросшего импорта, демпингового импорта и субсидируемого импорта товаров и фактом причинения ущерба в установленном размере.

  3. обеспечение соответствия ставок антидемпинговых, компенсационных и специальных пошлин к величине установленной расследованием демпингового занижения цен, субсидий выявленного ущерба.

Порядок проведения расследования предшествующего принятию антидемпинговых, специальных защитных и компенсационных мер устанавливается выше названным законом и иными актами законодательства.

При принятии решения о начале расследования органы, проводящие расследование, уведомляют в письменной форма уполномоченный орган иностранного государства, из которого экспортируется товар, являющиеся объектом расследования, а также другие, известные ему заинтересованные лица, о принятом решении и обеспечивает срок не более 5-ти рабочих дней со дня принятия решения о расследовании опубликованием в СМИ уведомления о начале расследования.

Орган, проводящий расследование, по требованию участников расследования обязан предоставлять им информацию о ходе расследования, содействовать обсуждению и решению спорных вопросов, возникающих при проведении расследования. Информация и доказательства, которые предоставляются участникам расследования в ходе его проведении, направляются этим участникам и всем другим участникам расследования. В случае, если информация и доказательства не направлены в орган, проводящий расследование, или участникам расследования, либо если эту информацию не возможно проверить, то такая информация и доказательства не учитываются органами, проводящими расследование, в процессе его проведения. Со дня принятия решения о начале проведения расследования и до его завершения в порядке, предусмотренном законодательством м.б. установлено лицензирование импорта товаров на таможенную территорию РБ, являющихся объектом расследования без применения количественных ограничений. По завершению расследования проводящий его орган в течении 10 календарных дней обеспечивает опубликование в СМИ основных выводов, которые он получил на основании анализа информации, имеющейся в его распоряжении.

Следует отметить, что расследование не проводится в отношении товаров, происходящих из наименее развитых стран, которым предоставляются тарифные преференции РБ, кроме того специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры не применяются: